Субъекты и объекты властных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Политологи отмечают, что понятие «власти» является абстрактным, чистым и вневременным. И тем не менее, в нем накодят свое выражение исторические формы власти. Оно указывает на людей, воплощающих различные формы власти, В этом понятии содержится опыт многих поколений людей. Нет ни одного человека, кто не испытал бы на себе воздействия власти или не осуществлял бы ее в той или иной форме. Мы часто говорим о власти человека или группы лиц. Но есть еще власть слов, идей, законов и т. п. Говоря о власти, мы вольно или невольно, прямо или косвенно говорим об оппозиции этой власти.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 40.27 Кб (Скачать)

Для возникнокения властных отношений необходимо, чтобы субъект власти обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в приказах или распоряжениях.

Большинство людей не испытывают психологического удовлетворения от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью. Многие вообше предпочли бы уклониться от руководства, если бы власть не открывала широкие возможности для палучения различного рода благ: высоких доходов, престижа, выгодных связей, привилегий и т. п. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, то есть служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и, соответственно, готовности брать на себя ответетвенность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать имеююциеся ресурсы, обладать авторитетом. В реальной жизни власть имущие наделены этими качествами в разной степени.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица или органа. Напротив, власть всегда является двусторонним, ассимметричным взаимодействием субъекта и обьекта власти. Она невозможна без подчинения объекта. Если такоrо подчинения нет, то нет и самой власти. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор –«погибнуть, но не подчиниться».

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от сопротивления до добровольного повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на врожденном желании повиноваться перед санкциями, заинтересованности в выпллнении распоряжений, убежденности в необходимости подчинения, авторитете носителя власти, идейном отождествлении объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, то есть ни способность субъекта власти влиять на объект власти.

Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований для ее типологии. Наиболee содержательной является клаесификация по ресурсам, то есть выдление экономической, социальной, духовно-информационной власти, принудительной (которую цасто называют политической в узком смысле этого слова, хотя это не совсем точно) и политичееской в широком, собственном значении этого слова.

Как правило, политики получают ресурсы власти вместе с руководяшей должностью. Первостепенная значимость ресурсов как основания власти отражена в теории "социального обмена" (разработана П. Блау и др.); в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие каких-либо ресурсов (материальных, духовных), получают их (в тех или иных количествах) в обмен на исполнение распоряжений ресурсовладельцев. Тем самым одни попадают и зависимость от других, подчиняются им. (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды власти

 

Не всякая власть является политической. В политологи выделяют различные виды власти.

1. Власть вознаграждающая  (reward power). Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для негоповедения В.

2. Власть принуждающая (forced power). Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той мерой, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь эаключается в том, что пространство возможных действий в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.

3. Нормативная власть (legitimate power). Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Референтная власть (refereni power). Она основывается на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.

5. Экспертная власть (expert power). Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть (informational power). Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить В увидеть последствия своего поведения в новом свете.

С проявлениями власти человек  встречается в семье, на предприятиях, в религиозных кругах, в преступных организациях и т. д. О власти говорится в литературных, артистических кругах, в научных сообществах. Что же такое политическая власть? В чем ее специфика?

Для ответа на эти вопросы  требуется, прежде всего, выяснить природу властного отношения, отношения, которое строится и реализуется в рамках цанного конкретного государства. 

Рассмотрим положение  императора в Древнем мире. Его  власть не являлась результатом делегирования  полномочий со стороны управляемых  им подданных, Император, что называется, обладал субьективным правом на правление. Его функция являла собой разновидность частной собственности, хотя осуществляла фуы кцию публичной деятельности. И потому император не мог нарушать своей coбственности (он всегда прав), не мог обанкротиться, не мог и поглотиться своей функцией. Его беды и радости были бедами и радостями подданных. Чувства последних носили по отношению к нему сыновний характер. Его любили как своега отца. Такое правление получило наименование патерналелстского.

Патерналистские отношения  вовсе не означают отсутствия проблем, трагедий, катастроф в обществе. Но при наличии таких отношений в бедах и трудностях общества подданные не усматривают вины императора. И потому император не является политиком в современном понимании этого слова. В качестве политического деятеля император выступал лишь для узкого круга лиц правящего класса и армии. Да и то, для этой группы общества император выступал как политическая фигура лишь потому, что в среде этой группы общества могла возникнуть идея замены императора, да и то при условии, что эта группа обладала средствами для осуществления такой идеи.

И значит, политическая природа  власти не определяется обьективной ситуацией. Наличие правящей структуры общества само по себе не наделяет ее политической природой. Ее формируют отношения власти.

А эти отношения связаны  не только с поддержкой власти, но и  с ее критикой. Политическая власть неизбежно связана с общественным мнением, которое следит за правителями и контролирует их. Критика может осуществляться и силой оружия. Власть может быть свергнута оппозиционными ей силами. (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет  в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она  необходима для организации общественного  производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений  между людьми в обществе.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в  этих целях специально созданный  аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

    1. Основы политологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Желтов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 542 с.

 

    1. Политология : учеб. для студ. высш. учебных заведений / К. С. Гаджиев. - М. : Логос, 2005. - 486 с.

 

    1. Политология: учеб.-практ. пособие для вузов / П. В. Забелин, Л. А. Дрягилев, В. Г. Федцов ; Ин-т рус. предпринимательства. - М. : ПРИОР, 2002. - 234 с. : ил. - Библиогр.: с. 229.

 

    1. Основы социологии и политологии : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Под ред. А. О. Бороноева, М. А. Василика. - М. : Гардарики, 2003.

 

 

    1. http://ru.wikipedia.org/

 


Информация о работе Субъекты и объекты властных отношений