Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:58, контрольная работа
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).
1. Сущность, структура и функции политической системы общества……..…3
2.Политический режим и его разновидности…………………………………13
3.Сущность и отличительные признаки демократии, тоталитаризма, авторитаризма……………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………..…………………………31
2. Совокупность политических
институтов и организаций,
3. Нормативная подсистема:
политические, правовые и моральные
нормы, традиции, обычаи и другие
регуляторы политического
4. Функциональная подсистема:
методы политической
5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).
К числу элементов политической
системы относятся все
Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку существование
и деятельность политических институтов
связаны только с присущими им
функциями, ролями и нормами, то они
приобретают относительную
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Ядро политической системы
- государство. Государство выступает
орудием политического
Государство - многофункциональный
институт. Это относительно самостоятельная
подсистема публичной власти и управления
обществом, включающая совокупность иерархически
взаимосвязанных и
Политическая система, являясь
организованной совокупностью
2.Политический режим и его разновидности.
Термин политический режим - производный от латинского слова regimen, т. е. направление, в переносном смысле кормило, правитель - появился в западной литературе еще в 19 веке, а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия.
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп интересов.
Известный французский политолог Жан-Луи Кермонн (автор одного из самый популярных во Франции учебников по политологии «Западные политические режимы») уточнил формулу М.Дюверже: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период». Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.
Основными, в науке, считаются
два подхода к трактовке
Как показал практический
опыт, наиболее оптимальным способом
отображения политического
Ориентируясь именно на реальное
отображение процесса отправления
политической и государственной
власти, политический режим можно
охарактеризовать как совокупность
наиболее типичных методов функционирования
основных институтов власти, используемых
ими ресурсов и способов принуждения,
которые оформляют и
Такое понимание показывает, что политический режим, формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не, только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями, внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных стран, с точки зрения самосохранения наиболее предпочтительной и выгодной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.
Большинство режимов, из наиболее
распространенных средств укрепления
собственных позиций, выбирает популизм.
Так называется тот тип политики,
который основывается на постоянном
выдвижении властями необоснованных обещаний
гражданам, на использовании демагогических
лозунгов, методов заигрывания с
обществом для роста
Однако независимо от того, режимы какого типа складываются в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Для обобщения вышесказанного
можно попытаться свести вместе разные
подходы к определению
Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, как организуется достижение целей политики.
Тип политического режима
определяется уровнем развития и
интенсивностью общественно-политических
процессов, структурой правящей элиты,
механизмом ее формирования, состоянием
свобод и прав человека в обществе,
господствующем в обществе типом
легитимности, развитостью общественно-
Признаками политического режима являются:
- механизмы властвования,
способ функционирования
- порядок распределения
власти между различными
- реализация принципа
разделения властей на
- система методов осуществления политической власти (разрешительные - запретительные, убеждение - принуждение, экономические - внеэкономические);
- характер отношения населения
к политическому участию:
- состояние прав и свобод
в обществе, признание или непризнание
властью естественных
- способы урегулирования
социальных и политических
- характер влияния,
- наличие политических
партий в обществе, их внутреннее
устройство и принципы
Характеристика политического режима
По мнению многих ведущих теоретиков, стабильность, позволяющая добиваться повышения управляемости общественных процессов, является наиболее важной характеристикой не только политического режима, но социального порядка в целом.
К факторам стабилизации можно
отнести следующее: наличие поддерживаемого
властями конституционного порядка
и легитимность режима, эффективное
осуществление власти, гибкое использование
силовых средств принуждения, соблюдение
общественных традиций, отсутствие серьезных
структурных изменений в
В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе: невнимание к нуждам граждан со стороны государства: острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций: предложения обществу непривычных идей и форм организации повседневной жизни.
Информация о работе Сущность, структура и функции политической системы общества