Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:26, курсовая работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека
одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.
Введение…………………………………………………………..2
Природа власти. Политическая власть………………………….3
Структура политической власти………………………………...7
Принципы функционирования политической власти……….....8
Уровни и виды политической власти…………………………...16
Государственная власть составляет ядро политической власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Политическая власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров и т.д. Политическая и государственная власть, во многом совпадая, не тождественны. Полем деятельности государственной власти в первую очередь является государство и его органы. Гражданское общество регулируется государством в значительно меньшей степени. Полем деятельности власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество.
Субъект и объект политической власти. Политическая власть реализуется посредством государственного аппарата, а также через деятельность политических партий и общественных организаций. Политическая власть обладает рядом особенностей:
В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъекты политической власти (как и любого другого вида власти) являются ее непосредственными носителями и творцами. Субъекта политической власти отличает стремление к власти как к средству для реализации своих целей, компетентность, профессионализм, готовность взять на себя ответственность за последствия проводимой им политики, авторитет.
Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита, бюрократия, лобби; политические лидеры; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса, сопровождающегося вакуумом власти).
В современном обществе социальные
институты, социальные группы, личности
могут выступать и как субъект,
и как объект политической власти.
Субъектами они выступают в том
случае, если активно проводят свою
волю в политике, а объектами —
если вынуждены подчиняться воле
других. Государство, например, является
важнейшим субъектом
Таким образом, власть может
рассматриваться как
Сущность власти неразрывно
связывается с волей субъекта,
способствующей перенесению намерений
из сферы сознания в область практики,
и его силой, обеспечивающей необходимое
для доминирования навязывание
своих позиций или подчинение.
И сила, и воля субъекта в равной
мере являются ее неизменными атрибутами.
Таким образом, политическая власть
как относительно устойчивое в социальном
плане явление обязательно
Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.
В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:
1) институциональной (
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)2.
Поддерживая такой подход к представлению о составе политической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, политической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.
1. Политические и правовые нормы – сложившиеся или установленные правила поведения, способы, регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их основе отношения называются политическими институтами.
Процесс воплощения идей в
нормы, правила поведения, а затем
в принципы существования политических
организаций называется институ
2. Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные
заведения).
Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.
Следует иметь в виду, что организационные отношения в сфере
( Политики наделены некоторыми характерными чертами:
• общая цель для всех участников организации;
* иерархичность структуры отношений внутри организации;
• диференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.
. 3. Политическая деятельность – разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.
Политическая деятельность
неоднородна, в ее структуре можно
выделить несколько четко выраженных
состояний. Их анализ целесообразно
начать с вида деятельности, политическое
значение которого, несомненно, весьма
велико, но смысл как раз заключается
и неприятии и отрицании
Политическая пассивность – это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (им может быть как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности.
Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя па политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Становление политической активности означает формирование способности действовать исходя из объективной связи проблемы существования любой социальной группы с противоречиями, характерными для всего общества в целом.
4. Политическое сознание
и политическая культура. Под
политическим сознанием
Политическая культура – это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.
Единство, в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.
Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такими ценностями обязательно обладают. Число их может быть невелико, но они непременно присутствуют и разделяются большинством членов общества, складываются в системы воспитания, политической социализации.
Ценности – это выражение значимости объектов окружающего Мира для человека, его субъективного отношения к ним. Известный американский политолог Г. Лассуэл определял их как «желаемые события», или «события-желания».
Поскольку в сфере политических отношений люди практически постоянно имеют дело с выбором порядка собственных действий, с переводом описательной информации в предописательную, ценности играют огромную роль в становлении характера, направленности политических действий и процессов, в значительной степени они определяют тип политических систем, приоритеты государственных механизмов. Отражением их эволюции служит смена господствующих в политической системе ценностей.
I Среди ценностных доминант, создававших исторический облик европейских политических систем, известный американский политолог К. Дейч выделяет:
– до XV в. – справедливость, честность;
– в XV в. – власть, выгоду;
- в XIX в. – стабильность;
– в XIX–XX вв. – развитие.
Автор отмечает невозможность
определения современной
Центральный элемент политической системы – государство. Именно оно служит основным звеном управления в политике:
– выступает главным
– обеспечивает единство ее разнообразных компонентов. Государство выполняет такую политическую функцию, как авторитарное распределение ценностей, в качестве которых могут выступать материальные блага, социальные преимущества, культурные достижения и даже формы досуга.
Акцент на распределительную,
а не на производительную или собственническую
функции политической системы достаточно
красноречиво показывает пределы и
смысл политического