Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:06, контрольная работа
На протяжении истории человечества понятие «власть» изучается самыми различными науками: философией, социологией, психологией и другими. Она является важнейшей категорией политологии. Власть и политика – тесно взаимосвязанные явления. Без политики нет власти, без власти нет политики. Многие мыслители указывали на различные источники происхождения власти, в том числе и власти политической. При внимательном анализе легко заметить, что многие концепции происхождения власти и политики совпадают, поскольку эти понятия неразделимы:
1.Сущность власти……………………………………………………………. 2
2. Объект и субъект власти……………………………………………………5
3. Ресурсы власти и процесс ее реализации………………………………….8
4. Легитимность и эффективность власти……………………………………9
5. Список используемой литературы…………………………………………
1.Сущность власти……………………………………………………………. 2
2. Объект и субъект власти…………………
3. Ресурсы власти и процесс ее реализации………………………………….8
4. Легитимность и эффективность власти……………………………………9
5. Список используемой литературы…………………………………………11
Власть - это существующее во всяком обществе волевое отношение между людьми. Власть – фундаментальное начало как общества, так и политики. Она так или иначе присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Можно говорить о власти экономической, культурно-информационной, идеологической, политической, государственной, духовной, семейной и т.п.
На протяжении истории
человечества понятие «власть» изучается
самыми различными науками: философией,
социологией, психологией и другими.
Она является важнейшей категорией
политологии. Власть и политика –
тесно взаимосвязанные явления.
Без политики нет власти, без власти
нет политики. Многие мыслители указывали
на различные источники
а) телеологические (целеполагающие) концепции характеризуют власть как способность реализовать намеченные цели (Б. Рассел);
б) системная трактовка власти исходит из производности ее от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств. При этом подчеркивается свойство власти как средства социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать стабильность общества;
в) структурно-функциональные
определения власти
г) реляционистские (от французского – отношения) концепции рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Если системные и структурно-функциональные трактовки требуют идти в понимании феномена власти «сверху вниз», то бихевиористские и психологические интерпретации ищут источники власти в специфике поведения самих людей;
д) бихевиористские ( от английского – поведение) определения исходят из того, что власть – это особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются, причем особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти (например, «воля к власти», «психологическая энергия» – Г. Лассуэлл). Власть – не только средство улучшения жизни властвующего, но и самоценность, позволяющая наслаждаться ее обладанием;
е) психологические концепции пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Это сублимация (от латинского буквально – «вознесение кверху», концентрация на высшем уровне) подавленного либидо (от латинского – половое влечение – З. Фрейд) или же психической энергии вообще (К.Г. Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности (так называемый «комплекс неполноценности»).
Все перечисленные подходы имеют реальную основу, характеризующую власть и ее истоки. В соответствие с этими подходами, существует множество определений власти. Остановимся на следующем.
Власть – это способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Власть всегда преследует определенную цель. Поэтому ее можно определить как производство преднамеренных результатов.
Наиболее важным видом власти является политическая: она определяет жизнедеятельность во всех сферах общества. Политическая власть отличается рядом только ей присущих признаков:
а) обязательностью ее решений для всякой иной власти, проникновением в любые общественные процессы;
б) публичностью, т.е. правом обращаться от имени всего общества ко всем гражданам;
в) наличием единого центра, единой воли принятия решений;
г) возможностью использования всех видов ресурсов власти;
д) наличием специального государственного аппарата для воздействия на общество.
2. Объект и субъект власти.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение ее элементы характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Субъект власти (или актор) это ее
активное начало. Для возникновения
властных отношений необходимо, чтобы
субъект обладал рядом качеств,
присущих лидеру (см. тему «Политическое
лидерство»). Субъект политической
власти имеет сложный многоступенчатый
характер. Его первичными акторами
являются индивиды и социальные группы,
вторичными – политические организации
и, наконец, непосредственно
Объект власти. Власть – это всегда свойство двоих. Это двухстороннее ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие субъекта и объекта. Власть невозможна без подчинения. Если такого подчинения нет, то нет и власти. Власть может состояться лишь в том случае, если есть способность (лидер) и возможность власти, т.е. согласие объекта на подчинение. Поведение объекта власти по отношению к субъекту характеризуется весьма широким диапазоном: от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Это зависит от качества и поведения как субъекта (актора), так и объекта власти. В этой связи особый интерес в политологии приобретает изучение мотивации (т.е. мотивов, причин) подчинения объекта власти. Подчинение может основываться:
а) на страхе перед санкциями. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от неприятного эмоционального состояния;
б) на долголетней привычке
к повиновению, обычае, традициях
подчинения. Привычка - весьма надежный
и длительный фактор
в) на заинтересованности в выполнении распоряжений. Такая власть является наиболее стабильной, т.к. побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение санкций. Она способствует развитию других типов позитивной мотивации подчинения;
г) повиновение на основе убежденности. Оно связано с воздействием власти на глубокие слои сознания, менталитета, ценностные установки объекта власти;
д) авторитет власти, который формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности, подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя;
е) власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете перерастает в высший тип мотивации подчинения – идентификацию (отождествление) объекта и субъекта власти. Субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
Субъект и объект власти характеризует
крайние полюса, активные начала структуры
власти. Само деление людей на субъект
и объект, начальников и подчиненных
во многом относительно и изменчиво.
Особенно это относится к
Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и т.д.
Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе, например, самодисциплины, самостоятельности, самоуправления, самодеятельности.
3. Ресурсы власти и процесс ее реализации.
Под ресурсами
власти обычно понимают все
те средства, которые обеспечивают
влияние субъекта на объект
власти. Ресурсы могут применяться
для поощрения, наказания или
убеждения. Наиболее
Ресурсы власти приводятся в движение в основном двумя способами властвования: а) побуждение объекта власти к определенным, угодным субъекту действиям; б) обеспечение бездействия объекта с целью блокирования нежелательного для субъекта поведения объекта власти.
Взаимодействие способов власти, их постоянное движение составляют основу процесса властвования, который реализуется, регулируется через механизм власти. Последний включает прежде всего государственные органы и другие политические институты и право.
4. Легитимность и эффективность власти.
Политическая
власть, закрепленная конституцией,
приобретает в обществе
а) традиционная легитимность
основана на привычке
б) харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар («харизму») лидера, которого часто обожествляют, создают культ личности. Такое особенно часто встречается в период революционных перемен, когда в обществе еще нет традиций или демократически выраженной воли большинства;
в) рационально-правовая, демократическая
легитимность, источником которой
в отличие от эмоциональной
харизматической выступает
Власть избирается на основе демократических процедур, она основывается на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям. Кроме указанных типов легитимности называют еще идеологическую легитимность, основанную на господстве государственной идеологии, классовую легитимность и другие. С понятием легитимности тесно связано понятие эффективности власти.
Под эффективностью понимается результативность власти, степень выполнения ею функций в обществе, реализации ожиданий граждан. Легитимность и эффективность власти это два важнейших фактора ее стабильности, доверия и поддержки ее гражданами, устойчивости общества в целом.
Легитимность не является постоянным, раз навсегда данным качеством власти.
Последняя должна систематически подтверждать перед народом правильность и целесообразность своих действий (в разного типа обществах – разными методами воздействия. В демократическом обществе – путем выборов, референдумов и т.п.).
Цель здесь – достижение национального согласия власти и общества, что является наиболее действенным способом управления обществом, укрепления его социально-политической стабильности, достижения намеченных задач его развития.
Список используемой литературы.