Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:44, доклад
Информационно-коммуникационные технологии в новом тысячелетии, пронизывая все сферы жизни, активно влияют на ее преобразование. Процесс формирования глобального общества определяет необходимость электронного сотрудничества на межгосударственном уровне, координацию международных усилий в инновационном развитии информационно-коммуникационной сферы. Происходящие общественные трансформации, формируя новое техногенное общество, новую социальную реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих типов, порождают новые компоненты общественной жизни.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В СИСТЕМУ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВЛЕНИЯ»
Соискатель степени к.п.н.,
Е-mail: makzsk@mail.ru
Информационно-коммуникационные технологии в новом тысячелетии, пронизывая все сферы жизни, активно влияют на ее преобразование. Процесс формирования глобального общества определяет необходимость электронного сотрудничества на межгосударственном уровне, координацию международных усилий в инновационном развитии информационно-коммуникационной сферы. Происходящие общественные трансформации, формируя новое техногенное общество, новую социальную реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих типов, порождают новые компоненты общественной жизни. На основе интерактивного взаимодействия государства и институтов гражданского общества, в рамках работы государственного интернет-портала, как основного организующего ядра концепции «электронного правительства», становится возможным достижение интеграции всех сфер жизнедеятельности человечества.
Одновременно в глобальном обществе возникает ряд кризисных явлений, которые формулируют вызовы современной политической теории. Так, социально значимая информация, в том числе и сведения политического характера, все в большей мере распространяются мировыми, а не национальными агентствами и каналами. В результате миру навязывается «западная», а по большей части – американская идентичность, культура, знаки, символы, видение событий.
Подобная информационная экспансия интернет-технологий политических коммуникаций, способная, как полагают некоторые исследователи, обернуться для «незападных» народов возможной потерей социокультурного суверенитета, утратой ими специфически-национальных черт образа жизни, не может не привлекать к себе внимания со стороны политологов.
Становление публичного управления в России развивалось благодаря возникновению новой научной парадигмы – синергетической теории управления и теории политических сетей, социальной синергетики. Дальнейшая кардинальная трансформация концепции нового государственного менеджмента в концепцию политических сетей и далее их интеграция в теорию нового способа правления «governance» (способность осуществлять управление в новых условиях посредством качества и эффективности) преобразовалась в новую концепцию системы «электронного правления» (e-Governance).
По мнению Л.В. Сморгунова, в России тенденция развития концепции системы «электронного правления» связана с «некоторыми новыми явлениями в общественном развитии - глобализация, сетевые структуры, коммуникационная революция, общество знания, которые стали сопротивляться узкому государственному подходу к пониманию возможностей внедрения ИКТ в отношения между государством и гражданином» [2, с. 20-49]. Технология трансформации концепции «электронного правительства» в систему «электронного правления» вмещает в себя политические процессы, возникновение новых методов и механизмов взаимодействия государства и общества, обусловленных уровнем развития науки, техники и общества в целом.
В мировой практике
закрепилось понятие «
В процессе формирования «электронного правительства» как инструмента модернизации политического управления в России произошла трансформация способов осуществления государственной власти, характера политических коммуникаций, институализация политических институтов.
В концепции «электронного правительства» государство понимается как поставщик публичных услуг «он-лайн». В новой концепции системы «электронного правления» помимо понятия открытости информации есть понятие социального партнерства, самоуправления, в котором участвуют все компоненты гражданского общества. Возникающие новые сетевые структуры объединяют в интерактивном взаимодействии правительство, гражданское общество, политические партии, центры общественного мнения и СМИ. Таким образом, «электронное правительство» с тремя основными составляющими («электронной демократией», электронным интранетом, электронными общественными услугами) - это компонент новой системы «электронного правления», процесса самоорганизации общества, его механизма контроля.
Возникновение новых методов «электронного правления» как совокупности новых приемов и способов достижения цели формирования информационного общества включает в себя демократический процесс, открытое правительство, прозрачный механизм принятия государственных решений. Благодаря формирующейся «электронной демократии» (e-democracy), составной частью которой является «электронное правительство», меняется внутренняя структура публичного управления, трансформируясь в систему «электронного правления». Таким образом, «электронная демократия» обеспечивает первые этапы становления системы «электронного правления».
