Технология трансформации концепции "Электронного правительства" в систему "Электронного правления"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:44, доклад

Краткое описание

Информационно-коммуникационные технологии в новом тысячелетии, пронизывая все сферы жизни, активно влияют на ее преобразование. Процесс формирования глобального общества определяет необходимость электронного сотрудничества на межгосударственном уровне, координацию международных усилий в инновационном развитии информационно-коммуникационной сферы. Происходящие общественные трансформации, формируя новое техногенное общество, новую социальную реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих типов, порождают новые компоненты общественной жизни.

Файлы: 1 файл

ТЕХНОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА».doc

— 68.50 Кб (Скачать)

ТЕХНОЛОГИЯ  ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» В СИСТЕМУ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВЛЕНИЯ»

 

                                                        Рудакова Светлана Ариковна 

                                              Соискатель степени к.п.н.,

                                                                       ФГБ ОУ ВПО «КУБ ГУ» г. Краснодар                                                    

                                            Е-mail: makzsk@mail.ru

 

Информационно-коммуникационные технологии в новом тысячелетии, пронизывая все сферы жизни, активно влияют на ее  преобразование.  Процесс формирования глобального общества определяет необходимость электронного сотрудничества на межгосударственном уровне, координацию международных усилий в инновационном развитии информационно-коммуникационной сферы. Происходящие  общественные трансформации, формируя новое техногенное общество, новую социальную реальность, отличную по своим онтологическим параметрам от предшествующих типов, порождают новые компоненты  общественной  жизни. На основе интерактивного взаимодействия государства  и институтов  гражданского общества, в рамках работы государственного интернет-портала, как основного организующего ядра концепции «электронного правительства», становится возможным достижение интеграции всех сфер жизнедеятельности человечества.

Одновременно в глобальном обществе возникает ряд кризисных явлений, которые формулируют вызовы современной политической теории.  Так, социально значимая информация, в том числе и сведения политического характера, все в большей мере распространяются мировыми, а не национальными агентствами и каналами.  В результате миру навязывается «западная», а по большей части – американская идентичность, культура, знаки, символы, видение событий.

Подобная информационная экспансия интернет-технологий политических коммуникаций, способная, как полагают некоторые исследователи, обернуться для «незападных» народов возможной потерей социокультурного суверенитета, утратой ими специфически-национальных черт образа жизни, не может не привлекать к себе внимания со стороны политологов.

Становление публичного управления в России развивалось  благодаря возникновению новой  научной  парадигмы – синергетической  теории управления и теории политических сетей, социальной  синергетики. Дальнейшая кардинальная  трансформация концепции нового государственного менеджмента в концепцию политических сетей и далее их интеграция  в теорию нового способа правления «governance» (способность  осуществлять управление в  новых условиях посредством  качества  и эффективности) преобразовалась в   новую концепцию системы «электронного правления» (e-Governance).

По  мнению Л.В. Сморгунова, в России тенденция развития  концепции системы «электронного правления» связана с «некоторыми новыми явлениями в общественном развитии - глобализация, сетевые структуры, коммуникационная революция, общество знания, которые стали сопротивляться узкому государственному подходу к пониманию возможностей внедрения ИКТ в отношения между государством и гражданином» [2, с. 20-49]. Технология трансформации концепции «электронного правительства» в систему «электронного правления»   вмещает в себя политические процессы, возникновение новых  методов  и  механизмов взаимодействия  государства и общества, обусловленных  уровнем  развития  науки, техники и общества  в целом. 

В мировой практике закрепилось понятие «электронное государство» («e-government») для обозначения  деятельности органов власти, опирающихся  на возможности информационных технологий. Новая парадигма «электронного правления», отвечая на исторический вызов XXI в., радикально преобразует взаимодействие государства и гражданского общества, определяет роль государства, как регулятора и поставщика  государственных услуг.

В процессе  формирования  «электронного правительства» как инструмента  модернизации политического управления в России произошла трансформация способов  осуществления государственной власти,  характера политических  коммуникаций, институализация политических институтов.

 В  концепции «электронного правительства» государство понимается  как поставщик публичных услуг «он-лайн». В новой концепции системы «электронного правления» помимо  понятия открытости  информации есть понятие  социального партнерства, самоуправления, в котором участвуют все компоненты гражданского общества. Возникающие новые сетевые структуры объединяют в интерактивном взаимодействии правительство, гражданское  общество,  политические партии, центры  общественного мнения и СМИ. Таким образом, «электронное  правительство» с тремя  основными  составляющими («электронной демократией», электронным интранетом, электронными  общественными услугами) - это компонент новой системы «электронного  правления», процесса самоорганизации общества, его механизма контроля. 

Возникновение новых  методов «электронного  правления» как  совокупности  новых  приемов и способов  достижения  цели формирования информационного  общества  включает в себя демократический процесс, открытое правительство, прозрачный механизм принятия государственных решений. Благодаря формирующейся  «электронной демократии» (e-democracy), составной  частью которой  является «электронное правительство», меняется внутренняя структура  публичного управления,  трансформируясь в систему «электронного правления». Таким образом, «электронная  демократия» обеспечивает первые этапы становления системы «электронного  правления».

