n="justify">
В
период позднего средневековья феодальные
отношения во всех странах образовывали
запутанный клубок прав и обязанностей,
порождающий непрекращающиеся конфликты
феодалов, непрерывную борьбу между
королевской властью и вассалами,
вереницу измен, предательских убийств,
отравлений, коварных интриг, прикрываемых
поэтическим именем рыцарства, рассуждающего
о дворянской чести и дворянской
верности. Именно эту практику Макиавелли
поднял на теоретический уровень
«высокой политики» и плпытался
дать ей своеобразные оправдания. Многие
рекомендации Макиавелли послужили
практическим руководством для беспринципных
политиков; поэтому «макиавеллизм» стал
символом политического коварства.
Гуманистический
дух эпохи Возрождения,каким его
наследовал европейский XVI век, «Государя»
едва коснулся. В этом труде доминирует
не превознесение высокого достоинства
человеческой личности.Нет в нем
апологии свободной воли; нет рассуждений
о призвании индивида к гражданско-нравственной
деятельности на поприще политики.Прообразом
же правителя выступает Цезарь Борджиа
– поистине сатанинский злодей в
котором автор хотел видеть великого
государственного мужа.
Заслуга
Макиавелли в том, что он до предела
заострил и бесстрашно выразил объективно
существующее соотношение политики
и морали.
Произведения
Макиавелли оказали громадное влияние
на последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы
и обоснованы главные програмные
требования буржуазии: незыблемость частной
собственности, безопасность личности
и имущества, республика как наилучшее
средство обеспечения «благ свободы»,
осуждение феодального дворянства,
подчинение религии политике и ряд
других. Наиболее проницательные идеологи
буржуазии высоко оценили методологию
Макиавелли, в особенности освобождение
политики от теологии, рационалистическое
объяснение государства и права, стремление
определить их связь с интересами людей.
Названные положения Макиавелли были
восприняты и развиты последующими теоретиками
(Спиноза, Руссо). Камнем преткновения
для этих теоретиков явились, однако, «макиавеллизм»
и его оценка. Делались попытки противопоставить
наиболее известную книгу «Государь»
другим произведениям, усмотреть противоречие
между ними. Попытки были неудачными. Неудачны
и попытки истолковать книгу «Государь»
как обличительный памфлет против тиранов,
разоблачающий их повадки, либо представить
«макиавеллизм» как искажение подлинных
идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения
Макиавелли о способах и приемах политической
деятельности предопределялись не только
спецификой исторических условий того
времени, но и сущностью методов власти
меньшинства, опирающуюся на насилие.
Политика господствующих классов всегда
стремилась найти идейную опору в общественной
морали и теоретическое обоснование в
философии. Макиавелли поменял местами
опору и обоснование: его поиск теоретических
основ эффективности политики правящего
меньшинства неизбежно привел к противопоставлению
принципов такой политики общепризнанным
элементарным нормам морали, к обоснованию
конкретных рекомендаций, приноровленных
к практике противостоящих народу правительств.
Именно поэтому труды Макиавелли оказали
влияние не только на развитие политико-правовой
теории, но и на реальную политику ряда
государственных деятелей, одни из которых
(Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто
признавали это влияние, другие же, следуя
практическим рекомендациям Макиавелли,
его же лицемерно порицали («Анти-Макиавелли»
Фридриха II Прусского). В одном из своих
строго секретных писем для членов Политбюро
ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным
писателем по государственным вопросам,
справедливо говорившим о способах достижения
известной политической цели.
Список
используемой литературы
История
политических и правовых учений : учебник
для ВУЗов / ред. Нерсеянца, В.С. –
Москва, 1996
История
политических и правовых учений : учебник
/ под ред. Лейста, О.Э. – Москва, 1997