Уровни и виды политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..2
Природа власти. Политическая власть………………………….3
Структура политической власти………………………………...7
Принципы функционирования политической власти……….....8
Уровни и виды политической власти…………………………...16

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.24 Кб (Скачать)

Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает  полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.

Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется  посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом  особенностей:

    • верховенство, обязательность решений политической власти для всякой иной власти;
    • право на легальное использование насилия против антиобщественных элементов;
    • публичность (всеобщность и безличность). Политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
    • наличие единого центра принятия решений;
    • выполнение роли арбитра в конфликтах между представителями различных социальных групп;
    • многообразие используемых ресурсов;
    • обеспечение максимальной стабильности общества как целого в рамках существующих отношений собственности, действующих законов и конституции.

В зависимости от степени  вовлечения в политическую жизнь  общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность  за последствия проводимой им политики, авторитет.

Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и  организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные  личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять  власть в свои руки в условиях политического  кризиса, сопровождающегося вакуумом власти).

В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том  случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами —  если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает  и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных  партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Таким образом, власть может  рассматриваться как разновидность  каузальных отношений или, по мысли  Т. Гоббса, отношений, в которых «один  выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных  возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а  на реальном использовании им средств  и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование  над другой стороной.

Сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений  из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое  для доминирования навязывание  своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами. Таким образом, политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями  к установлению и поддержанию  отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной  конкуренции.

Политическая  система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что  политическая система представляет собой диалектическое единство четырех  сторон:

1) институциональной (государство,  политические партии, социально-экономические  и другие организации, образующие  в совокупности политическую  организацию общества);

2) регулятивной (право, политические  нормы и традиции, некоторые нормы  морали и т.д.);

3) функциональной (методы  политической деятельности, составляющие  основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)2.

Поддерживая такой подход к представлению о составе  политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры. 

 

1. Политические и правовые  нормы – сложившиеся или установленные правила поведения, способы, регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.

Процесс воплощения идей в  нормы, правила поведения, а затем  в принципы существования политических организаций называется институционализацией, так происходит формирование элементов политической организации общества. Отношения разрыва, антагонизма идеи и организации порождают обратный процесс – институционализацию, разрушение политической организации, нарастание дистанции между поведением людей и регулирующей его нормой. Связь политики и институционализации органична и очевидна: все многообразие политической деятельности проходит в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

2. Политическая структура  – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные

заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

Следует иметь в виду, что организационные отношения  в сфере

( Политики наделены некоторыми  характерными чертами:

• общая цель для всех участников организации;

* иерархичность структуры  отношений внутри организации;

• диференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

. 3. Политическая деятельность  – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно  выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно  начать с вида деятельности, политическое значение которого, несомненно, весьма велико, но смысл как раз заключается  и неприятии и отрицании политики. Это политическое отчуждение. Оно  выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.

Политическая пассивность  – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может  быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных  интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь  от политической самостоятельности.

Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя па политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.

4. Политическое сознание  и политическая культура. Под  политическим сознанием имеется  в виду многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании выделяются два уровня организации: концептуальный – политические теории, доктрины, программы, учения; обыденный – несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений. 

Единство, в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные  к длительному и стабильному  существованию, такими ценностями обязательно  обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и  разделяются большинством членов общества, складываются в системы воспитания, политической социализации.

Ценности – это выражение  значимости объектов окружающего Мира для человека, его субъективного  отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события», или «события-желания».

Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно  имеют дело с выбором порядка  собственных действий, с переводом  описательной информации в предописательную, ценности  играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.

I Среди ценностных доминант, создававших исторический облик европейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:

– до XV в. – справедливость, честность;

– в XV в. – власть, выгоду;

- в XIX в. – стабильность;

– в XIX–XX вв. – развитие.

Автор отмечает невозможность  определения современной политики в рамках единой ценности2, что, на наш взгляд, совершенно справедливо.

Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно  служит основным звеном управления в  политике:

– выступает главным инструментарием  реализации важнейших задач политической системы;

– обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство  выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение  ценностей, в качестве которых могут  выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.

Акцент на распределительную, а не на производительную или собственническую функции политической системы достаточно красноречиво показывает пределы и  смысл политического вмешательства  в общественную жизнь: оно начинается с влияния на сферу распределения, а не производства. Именно в этой сфере сходятся, сталкиваются интересы как социальных групп, так и социальной целостности.

Информация о работе Уровни и виды политической власти