Сущность политической власти, ее признаки и легитимность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена, а в наши дни особенно политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика корениться в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.

Оглавление

Введение…………………………………………………..……………..……….3-4стр.
Сущность политической власти…………………………………………….....5-11стр.
Признаки политической власти……………………………………………....12-17стр.
Легитимность политической власти…………………………………..……..18-21стр.
Заключение………………………………………………………………..……...22 стр.
Список используемой литературы…………………………………………..….23 стр.

Файлы: 1 файл

Политология контрольная работа.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
  1. Власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, монархическая форма правления, когда власть переходит по наследству.
  2. Политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего власть. Вебер назвал этот тип власти харизматическим.
  3. Легитимная власть, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

В частности очевидно, что первые два из названных типов легитимности политической власти –традиционный и харизматический-характерны для государств со слабо развитой политической системой. Они и в экономическом отношении, как правило плохо развиты.

Традиционный и рационально –правовой типы легитимности власти более долговечны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжится многие десятилетия. Например легитимность королевской власти Великобритании.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и экономической систем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти США.

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление как правило связано с периодом глубоких общественных перемен- революции, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей «понять», мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся порядки, преодолеть общественную инерцию.

Американский политолог Дэвид Истон конкретизировал учение Макса Вебера о легитимности власти. Он обосновал идеологическую, структурную  и личностную легитимность организации власти. Идеологический тип легитимности основывается на поддержке большинством населения ценностей власти и ее принципов управления обществом. Структурный тип легитимности характеризует одобрение гражданами такой структуры политической власти и такого распределения властных ролей в обществе, которые не препятствуют реализации принятых управленческих решений в интересах граждан и общества. Личностны тип легитимности характеризует отношение граждан к способам реализации властных функций и оценку личностных качеств, представителей политической власти. Убежденность граждан о том, что конкретный политический деятель справляется возложенной на него ролью в обществе.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности.

И наоборот, слабая убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. При этом используются различные средства: законодательные, административные, экономические, социальные и др.

Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации преследующие такую же цель. В легитимации большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности.

Существенное значение для укрепления доверия власти со стороны народа имея такая средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. К способам легитимации относятся:

1 убеждения (воздействие  на политическое сознание),

2 приобщение (участие во властвование, предоставление привилегий),

3 традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения)

4 не исключена так же  возможность применения силы.

Следует отметить, что существуют факты, которые ослабляют легитимность политической власти. Ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть не может оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной, перестает быть легитимной, т.е. пользующееся доверием большинства членов общества.

Заключение

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Василика М.А. Политология: учебник / под. Ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2008. – 558 с.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Уч. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А. И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007.- 477с.
  3. Политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.-396 с.

 

 


Информация о работе Сущность политической власти, ее признаки и легитимность