Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:18, реферат
Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «целый», «полный». Тоталитаризм - это политический режим, который характеризуется полным контролем и жесткой регламентацией со стороны государственной власти над всеми сферами жизни общества и каждым человеком, опирающимися на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.
Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества; изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические аппеляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.
Характерной чертой режима в СССР являлось и то, что власть не опиралась на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. (Не случайно первые выступления диссидентов, в СССР, проходили под лозунгами за соблюдение конституции.)
Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Идеологическая армия в СССР была огромна.
В
культуре тоталитарного государства
господствует одна идеология и мировоззрение.
Тоталитарный режим использует мифологизированную
версию одной такой идеологии
в качестве единственно возможного
мировоззрения, которое превращается
в некое подобие
Тоталитарный
режим, при котором формируется
культ личности, со временем разлагается
изнутри. Особенно из политической элиты
выходят лица, которые становятся
в оппозицию к режиму. С возникновением
инакомыслия, от режима отчуждаются
сначала узкие группировки
3. Разновидности тоталитаризма
Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тоталитарные политические системы имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько их важнейших разновидностей. В зави-симости от господствующей идеологии, влияющей на содержание поли-тической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила во-енно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предпо-лагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.
И все же характеристика социализма советского типа как тотали-таризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.
Вторая разновидность тоталитарных политических систем - фа-шизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитар-ные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тя-готел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм пре-тендует на восстановление или очищение «народной души», обеспече-ние коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в госу-дарстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами от-странить Муссолини от власти.
Третья
разновидность тоталитаризма
Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.
В целом можно выделить следующие предпосылки возникновения в начале XX века тоталитарных режимов:
Становление
индустриального развитого
Необходимо отметить
влияние интенсивного развития науки
и техники, породившее иллюзию полной
познаваемости законов природы
и общества. В общественном сознании
утверждалась идея о возможности
тотального планирования общественного
развития в целях достижения всеобщего
процветания в исторически
Можно
отметить фактор появления массовых
коммуникаций (в частности радио),
резко увеличивающих
Крайне
важными являются также социально-экономические
предпосылки. Они связаны с тем,
что становлению тоталитарного
строя, как правило, предшествовал
экономический кризис, в результате
которого значительная часть общества
лишалась средств к существованию и с
радостью готова была последовать за лидером,
обещавшим «светлое будущее».
Современные тенденции и оценки
Фридрихом
и Бжезинским была высказана мысль
о том, что с течением времени
тоталитаризм будет эволюционировать
в сторону большей
Как показала история, система власти, построенная на главенстве моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к интенсивной динамике сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это -- внутренне закрытая система, построенная на принципах гомеостаза, борющаяся с внутренним вакуумом, которая движется по законам самоизоляции. Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконкурентная система власти.
В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени.
Страх
и террор не могут вечно преследовать
людей. Малейшее ослабление репрессий
активизирует в обществе оппозиционные
настроения, равнодушие к официальной
идеологии, кризис лояльности. Вначале,
сохраняя ритуальную преданность господствующей
идеологии, но и не в силах сопротивляться
голосу рассудка, люди начинают жить по
двойным стандартам, двоемыслие становится
признаком рефлексирующего
Но,
видимо, главным источником разрушения
и невозможности
Таким образом, можно заключить, что тоталитарные политические системы характерны в основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм -- это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.
Тем
не менее, и у тоталитаризма есть
некоторые шансы на локальное
возрождение. Ведь многие десятилетия
террора сформировали у населения
этих стран определенный тип культурных
ориентации, который способен воспроизводить
соответствующие нормы и