Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 16:48, реферат
Сила власти в силе ее ветвей. Фундаментом установления верховенства закона должны служить независимое и реальное равновесие ветвей власти, продуманная система сдержек и противовесов, в рамках которой ни один уровень власти не смог бы обрести полномочия, ставящие под сомнение независимое существование других ветвей власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
ЛИТЕРАТУРА 10
Верховенство закона
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Систематические нарушения законов, демократических принципов, отсутствие реального правосудия вредят интересам страны, препятствуют ее развитию.
Как пишет независимый политолог, Юлдашев Т., «Конституция является основным средством ограничения власти правом. Высшей властью в стране должен быть закон, которому одинаково подчинялись бы все граждане. Никто не может встать выше закона, никто не имеет права его игнорировать. Права личности должны не только декларироваться, но входить в основу всей правовой системы.»1
Сила власти в силе ее ветвей. Фундаментом установления верховенства закона должны служить независимое и реальное равновесие ветвей власти, продуманная система сдержек и противовесов, в рамках которой ни один уровень власти не смог бы обрести полномочия, ставящие под сомнение независимое существование других ветвей власти. Каждый уровень власти должен быть наделен полномочиями и финансовыми ресурсами, достаточными для ответственного выполнения своих обязанностей.
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА
Большой экономический словарь так определяет понятие верховенства закона: «…это главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над выпускаемыми ею нормативными актами и инструкциями».2
Верховенство закона — это принцип правовой системы, означающий исключительную роль и ценность законодательной формы в регулировании общественных отношений и тем самым невозможность (или, по крайней мере, ограничение) государственного произвола. Реализация данного требования предполагает повышенное внимание к содержанию законодательных норм, структуре акта и юридической технике. В законе должны содержаться не любые нормы, а в основном первичные, базисные, имеющие прямое действие и государственную защиту.3
Важнейшим проявлением и качественной чертой подобного верховенства является то, что при коллизии законодательных и подзаконных норм предпочтение отдается правилу, которое содержится в законе, что особенно актуально для судов и других правоприменительных органов.
В правовой системе признается безусловное верховенство Конституции РФ, это — юридическая аксиома. В действующей российской Конституции впервые четко зафиксирован принцип верховенства федерального закона (ч. 2 ст. 4; ст. 15, 90; ч. 1 ст. 115). Приоритет закона показывает его уникальную роль и место применительно к массиву многочисленных и противоречивых подзаконных актов.
Учитывая федеративную природу Российского государства и конституционные нормы (ст. 76 Конституции РФ), надо оговориться, что федеральные (общероссийские) законы имеют верховенство не во всех случаях: они превалируют над актами субъектов Федерации, если изданы по предметам ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения России и ее субъектов.
Содержательный аспект верховенства закона вытекает из суверенитета Российской Федерации, обладающей всеми прерогативами и атрибутами самостоятельного, независимого государства, субъекта не только внутригосударственных отношений, но и международного права. Суверенитет государственной власти во многом предопределил престиж и общеобязательность издаваемых правовых норм.
Можно выделить следующие формы проявления верховенства закона:
1) приоритетность
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон.
За его нарушение они несут строгую юридическую
ответственность. Когда мы ведем речь
о верховенстве закона как нормативно-правового
акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные
акты должны строго соответствовать ему,
а должностные лица не уклонятся от его
исполнения и тем более не нарушать его.
Также недопустимо "обогащать" закон
подзаконными актами, вкладывать в
его содержание такой смысл, который не
был предусмотрен законодателем. Кроме
того и все рядовые граждане должны в своем
поведении руководствоваться законом.
А для этого помимо всего прочего, они
должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также предполагает
правовую устойчивость Конституции. Недопустимо
ее постоянное изменение, дополнение и
обновление. Ибо тогда она
перестает быть Основным Законом государства,
обладающим долгосрочным характером.
Вот почему бесконечные изменения, которые
вносил Верховный Совет Российской Федерации
в Конституцию Российской Федерации противоречили
природе правового государства и делали
нестабильной внутриполитическую обстановку
в обществе. Если конституция выражает
государственную волю общества, то ее
изменение, обновление
должно осуществляться в соответствии
с ней, а не волей.
Укрепление законности остается актуальнейшей
задачей, ибо это - центральная категория
правового государства. Новая Конституция
Российской Федерации в соответствии
с принципом разделения властей внесла
коррективы в иерархию нормативно-правовых
актов. Конституцией Российской Федерации
к федеральным законам отнесены:
федеральные конституционные законы и
федеральные законы. Статья 76 устанавливает,
что по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные
законы и федеральные законы. По предметам
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Федерации - федеральные законы
и принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации
субъекты Федерации осуществляют собственное
правовое регулирование. К правовым актам
субъектов Федерации отнесены конституции
республик, уставы краев, областей, городов
федерального значения, автономных областей
и автономных округов, законы и иные нормативные
правовые акты
субъектов Федерации. Все правовые акты,
издаваемые в Российской Федерации, не
могут противоречить Конституции Российской
Федерации, федеральные законы не могут
противоречить федеральным конституционным
законам (ст.76, ч. З). Законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Федерации не
могут противоречить федеральным законам.
В правовом государстве ни один государственный
орган, должностное лицо, коллектив или
общественная организация, ни один человек
не вправе посягать на закон. За его нарушение
они несут строгую юридическую ответственность.
Когда мы ведем речь о верховенстве закона
как нормативно-правового акта, обладающего
высшей юридической силой, то имеем в виду,
что все подзаконные акты должны строго
соответствовать ему, а должностные лица
не уклонятся от его исполнения и тем более
не нарушать его. Также недопустимо вкладывать
в его содержание такой смысл, который
не был предусмотрен законодателем. Кроме
того, и все рядовые граждане должны в
своем поведении руководствоваться законом.
А для этого помимо всего прочего, они
должны быть информированы о его содержании. 5
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Конституция Российской Федерации - юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц.
Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправления и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.
Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Юлдашев Т. Верховенство Закона. // Трибуна. -04. 11. 2004.
2 Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М., 2002
3 Колесников Е.В. Верховенство закона и институт альтернативной (невоенной) службы // Правоведение.-1998.-№ 1
4 Колесников Е.В. Верховенство закона и институт альтернативной (невоенной) службы // Правоведение.-1998.-№ 1
5 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – Москва : “Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995. – С.82
6Венгеров А.Б. Теория государства и права: Теория государства – Москва: Юристъ, 1996. С. 82-84