Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:50, реферат
Цель настоящей работы – осуществить анализ политико-правового учения Аристотеля.
Введение
3
1. Учение Аристотеля о государстве
1.1. Понятие государства
1.2. Классификация форм правления государства
2. Правовая теория Аристотеля
5
5
7
12
Заключение
15
Список использованной литературы
17
Основную
причину возмущений и переворотов
в государстве Аристотель видит
в отсутствии надлежащего равенства.
Перевороты оказываются следствием
нарушения относительного характера
равенства и искажения принципа
политической справедливости, требующего
в одних случаях
В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства Аристотель отмечает, что это - логическое построение.
Население лучшего государства должно быть достаточным и легко обозримым. Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных началах предоставляются в общее пользование других граждан). Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы - досуг».1
В связи с освещением темы войны Аристотель подробно останавливается на проблеме рабства. Военное дело, подчеркивает он, нужно не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство. Хотя путем войны повсеместно приобретаются рабы, однако рабство покоится не на праве войны, а в природе вещей. Исходя из этого тезиса, он, явно противореча фактам, пишет: «Неизбежно приходится согласиться, что одни люди - повсюду рабы, другие - нигде таковыми не бывают».2 Война и вообще насилие, таким образом, не создавая нового правового основания для рабства, есть, по Аристотелю, лишь средство приобретения тех, кто уже является рабом, «охота» на рабов по природе.
2. Правовая теория Аристотеля
В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право - это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения. Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех...».1
Аристотель различает право позитивное и право естественное.
Под позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».2 Естественное право предписывает разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться. Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми. И естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер.
Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального государства Платона. Аристотель - критик «коммунизма» Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье - это источник радостей). Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства - интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, - отмечал Аристотель, - в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, - подчеркивал он, - властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».1
Насилие, согласно трактовке Аристотеля, не создает права. Аристотель подчеркивает, что закон (как часть политики и явление политическое, соответствующее принципу политической справедливости) не может насилие сделать правом или трактовать силу в качестве источника права. Такая трактовка соотношения права и насилия направлена в учении Аристотеля на отрицание неполитического (несправедливого и антиправового) использования силы, характерного для деспотизма, где отсутствуют политические (а, следовательно, и правовые) формы и отношения.
Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».2 Законы и остальной распорядок общественной и государственной жизни должны исключить должностным лицам возможность наживаться. В таком случае граждане, отстраняемые от участия в государственном управлении, довольны и получают возможность спокойно заниматься своими частными делами. Но если они думают, что правители расхищают общественное добро, тогда их огорчает то, что они не пользуются ни почетными правами, ни прибылью.
Аристотель утверждал, что должны существовать законы, касающиеся воспитания, и «последнее должно быть общим». Воспитание граждан в духе соответствующего государственного строя есть самое важное средство сохранения государственности. Самые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку, т.к. «если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство».
Политическое
устройство (государство) и право
необходимо предполагают свободу членов
данного политико-правового
Законодательство - часть политики, и искусство законодателя состоит в умелом и адекватном отражении в законах своеобразия данного государственного строя и стабилизации существующей системы отношений. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей. Разумность закона в интерпретации Аристотеля означает его правильность и правомерность, его соответствие политической справедливости и праву. Закон разумен, т.к. в нем правильно выражена его политическая природа, идея права. Разумность закона в трактовке Аристотеля также означает, что его требования свободны от аффектов и эгоистических интересов, присущих людям вообще и властителям в особенности. Поэтому в поисках справедливости следует обращаться к чему- либо нейтральному, а «это нейтральное и есть закон».1 Нейтральность закона означает его надличностный характер, одинаковое возвышение закона над всеми, общеобязательность его велений и запретов. Но закон, будучи общей мерой, не может предусмотреть все возможные конкретные случаи жизни. Когда частный случай не подходит под общее положение закона, необходимо исправить недостаток и восполнить пробел, оставленный законодателем. Подобное преодоление отрицательных последствий общего характера закона Аристотель называет правдой.
Заключение
Аристотель как выдающийся мыслитель Древней Греции внес существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права и оказал заметное влияние на последующих авторов, заняв выдающееся место в истории политических и правовых учений. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существующих в античности. Она опиралась на обширный эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определил предмет и методы отдельных наук, написав более 150 научных трудов и трактатов. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Теорию государственных форм Аристотель построил на изучении практики государственного управления в различных древнегреческих полисах. Вместе с тем, обеспокоенный кризисом самой полисной формы общественной жизни и наблюдая, как на его глазах создавалась держава Александра Македонского, он создал и проект идеального государства как идеального (наилучшего) полисного формообразования. Предназначено оно только для эллинов и должно во всем воплощать общеантичный идеал меры: по размеру территории (она должна быть не слишком большой и не слишком малой), по народонаселению (количество граждан должно быть достаточным и в то же время граждане должны знать друг друга), географическому положению (открытость морю) и др.
Правовая
теория Аристотеля предстает как
определенный синтез и дальнейшее развитие
предшествующих подходов. Так, софисты
в своей интерпретации положения о человеке
как «мере всех вещей» в той или иной форме
склонились к неизбежной субъективизации
и релятивизации представлений о справедливости,
праве, законе. Чтобы справиться с этой
трудностью, Сократ и Платон, отстаивавшие
объективный характер политических и
правовых явлений, в противоположность
софистам стали апеллировать к богу как
мере всех вещей. В концепции, Аристотеля
эти два направления поисков - поиски софистами
человеческой основы меры в политических
и правовых явлениях и сократовско - платоновские
поиски начал, определяющих объективный
характер меры в человеческих отношениях,
соединяются и синтезируются благодаря
представлению о политической природе
человека, трактуемой в качестве естественно
- человеческого источника объективного
характера меры справедливости в политико-правовых
явлениях и отношениях.
Список использованной литературы:
1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик. - М., 2000.
2. Аристотель. Политика // Серия: Philosophy. - М.: АСТ, 2002. – 400 с.
3. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. – М., 1981-1984 гг.
4. Асмус В.Ф Античная философия. - М., 2005.
5. Ачкасов В. А. Политология: Учебник. - М., 2005.
6. Гаджиев К.С. Политология: основной курс. Учебник. - М.: Высшее образование, 2008. - 460 c.
7. Зубов В. П. Аристотель. - М., 2000.
8.
История политических и
9.
История политических и
10.
История политических и
11.
История политических и
12. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М., 1993.
13.
Мачин И.Ф. История
14.
Мухаев Р.Т. Политология:
15. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. – М.: Издательство Юрайт, Юрайт-Издат, 2010. – 379 с.
16. Политология: учебник. / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 396 с.
17. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2. - М., 1997.