Терроризм: сущность, истоки и методы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, целью настоящей работы является изучение такого явления как терроризм. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия терроризм;
2. Изучить истоки терроризма;
3. Рассмотреть финансовый фактор терроризма;
4. Исследовать методы борьбы с терроризмом.

Оглавление

Введение_______________________________________с.3
1. Терроризм: сущность_____________________________с.4-5
1.1. Типы и виды терроризма_______________________________с.5-7
1.2. Международный терроризм_____________________________с.7-8
2. Истоки терроризма_______________________________с9-10
3. Финансовый фактор терроризма___________________с.10-13
4. Методы борьбы с терроризмом____________________с.14-16
Заключение____________________________________с.17
Список использованной
литературы____________________________________с.18

Файлы: 1 файл

Контрольная - Политология.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

3.     Финансовый фактор терроризма.

До сих пор речь шла о людских ресурсах террористических организаций – о том, под влиянием каких социально – экономических причин люди становятся террористами. Рассмотрим теперь другой экономический ресурс терроризма – финансовый.

Терроризм как стабильное явление невозможен без «энтузиазма» (фанатизма), но он зарождается не только на «энтузиазме», но и на «хозрасчете». Для организации терактов и для стимулирования их просвещения в СМИ[6] нужны крупные финансовые затраты.

Традиционный источник финансов террора – помощь стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей. Однако в современном мире этот источник постепенно отмирает. Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «чёрный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют такие государства, как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, КНДР и Куба. Что же касается Кубы и КНДР (китайская народно – демократическая республика), то их помощь распространяется в основном на «левых» террористов, к тому же она невелика. Остальные страны – изгои  относятся к миру ислама и соответственно поддерживают связи с исламскими экстремистами и палестинскими группировками.  Особая проблема – финансовая помощь современным террористам со стороны спецслужб «сильных» стран. Несомненно, она осуществлялась во время Третьей мировой войны, но в современную эпоху надежных доказательств подобной помощи нет.

Более важный источник финансирования современных террористов – спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д. Знаковой фигурой в этом отношении является  Усама бен Ладен – миллионер из Саудовской Аравии (его семья имела деловые связи с семьей американских президентов Бушей), начинавший как спонсор антисоветских афганских моджахедов, а затем сам возглавивший террор. Пожертвования частных спонсоров и благотворительных (неправительственных) организаций подписывают почти исключительно религиозные и националистические террористические группировки[7].

Однако в современном мире терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д. Террористические организации во многом подобны мафии – нелегальны, обладают силовыми структурами, построены на конспирации и личном доверии. Поэтому они успешно внедряются в криминальные промыслы, типичные для организованной преступности. Террористы Латинской Америки тесно связанны с кокаиновым трафиком, террористы Азии – с героиновым, повстанческие группировки Западной Африки – с контрабандой алмазов. В результате внедрения в мафиозные криминальные промыслы терроризм приобретает черты «обычной» мафии. Постепенно борьба за «идею» частично или полностью вытесняется борьбой за «доллар».

Модели финансирования терроризма[8]. Можно выделить четыре уровня систем финансирования террористических организаций.

Первый(высший) уровень – модель террористического финансирования административно институционализированной «серой зоны», как в Чечне 1990-х гг. Термином «серая зона» обозначают регионы на территории международно признанных государств, которые либо вообще не контролируются легальным правительством, либо контролируется им частично. Среди  «серых зон» можно выделить два типа: либо оппозиционные организации создают в «серой зоне» альтернативную административную систему (как в Абхазии), либо территория становится полем непрерывных партизанских и антипартизанских действий (как в Колумбии). Первая ситуация обычно предполагает стремление оппозиционной власти добиться легализации нового государственного образования, несовместимого с террористической деятельностью.

Совсем иное положение характерно для Чечни 1990-х гг. Хотя чеченские сепаратисты декларировали стремление создать нормальное независимое государство, его финансирование имело ярко выраженные черты бандитско – террористической деятельности. Чечня превратилась в криминальный «заповедник», живущий на основе воровства, контрабанды, незаконной торговле оружием и наркотиками. Примерная структура доходов чеченских террористов показана в таб.1(см.: приложение)

Второй уровень – модель террористического финансирования партизанской «серой зоны». Пример тому Колумбия 1980 – 2000-х гг. Помимо регулярной армии и левых партизан в стране действуют правые террористические организации, частные «эскадроны смерти» и вооруженные отряды наркокортелей. Колумбия превратилась в арену вялотекущей гражданской войны, где все воюют со всеми, а центральное правительство контролирует менее половины национальной территории. Доходы повстанцев Колумбии оценивают в 600 млн. долларов в год. Колумбийские повстанцы активно пополняют свой бюджет за счет контроля выращиванием, производством и переправкой наркотиков – кокаина и героина. Примерная структура доходов левых террористов показана в таб.2 (см.: приложение)

Третий уровень – представлен моделью финансирования подпольных террористических организаций с сильными внешними связями.

Классический пример здесь –Аль-Каида, ставшая после 11 сентября 2001 г. символом наиболее экстремистского международного терроризма. Оценки Ф.Шнайдера показывают, что из 20-50 млн. долл. Ежегодного притока финансовых ресурсов данной организации не менее 50-65% приходится на доходы откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднепинг и др.), которыми занимаются чисто мафиозные организации. См. таб. 3 (приложение). Значительная часть финансовых ресурсов, однако, поступает к Аль – Каиде из легальных источников (пожертвования исламских организаций).

