Сущность, структура и функции политической системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).

Оглавление

1. Сущность, структура и функции политической системы общества……..…3
2.Политический режим и его разновидности…………………………………13
3.Сущность и отличительные признаки демократии, тоталитаризма, авторитаризма……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………..…………………………31

Файлы: 1 файл

Женя.docx

— 52.45 Кб (Скачать)

2. Совокупность политических  институтов и организаций, составляющих  структуры системы: государство,  все ступени правления от высших  органов власти до местных,  политические партии, общественно-политические  и неполитические организации,  преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы  интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные  нормы, традиции, обычаи и другие  регуляторы политического поведения  и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура  и коммуникативная подсистема (средства  информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты  социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с  помощью которых реализуется  политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей  со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы  как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или  иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь  в феодальном обществе или право  в современном обществе. И, тем  не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование  и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность  в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том  числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над  государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую  силу. Преждевременно говорить, что  такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические  вывески над новыми аппаратами еще  не означают коренного изменения  содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных  органов власти центральному правительству  страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются  взаимодействием институтов как  равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация  власти и управления.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает  орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - многофункциональный  институт. Это относительно самостоятельная  подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты  законодательной, исполнительной и  судебной властей, правовая система, государственная  администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Политическая система, являясь  организованной совокупностью взаимодействующих  политических субъектов, вся состоит  из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет  смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и  политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют  образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент  системы мы ни взяли, во всех случаях  сталкиваемся с одной и той  же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает  власть, борьба за власть или участие  в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного  функционирования.

 

2.Политический  режим и его разновидности.

Термин политический режим - производный от латинского слова  regimen, т. е. направление, в переносном смысле кормило, правитель - появился в западной литературе еще в 19 веке, а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия.

В политической науке одно из первых определений политического  режима дал французский ученый Морис  Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп интересов.

Известный французский политолог  Жан-Луи Кермонн (автор одного из самый популярных во Франции учебников по политологии «Западные политические режимы») уточнил формулу М.Дюверже: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

Основными, в науке, считаются  два подхода к трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления  власти институтами государства, и  социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью  которых осуществляется реальная публичная  власть и которые в той или  иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д.

Как показал практический опыт, наиболее оптимальным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность  сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений и т.д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также других, в том числе антисистемные, компоненты политики.

Ориентируясь именно на реальное отображение процесса отправления  политической и государственной  власти, политический режим можно  охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют  процесс взаимодействия государства  и общества.

Такое понимание показывает, что политический режим, формируется  и развивается под влиянием значительно  более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не, только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями, внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.

Именно режимы проводят и  одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства  во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных стран, с точки зрения самосохранения наиболее предпочтительной и выгодной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.

Большинство режимов, из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций, выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с  обществом для роста популярности лидеров.

Однако независимо от того, режимы какого типа складываются в  той или иной конкретной стране или  какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей  подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Для обобщения вышесказанного можно попытаться свести вместе разные подходы к определению политического  режима. Политический режим - это совокупность различных видов отношений между  властью и обществом, среди которых  нужно отметить следующие показатели: 1) институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм): 2) степень  политического участия населения  и его включенности в процесс  принятия государственных решений, отражающее социальное представительство, народный контроль и волеизъявления; 3) уровень возможности свободного соперничества между правящей и  оппозиционной группировками при  формировании органов государственной  власти: 4) роль принуждения в государственном  управлении.

Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют  политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, как организуется достижение целей политики.

Тип политического режима определяется уровнем развития и  интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, господствующем в обществе типом  легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующем в обществе политическим сознанием и поведением.

Признаками политического  режима являются:

- механизмы властвования, способ функционирования государственный  органов, процедуры отбора правящих  групп и политических лидеров; 

- порядок распределения  власти между различными социальными  силами и выражающими их интересы  политическими организациями;

- реализация принципа  разделения властей на законодательную,  исполнительную и судебную, существовании  системы противовесов;

- система методов осуществления  политической власти (разрешительные - запретительные, убеждение - принуждение,  экономические - внеэкономические);

- характер отношения населения  к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное: каковы  формы этого участия: организованные, стихийные. 

- состояние прав и свобод  в обществе, признание или непризнание  властью естественных неотчуждаемых  прав личности и гражданина: реальность  их гарантий:

- способы урегулирования  социальных и политических конфликтов:

- характер влияния, оказываемого  политической культурой основных  групп общества на динамику  и направленность политического  процесса:

- наличие политических  партий в обществе, их внутреннее  устройство и принципы взаимоотношений  с государством, существование оппозиции,  ее статус, взаимоотношений с  государственной властью:

Характеристика  политического режима

По мнению многих ведущих  теоретиков, стабильность, позволяющая  добиваться повышения управляемости  общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического  режима, но социального порядка в  целом.

К факторам стабилизации можно  отнести следующее: наличие поддерживаемого  властями конституционного порядка  и легитимность режима, эффективное  осуществление власти, гибкое использование  силовых средств принуждения, соблюдение общественных традиций, отсутствие серьезных  структурных изменений в организации  власти, проведение продуманной и  эффективной правительственной  стратегии, устойчивое поддержание  отношений власти с оппозицией и  уровня терпимости (толерантности) населения  к нестандартным идеям, выполнением  правительством своих основных функций.

В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе: невнимание к  нуждам граждан со стороны государства: острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций: предложения обществу непривычных  идей и форм организации повседневной жизни.

Информация о работе Сущность, структура и функции политической системы общества