Учение Макиавелли о государстве и праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:48, доклад

Краткое описание

Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени – латыни.

Файлы: 1 файл

Учение макиавелли.docx

— 26.66 Кб (Скачать)
n="justify">  В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странах образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты  феодалов, непрерывную борьбу между  королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего  о дворянской чести и дворянской верности. Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень  «высокой политики» и плпытался  дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили  практическим руководством для беспринципных  политиков; поэтому «макиавеллизм» стал символом политического коварства.

  Гуманистический дух эпохи Возрождения,каким его  наследовал европейский XVI век, «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует не превознесение высокого достоинства  человеческой личности.Нет в нем  апологии свободной воли; нет рассуждений  о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики.Прообразом же правителя выступает Цезарь Борджиа  – поистине сатанинский злодей в  котором автор хотел видеть великого государственного мужа.

  Заслуга Макиавелли в том, что он до предела  заострил и бесстрашно выразил объективно существующее соотношение политики и морали.

  Произведения  Макиавелли оказали громадное влияние  на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные програмные требования буржуазии: незыблемость частной  собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее  средство обеспечения «благ свободы», осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд  других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию  Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. Названные положения Макиавелли были восприняты и развиты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо). Камнем преткновения для этих теоретиков явились, однако, «макиавеллизм» и его оценка. Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу «Государь» другим произведениям, усмотреть противоречие между ними. Попытки были неудачными. Неудачны и попытки истолковать книгу «Государь» как обличительный памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки, либо представить «макиавеллизм» как искажение подлинных идей Макиавелли. Суть дела в том, что рассуждения Макиавелли о способах и приемах политической деятельности предопределялись не только спецификой исторических условий того времени, но и сущностью методов власти меньшинства, опирающуюся на насилие. Политика господствующих классов всегда стремилась найти идейную опору в общественной морали и теоретическое обоснование в философии. Макиавелли поменял местами опору и обоснование: его поиск теоретических основ эффективности политики правящего меньшинства неизбежно привел к противопоставлению принципов такой политики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию конкретных рекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу правительств. Именно поэтому труды Макиавелли оказали влияние не только на развитие политико-правовой теории, но и на реальную политику ряда государственных деятелей, одни из которых (Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто признавали это влияние, другие же, следуя практическим рекомендациям Макиавелли, его же лицемерно порицали («Анти-Макиавелли» Фридриха II Прусского). В одном из своих строго секретных писем для членов Политбюро ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения известной политической цели.

  Список  используемой литературы  

  История политических и правовых учений : учебник  для ВУЗов / ред. Нерсеянца, В.С. –  Москва, 1996

  История политических и правовых учений : учебник / под ред. Лейста, О.Э. – Москва, 1997

Информация о работе Учение Макиавелли о государстве и праве