Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:58, реферат
Актуальность данной темы выражается в построении правового государства, создания новых законов и других нормативно правовых актов, определяющих задачи и пути развития судебной системы и требует постоянного её совершенствования.
Цель данной работы заключается в том, что автором будет предпринята попытка исследовать судебную систему Республики Беларусь, законы и другие, нормативно правовые акты, регулирующие организацию её деятельности.
Задачами данной дипломной работы является исследовать деятельность и организацию работы общих судов, областных судов, верховного суда, военных судов, конституционного суда, хозяйственных судов, а также выявить проблемы развития и совершенствования действующей судебной системы Республики Беларусь, проанализировать судебную практику.
Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.
Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.
Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Деятельность судов основывается на принципах законности, состязательности и равенства сторон в процессе, открытости и гласности судебного разбирательства, свободного доступа к правосудию, обязательности судебных актов для всех организаций и граждан. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.
Суды всех степеней и звеньев, осуществляющие правосудие на территории Республики Беларусь, образуют судебную систему, так как они выполняют общую задачу, строятся и действуют на основе одних и тех же принципов, руководствуются одними и теми же законами, имеют единый высший судебный орган. Другими словами, судебная система – это закреплённая в законе совокупность взаимосвязанных между собой судов, организованных и действующих на общих конституционных принципах с учётом существующего административно - территориального устройства страны и возглавляемых Верховным Судом Республики Беларусь.
Всякая судебная система состоит из отдельных элементов и ступеней, каждая из которых обладает определённой суммой полномочий. Поэтому различают такие понятия, как “звено” судебной системы и “судебная инстанция”.
Понятие “звена” в судебной системе связано с определённым положением данного суда среди других судов и органов правосудия. Суды, наделённые одинаковой компетенцией, т.е. равным объёмом прав и полномочий, относятся к одному звену судебной системы. Причём число звеньев, как правило, зависит от административно – территориального устройства государства. В судебной системе Республики Беларусь три звена – район и город, область, республика.
Судебная инстанция
не является звеном, ибо она отражает
не место суда в судебной системе,
а определённый этап, стадию прохождения
дела в суде. Проще говоря, судебное
звено – это понятие из судоустройства,
а инстанция – судопроизводства
По объёму компетенции различаются суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.
Судами первой инстанции являются такие суды, которые рассматривают в судебных заседаниях отнесённые к их компетенции гражданские и уголовные дела по существу, т.е. с непосредственным исследованием доказательств и вынесением решений и приговоров. В этом качестве могут выступать все имеющиеся в республике суды.
Суды второй (кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и решений по кассационным жалобам и кассационным протестам.
Судами надзорной инстанции выступают те суды, которые проверяют правильность (т.е. прежде всего, законность, обоснованность и всесторонность) рассмотренных в судах первой и второй инстанций дел и вступивших в законную силу приговоров и решений по ним. Но делают это не по собственной инициативе, а по надзорным протестам определённых должностных лиц – прокуроров и председателей соответствующего уровня судов.
Библиографический список:
1 Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями): Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. - Минск: Амалфея, 2000. – 48с.
2 О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 января 1995г. (с изменениями и дополнениями)// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3 Данилевича А.А., Мартинович И.И. Судоустройство. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480с.
4 Максимов Л.Г., Максимова Л.П. Судоустройство Республики Беларусь. – Мн.: М.Н.О., 2001. – 140с.
5 Мартинович И.И., Пастухов М.И. Судебно – правовая реформа в Республике Беларусь. – Мн.,1995. – 224с.
6 Бибило В.Н. Судоустройство. – Мн.: Право и экономика, 2001. – 328с.
7 Пашин С.А. Судебная реформа и Суд присяжных. – М.: Чертановская типография,1995. – 76с.
8 Борико С.В. Судоустройство. – Мн.: Амалфея, 2000. – 304с.
9 Жук М.Г. Судоустройство Республики Беларусь. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 83с.
11 Седельник В.В. Суд в правовой системе общества. – Гродно: ГрГУ, 1995. – 143с.
12 Бибило В.Н. Разделение властей. Концепция и реальность//Судебный вестник. - 1992. - №2. – С.13
14 Тёмушкин О.Г. Проблемы судебного права//Сов. Государство и право. - 1984. - №6. - С.10
15 Мартинович И.И. Особенности судебной власти и судебной организации в Республике Беларусь//Право и демократия. - 1992. - №6. – С.18