Четвёртый (низший) уровень – это модель финансирования подпольных террористических организаций со слабыми внешними связями. Лишившись финансирования извне, террористы переключаются на эксплуатацию местной теневой экономической деятельности, максимально сближаясь с чисто мафиозными организациями. Именно по этому пути шла Временная Ирландская республиканская армия в 1990 – 2000-х гг. в последний период своей деятельности. К 1990-м гг. почти потеряв внешние источники доходов (от Ливии и от ирландской диаспоры в США), ирландские террористы сосредоточились на поиске финансовых источников в самой Северной Ирландии. Этому способствовало то, что и ранее боевики ИРА активно использовали чисто криминальные источники доходов (рэкет, кража автомобилей, грабежи, киднепинг и др.), рассматривая их, правда, как подсобные. Теперь они стали основными.

Информация о финансах показывает, что добывание финансовых ресурсов с помощью чисто криминальных промыслов может дать достаточно средств для организации крупных терактов. См.: таб.4 (приложение).

4. Методы борьбы с терроризмом.

Так как, растущая активность терроризма требует принятия экстренных мер в международном масштабе уже сейчас, то давайте рассмотрим методы борьбы против терроризма.

Как показывает международный и отечественный  опыт, борьба против терроризма, может быть эффективной, если она строится на следующих принципах:

              ─ упреждения террористических актов за счет правильно поставленной

             оперативной деятельности, планирования и подготовки к срыву

            намеченных террористических действий;

              ─ минимальных уступок террористам. В ходе переговоров могут

            допускаться лишь частные, тактические уступки, позволяющие

             выиграть время, провести подготовительные мероприятия для

             проведения наиболее эффективной операции в создавшихся условиях;

              ─ минимизация жертв и ущерба в ходе антитеррористической операции;

              ─ неотвратимости наказания за террористическую деятельность.

              В настоящее время борьба против терроризма, в зависимости от его конкретных форм и исторических особенностей, должна осуществляться комплексно, по нескольким основным направлениям:

              1) Путём совершенствования деятельности специальных структур, на

              которые возложена обязанность вести борьбу против терроризма. В

              современных условиях резко повышается роль разведывательных

              мероприятий, которые способны предупредить террористический акт.

2) С помощью проведения войсковых операций.

3) С использованием переговорного процесса, направленного на

    прекращение террористической деятельности, постепенное решение

    острых социальных проблем и установление прочного мира в стране

    или регионе.

4) В связи с превращением международного терроризма в глобальную

    угрозу необходима координация усилий стран мира для борьбы и

    противодействия этому злу.

Что же касается только России, то вступивший в силу 4 августа 1988 г. Федеральный закон « О борьбе с терроризмом» впервые в истории нашей страны, законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в РФ, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служба (ФПС).

За последние годы особое значение приобретает выявление очагов терроризма в дальнем и ближнем зарубежье, угрожающих интересам России и её национальной безопасности. Особую угрозу представляют экстремистские и террористические организации мусульманского мира, добивающиеся своих целей путём развёртывания подрывной работы, в том числе вооружённой борьбы на территории России и её ближнем зарубежье.

Стратегия отпора терроризму в России, включает в себя:

─ идеологическое, информационное, организационное противодействие

   формированию у граждан террористических намерений и настроений;

─ правовое, информационное, административное и оперативное

    противодействие возникновению террористических (экстремистских)

    групп и организаций;

─ недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств

   осуществления преступных действий лицами, имеющих

   террористические намерения;

─ предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и

    покушения;

─ оперативное, боевое, уголовно – правовое пресечение

    террористических действий на стадии их реализации.

Что же касается борьбы с финансированием терроризма, то здесь можно сказать следующее:

─ Во – первых, для эффективной борьбы с финансированием терроризма,

    необходимо отслеживать хотя бы в общих чертах структуру притока

    финансовых ресурсов к террористам, чтобы концентрировать удары по

    самым главным потокам, оставляя временно в стороне более мелкие

     «ручейки».

─ Во – вторых, для сокращения притока финансов из стран Запада

   необходимо активно транслировать в СМИ информацию о терроризме,

   ломая имидж сепаратистов как «борцов за  независимость» и добиваясь

   внесения их организаций в международные списки террористических

   организаций, чье финансирование строго запрещено.

─ В – третьих, для сокращения притока из стран Востока следует вести

    работу с чеченской диаспорой и мусульманскими государствами,

    добиваясь создания легальных каналов сбора пожертвований на нужды

    населения.

─ В – четвёртых, в долгосрочной перспективе важнейшим методом

    борьбы с финансированием терроризма, должна стать борьба с теневой

    экономикой как питательной средой финансирования терроризма.

─ В – пятых, ввиду приоритетной важности борьбы с финансированием

  терроризма в системе антитеррористических мероприятий

  целесообразно внести в Федеральный закон « О противодействии

  терроризму» специальный раздел, посвящённый борьбе с

   финансированием терроризма, либо даже принять специальный

   Федеральный закон « О борьбе с финансированием терроризма», введя

  в него расшифровку этого понятия (финансирование не только

  конкретного теракта, но и организации, признанной

    террористической).

 

 

 

Заключение.

В заключение проделанной работы сделаем вывод, что:

1. Терроризм – это заведомо неправомерные действия субъектов, которые используют насилие или демонстрируют угрозу его применения в форме террористического акта с целью достижения своих внеправовых целей не только в пределах национального государства, но и за его пределами.

2. Первые проявления терроризма возникли задолго до появления слова, их обозначающего. Корни терроризма уходят в глубокую древность. За свою долгую историю он проявлялся в самых разных обличиях. Но в современном мире террористические акты стали более жестокими и многочисленными, все чаще они направляются против мирного населения.

3. Терроризм не может осуществляться только за счет как говориться «энтузиазма», для этого нужны финансовые ресурсы, которые террористические группы и организации добывают преступным путем (наркоторговлей, контрабандой и т.д.) или с помощью спонсоров (миллиардеров).

Информация о работе Терроризм: сущность, истоки и методы борьбы