В дальнейшем, в  процессе  становления  новых  форм  «электронной демократии» одним из значимых явлений в информационном обществе становится теория  «цифровой (дигитальной) демократии» [4, с. 2] - одной из определенных форм сотрудничества граждан с государством, своеобразным инструментом защиты граждан своих интересов и использования возможностей демократических ценностей. Альтернативное  определение цифровой (дигитальной) демократии, предлагают Дж. Нэсбит и П.Эбурдин, прогнозируя  дальнейшее  развитие  представительной  демократии  «в  демократию соучастия» [1, с. 416].

Российская  модель «электронного правительства» ориентирована на поддержку новыми  информационными технологиями государственной системы управления,  ориентированной на  эффективное предоставление  государственных услуг граждан, но  по  факту реализации – новыми технологиями государство оказывает  поддержку бюрократическим  структурам, кардинально не  изменяя  направленности  управленческих процессов на создание эффективных механизмов электронного  взаимодействия государственной власти   с гражданским обществом.

До сих пор  действующее законодательство  рассчитано на  бумажный документооборот, что затрудняет реализацию нового  типа  электронного  взаимоотношения (G2C, G2B, G2C). Основная  задача системы «электронного  правления» - дальнейшее институциализация  компонентов «электронного правительства», установление  устойчивых связей институтов «электронного правительства» в вопросах  достижения  максимальной открытости государственных структур, внедрения  информационно-коммуникационных технологий в сферу интерактивного взаимодействия  государства  и гражданского общества.

«Электронное  правительство» не является краткосрочным  проектом и конечной целью модернизации.  Являясь, по сути,  технологией  политического  управления, «электронное  правительство» изменяет  публичное правление, становится  главным механизмом  адаптации изменяющегося способа управления в контексте новой концепции системы «электронного правления». 

В условиях перехода  к эре  цифрового правления, ориентированной  на информационные  методы взаимодействия  государства и гражданского общества,  необходима объективная научная  экспертиза тенденций формирования и осуществления  в России «интерактивной информационной системы электронного правления»  на основе  технологий политического управления компонентов инфраструктуры «электронного правительства». Поскольку Российское общество вступило в  сложную  информационную фазу  своего развития, но до сих пор до конца не институционализированы формы «электронного правительства»,  необходимо  выработать  научно-обоснованные  подходы к определению механизмов  реализации данной концепции и ее трансформации в «интерактивную информационную систему «электронного правления». Таким образом, «электронное правление» – это развитая система  политического  интерактивного информационного взаимодействия  государства и институтов гражданского общества, предоставляющая возможность участия населения в принятии политических решений; это политический процесс трансформации государственных агентств, применяющих информационные инновации в системе технологий политического управления.

Разделяя мнение Л.В.Сморгунова, отметим, что в далекой перспективе государственного становления форма  «электронного правления» должна  трансформироваться  в  концепцию «сочлененного правительства»  («jointed-up government» [3, с.1],  где все структурные уровни  государств  скоординированы на мировом   уровне.

Список  литературы:

1.  Нэсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000. - М.: Республика, 1992. -416 с.

2.  Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука, 2007, № 4, С. 20-49

3. Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы. [Электронный ресурс] – Режим  доступа. -

URL: http://www.politex.info/content/view/140/30

4. Треанор П. Интернет как гиперлиберализм. [Электронный ресурс] – Режим  доступа. - URL: http:// www.web.inter.nl.net/users

 

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Общая часть  заявки.

Название конференции

Межрегиональная заочная научно-практическая конференция 

«Социально-политические проблемы современной России».

Дата окончания конференции

04.03.2013 - 23:59 

Название статьи

Технология  трансформации  концепции «электронного  правительства» в систему «электронного  правления»

Номер и название секции конференции

Секция 6. Политические науки - 23.00.00

Почтовый адрес  для отправки сборника(ов) (с указанием почтового индекса, страны)

363905, Россия, г.  Новороссийск, ул. Суворовская , д. 3, кв.2.

Ф.И.О. получателя

Рудакова  Светлана Ариковна

Количество  доп. экземпляров сборника (350 р./шт.)

0

Источник информации о конференции

Конференции со сроками подачи в марте: 2-я часть [Дайджест Science-Community.org]

https://e.mail.ru/cgi-bin/msglist#readmsg?id=13618831120000000594&folder=0


 

 

Индивидуальная  часть заявки

Ф. И. О. автора

Рудакова Светлана Ариковна

E-mail

makzsk@mail.ru

Телефон мобильный

8-918-4576748

Телефон домашний

8 -8617-71-60-12

Место работы (ВУЗ, без сокращения)

ФГБ ОУ ВПО

«КУБ ГУ» г. Краснодар

Должность, кафедра (без сокращения). Уч. степень, уч. Звание

Соискатель  степени к.п.н.,


 


Информация о работе Технология трансформации концепции "Электронного правительства" в систему "Электронного правления"