Тоталитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:18, реферат

Краткое описание

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis», что означает «целый», «полный». Тоталитаризм - это политический режим, который характеризуется полным контролем и жесткой регламентацией со стороны государственной власти над всеми сферами жизни общества и каждым человеком, опирающимися на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.docx

— 35.28 Кб (Скачать)

     Российские  политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности  советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества; изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключительная ориентация на будущее; патетические аппеляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером.

     Характерной чертой режима в СССР являлось и  то, что власть не опиралась на законы и конституцию. В сталинской конституции  были гарантированы почти все  права человека, которые на деле практически не выполнялись. (Не случайно первые выступления диссидентов, в  СССР, проходили под лозунгами  за соблюдение конституции.)

     Тоталитарные  идеологи всегда стремились подчинить  себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как  индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Идеологическая армия  в СССР была огромна.

     В культуре тоталитарного государства  господствует одна идеология и мировоззрение. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии  в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной  религии. Эта монополия на идеологию  пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой  идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.

     Тоталитарный  режим, при котором формируется  культ личности, со временем разлагается  изнутри. Особенно из политической элиты  выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия, от режима отчуждаются  сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Заканчивает  разрушение тоталитаризма - отход от жёсткого контроля в экономической  сфере.

     3. Разновидности тоталитаризма

     Наряду  с общностью основополагающих институциональных  черт тоталитарные политические системы  имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько  их важнейших разновидностей. В зави-симости от господствующей идеологии, влияющей на содержание поли-тической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

     Исторически первой и классической формой тоталитаризма  стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила во-енно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты этого строя, поскольку предпо-лагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

     И все же характеристика социализма советского типа как тотали-таризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.

     Вторая  разновидность тоталитарных политических систем - фа-шизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитар-ные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тя-готел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм пре-тендует на восстановление или очищение «народной души», обеспече-ние коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в госу-дарстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами от-странить Муссолини от власти.

     Третья  разновидность тоталитаризма национал-социализм. Как ре-альный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занимает нация, место классовой ненависти ненависть националь-ная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность направ-лена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классовою врага), и в национал-социализме - вовне, против других народов. Глав-ные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выра-жены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, ми-ровое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

     Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

     В целом можно выделить следующие предпосылки  возникновения в  начале XX века тоталитарных режимов:

     Становление индустриального развитого общества. Следствием этого стало усложнение общественной структуры, что вело к  разрушению связей между традиционными  социальными группами и к появлению  новых групп. В результате отдельный  человек терял социальную устойчивость и стремился отыскать точку опоры  в «понятной» и устремленной в  будущее идеологии, которую предоставлял тоталитарный режим.

     Необходимо отметить влияние интенсивного развития науки  и техники, породившее иллюзию полной познаваемости законов природы  и общества. В общественном сознании утверждалась идея о возможности  тотального планирования общественного  развития в целях достижения всеобщего  процветания в исторически обозримые  сроки. Ставка в реализации этих идей делалась на государственный аппарат  с его возможностью всеобъемлющего контроля за всеми сферами общественной жизни.

     Можно отметить фактор появления массовых коммуникаций (в частности радио), резко увеличивающих возможности  ведения пропаганды, «Только толпу  и элиту можно привлечь энергией, содержащейся в самом тоталитаризме  завоевать же массы можно только с помощью пропаганды…» Х. Арендт: «Истоки тоталитаризма». Взаимосвязь между пропагандой и идеологической доктриной зависит, с одной стороны, от размеров движения и от внешнего давления -- с другой. Чем меньше размах движения, тем больше усилий оно тратит на простую пропаганду. Чем больше давление на тоталитарные режимы со стороны внешнего мира -- давление, которое нельзя полностью игнорировать, даже находясь за железным занавесом, -- тем более активно будет тоталитарный диктатор использовать пропаганду.

