Сущность и значение конфликтов в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность и значение конфликтов в политике………………………………..4
2 Источники и типология политических конфликтов…………….…………....9
3 Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов……………………………………………………………………… 15
4 Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России……………………………20
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников………………….……………………….25

Файлы: 1 файл

политические конфликты.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время  перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта.

В том случае, если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс.

В случае затянувшегося  конфликта стороны нередко вынуждены  бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения. Конфликтная ситуация очень подвижна, насыщена событиями, в которые вовлекаются множество различных групп, и достижение прогресса в обсуждении проблемы главными участниками конфликта может быть сведено на нет непредвиденными действиями или нарушениями обещаний представителями одной из сторон.

Достижение перемирия  в вооруженном конфликте, обращение  к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для  налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким  образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений. Силовое навязывание нормативного порядка в ходе разворачивающегося конфликта неизбежно приведет либо к превращению его в затяжной, либо к обретению им скрытой, латентной формы.

Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками.

4 Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России

Политическая жизнь  современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кровавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах.

Следует отметить, что  в противостоянии исполнительной и  законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.

Важным источником политических конфликтов являются идейные расхождения  различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей  и приоритетов развития: базовых  ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример — идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.

Роль этнонационального  фактора в мировой политике в  последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.

Этнонациональные отношения  не существуют в чистом виде, они  являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».

Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим основным типам:

-территориальные конфликты,  часто тесно связанные с воссоединением  раздробленных этносов, их источник  — внутриполитические, нередко и  вооруженные, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана, Южный Дагестан и др.);

- конфликты, порожденные  стремлением этнического меньшинства  реализовать право на самоопределение  в форме создания независимого  государственного образования (Абхазия,  Приднестровье);

- конфликты, связанные  с восстановлением территориальных  прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);

- конфликты, в основе  которых лежат притязания того  или иного государства на часть  территории соседнего государства  (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 1940-е гг. перешли к РСФСР);

- конфликты, порожденные  притязаниями по поводу произвольных  территориальных изменений, осуществленных в советский период (это, прежде всего, проблема Крыма, территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);

- конфликты, порожденные  многолетним пребыванием депортированных  народов на территории других  республик (туркимесхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);

- конфликты, связанные  с абсолютизацией и противопоставлением  принципов права народов на  самоопределение и территориальную  целостность государств, со стремлением  легитимации социально-политического  превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;

- конфликты, вызванные  дискриминацией русских в ряде  государств СНГ;

- конфликты, в которых  за лингвистическими спорами  (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.

При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко  может наблюдаться наслоение  одних конфликтных ситуаций, на другие.

Все бытующие в мире представления  о принципах и путях решения  конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:

1. Оперативные решения  связаны с некоторыми разовыми  действиями, направленными в основном  на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).

2. Тактические решения  направлены на урегулирование  уже возникших конфликтов путем  силового, в том числе экономического давления на ихучастников или посредством налаживания переговорного процесса.

3. Стратегические решения  ориентированы на предупреждение  кризисов в межнациональных отношениях  на основе заблаговременного  создания правовых, политических, экономических  и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

Россия активно накапливает  миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад  в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане.

 

Заключение

Таким образом, понятие  политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми – словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Различают три основных типа политических конфликтов: конфликты  интересов – преобладают в  экономически развитых, стабильных государствах; -конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с  неустойчивым государственным строем; ни требуют значительных усилий для урегулирования, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижимы, если вообще возможен; конфликты идентификации – характерны для обществ, в которых отождествляет себя с определенной группой, а не с обществом в целом; этот тип конфликта возникает в этнически разнородных обществах.

Итак, применительно к  политическим конфликтам, право, как  основной и наиболее рациональный регулятор  общественный отношений, способен и  должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения/ Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Дойч М. Разрешение конфликта – конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1.
  2. Дягтерев А.А. Основы политической теории / А.А. Дягтерев. – М.: Высш.шк., 2004.
  3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.
  4. Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.
  5. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003.
  6. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000.
  7. Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. – Спб.: Феникс, 2006. – С.265.
  8. Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: Слово, 2005. – 576 с.
  9. Пушкарева Г.В. Политология: краткий курс лекций / Г.В. Пушкарева. – М.: Юрайт, 2003.
  10. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.
  11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000.

 




Информация о работе Сущность и значение конфликтов в политике