В дальнейшем, в процессе становления новых форм «электронной демократии» одним из значимых явлений в информационном обществе становится теория «цифровой (дигитальной) демократии» [4, с. 2] - одной из определенных форм сотрудничества граждан с государством, своеобразным инструментом защиты граждан своих интересов и использования возможностей демократических ценностей. Альтернативное определение цифровой (дигитальной) демократии, предлагают Дж. Нэсбит и П.Эбурдин, прогнозируя дальнейшее развитие представительной демократии «в демократию соучастия» [1, с. 416].
Российская модель «электронного правительства» ориентирована на поддержку новыми информационными технологиями государственной системы управления, ориентированной на эффективное предоставление государственных услуг граждан, но по факту реализации – новыми технологиями государство оказывает поддержку бюрократическим структурам, кардинально не изменяя направленности управленческих процессов на создание эффективных механизмов электронного взаимодействия государственной власти с гражданским обществом.
До сих пор действующее законодательство рассчитано на бумажный документооборот, что затрудняет реализацию нового типа электронного взаимоотношения (G2C, G2B, G2C). Основная задача системы «электронного правления» - дальнейшее институциализация компонентов «электронного правительства», установление устойчивых связей институтов «электронного правительства» в вопросах достижения максимальной открытости государственных структур, внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу интерактивного взаимодействия государства и гражданского общества.
«Электронное правительство» не является краткосрочным проектом и конечной целью модернизации. Являясь, по сути, технологией политического управления, «электронное правительство» изменяет публичное правление, становится главным механизмом адаптации изменяющегося способа управления в контексте новой концепции системы «электронного правления».
В условиях перехода к эре цифрового правления, ориентированной на информационные методы взаимодействия государства и гражданского общества, необходима объективная научная экспертиза тенденций формирования и осуществления в России «интерактивной информационной системы электронного правления» на основе технологий политического управления компонентов инфраструктуры «электронного правительства». Поскольку Российское общество вступило в сложную информационную фазу своего развития, но до сих пор до конца не институционализированы формы «электронного правительства», необходимо выработать научно-обоснованные подходы к определению механизмов реализации данной концепции и ее трансформации в «интерактивную информационную систему «электронного правления». Таким образом, «электронное правление» – это развитая система политического интерактивного информационного взаимодействия государства и институтов гражданского общества, предоставляющая возможность участия населения в принятии политических решений; это политический процесс трансформации государственных агентств, применяющих информационные инновации в системе технологий политического управления.
Разделяя мнение Л.В.Сморгунова, отметим, что в далекой перспективе государственного становления форма «электронного правления» должна трансформироваться в концепцию «сочлененного правительства» («jointed-up government» [3, с.1], где все структурные уровни государств скоординированы на мировом уровне.
Список литературы:
1. Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. - М.: Республика, 1992. -416 с.
2. Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука, 2007, № 4, С. 20-49
3. Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы. [Электронный ресурс] – Режим доступа. -
URL: http://www.politex.info/
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Общая часть заявки.
Название конференции |
Межрегиональная заочная научно-практическая конференция «Социально-политические проблемы современной России». |
Дата окончания конференции |
04.03.2013 - 23:59 |
Название статьи |
Технология трансформации концепции «электронного правительства» в систему «электронного правления» |
Номер и название секции конференции |
Секция 6. Политические науки - 23.00.00 |
Почтовый адрес для отправки сборника(ов) (с указанием почтового индекса, страны) |
363905, Россия, г. Новороссийск, ул. Суворовская , д. 3, кв.2. |
Ф.И.О. получателя |
Рудакова Светлана Ариковна |
Количество доп. экземпляров сборника (350 р./шт.) |
0 |
Источник информации о конференции |
Конференции со сроками подачи в марте: 2-я часть [Дайджест Science-Community.org] https://e.mail.ru/cgi-bin/ |
Индивидуальная часть заявки
Ф. И. О. автора |
Рудакова Светлана Ариковна |
makzsk@mail.ru | |
Телефон мобильный |
8-918-4576748 |
Телефон домашний |
8 -8617-71-60-12 |
Место работы (ВУЗ, без сокращения) |
ФГБ ОУ ВПО «КУБ ГУ» г. Краснодар |
Должность, кафедра (без сокращения). Уч. степень, уч. Звание |
Соискатель степени к.п.н., |