     Крайне  важными являются также социально-экономические  предпосылки. Они связаны с тем, что становлению тоталитарного  строя, как правило, предшествовал  экономический кризис, в результате которого значительная часть общества лишалась средств к существованию и с радостью готова была последовать за лидером, обещавшим «светлое будущее». 

     Современные тенденции и оценки

     Фридрихом и Бжезинским была высказана мысль  о том, что с течением времени  тоталитаризм будет эволюционировать в сторону большей рациональности, сохранив свои основополагающие конструкции  для воспроизводства власти и  общественных порядков. Иными словами, источник опасности для тоталитаризма  они видели во вне системы. Жизнь в основном подтвердила эту мысль, хотя продемонстрировала и внутренние факторы дестабилизации этого порядка.

     Как показала история, система власти, построенная  на главенстве моноидеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к интенсивной динамике сложносоставных обществ, с выявлением гаммы их разнообразных интересов. Это -- внутренне закрытая система, построенная на принципах гомеостаза, борющаяся с внутренним вакуумом, которая движется по законам самоизоляции. Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконкурентная система власти.

     В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени.

     Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление репрессий  активизирует в обществе оппозиционные  настроения, равнодушие к официальной  идеологии, кризис лояльности. Вначале, сохраняя ритуальную преданность господствующей идеологии, но и не в силах сопротивляться голосу рассудка, люди начинают жить по двойным стандартам, двоемыслие становится признаком рефлексирующего человека. Оппозиционность воплощается в  появлении диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются и подрывают  идеологический монополизм правящей партии.

     Но, видимо, главным источником разрушения и невозможности воспроизводства  тоталитарных порядков является отсутствие ресурсов для поддержания информационного  режима моноидеологического господства. И дело не только в социальных основаниях этого глобального для современного мира процесса, когда развитие личности и человечества неразрывно связано с конкуренцией мнений, постоянным переосмыслением индивидами программ, духовным поиском. Существуют и чисто технические предпосылки нежизнеспособности тоталитарных систем. К ним относятся, в частности, современные процессы обмена сообщениями, нарастание интенсивности и технической оснащенности информационных потоков, развитие коммуникативных контактов различных стран, развитие технической инфраструктуры, связанное с появлением массовых электронных СМИ, развитием сети Интернет. Коротко говоря, качественное изменение информационного рынка не может не вовлечь в новые порядки даже те страны, которые пытаются искусственно изолировать свое информационное пространство от проникновения "чуждых" идей. А разрушение системы единомыслия и есть основная предпосылка крушения тоталитаризма.

     Таким образом, можно заключить, что тоталитарные политические системы характерны в  основном для стран с пред- и раннеиндустриальными экономическими структурами, дающими возможность организовать монополизацию идейного пространства силовыми методами, но абсолютно не защищенных перед современными экономическими и особенно информационно-коммуникативными процессами. Поэтому тоталитаризм -- это феномен только XX в., данный тип политических систем смог появиться лишь на узком пространстве, которое предоставила история некоторым странам.

     Тем не менее, и у тоталитаризма есть некоторые шансы на локальное  возрождение. Ведь многие десятилетия  террора сформировали у населения  этих стран определенный тип культурных ориентации, который способен воспроизводить соответствующие нормы и стереотипы, независимо от сложившихся политических условий. Не удивительно, что на постсоветском  пространстве сегодня нередко складываются своеобразные протототалитарные режимы, при которых не действуют оппозиционные СМИ, руководители оппозиции подвергаются репрессиям и даже физическому уничтожению, безраздельно властвует партриархальщина и откровенный страх перед властью. Поэтому окончательное уничтожение призрака тоталитаризма органически связано не только с наличием демократических институтов и вовлечением стран и народов в новые информационные отношения. Колоссальное значение имеют и понимание людьми ценностей демократии и самоуважение, осознание ими как гражданами своей чести и достоинства, рост их социальной ответственности и инициативы.


Информация о работе Тоталитаризм