Структура власти
Основными компонентами власти
являются: её 1) субъект, 2) объект,
3) средства (ресурсы) .
1). Субъект (актор) власти - воплощает в себе активное,
волетворящее, направляющее начало власти.
Им может быть отдельный человек,
общность людей, организация. Отличительная
особенность субъекта власти - стремление, воля к
власти как к самоцели или средству достижения
других целей, таких как получение высокого
дохода, престижной должности, статуса,
привилегий и т. п. Помимо желания руководить,
субъект власти должен быть готовым брать
на себя ответственность, быть компетентным,
мудрым, организованным и т. д. Реальные
субъекты власти в разной степени наделены
всеми этими качествами.
Субъекты
политической власти имеют сложный многоуровневый
характер. Обычно их подразделяют на первичные -индивиды,
социальные группы, и вторичные - политические
организации и движения, партии, политические
элиты и политические лидеры. Государство
в лице его организаций, учреждений также
может рассматриваться в качестве субъекта
политической власти. Первичные субъекты
непосредственно генерируют политические
интересы, а вторичные - проводят их в жизнь.
Связь между этими уровнями может нарушаться.
Так, например, лидеры нередко отрываются
от масс, своих организаций.
2). Объект власти - личности, социальные
группы, на которые распространяется власть,
и которые находятся в подчинении у субъекта
власти. Власть невозможна без подчинения
объекта субъекту. Границы отношения объекта
к субъекту властвования простираются
от ожесточенного сопротивления до добровольного
повиновения. В конечном счете у объекта
властной воли всегда есть крайний, но
все же выбор - погибнуть, но не подчиниться
(в этом случае власть отсутствует).
В принципе подчинение
так же естественно присуще человеческому
обществу, как и руководство. Мотивация
подчинения достаточно сложна. Она может
основываться на страхе перед
санкциями; на долголетней привычке к повиновению;
на заинтересованности в
выполнении распоряжений; на убежденности в
необходимости подчинения; наавторитете, вызываемом
руководителем у подчиненных; на идентификации (единении)
объекта с субъектом власти. Все эти мотивы
существенно влияют на силу власти.
Различие между субъектом
и объектом власти относительно. Каждый
человек или социальная группа в одном
отношении может выступать в качестве
субъекта власти, в другом - в качестве
объекта.
3). Ресурсы власти - совокупность средств
и методов, применение которых обеспечивает
возможность субъекту власти осуществлять
влияние на объект. Ресурсы находятся
между субъектом и объектом и «материализуют»
отношения зависимости между ними.
Существует несколько
классификаций ресурсов.
Согласно А. Этциони,
ресурсы делятся на утилитарные (материальные
и социальные блага, используемые как
для поощрения, так и наказания), принудительные (меры
административного наказания), нормативные (средства
воздействия на внутренний мир, ценностные
ориентации человека).
Ресурсы могут подразделяться
в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические(материальные
ценности, деньги, плодородные земли, полезные
ископаемые и т. д.); социальные (статус,
должность, престиж, образование, медицинское
обслуживание и т. д.); культурно-информационные (знания,
информация, а также средства их получения
и распространения); принудительные, или силовые, ресурсы (армия, полиция, службы
безопасности, суд, прокуратура с их вещественными
атрибутами - оружием, тюрьмами и т. д.).
В соответствии с видами ресурсов классифицируют
и виды власти в обществе: экономическая власть - это
контроль над экономическими ресурсами,
собственность на различного рода материальные
ценности; социальная власть - это
распределение статусов, должностей, льгот и привилегий; культурно-информационная
- это власть над людьми с помощью
научных знаний, информации и средств их распространения,
а кроме того, моральная, религиозная и
некоторые другие виды
власти, связанные с подчинением на основе авторитета; принудительная власть -это контроль над людьми с помощью применения или угрозы
применения физической силы. Политическая власть (и особенно власть государства) отличается
тем, что использует не только принуждение,
но и экономические, социальные и культурно-информационные
ресурсы.
Специфическим ресурсом
власти являются люди - демографический ресурс. Человек
- это многофункциональный ресурс, который
производит и обеспечивает другие ресурсы:
экономические, силовые, информационные
и т. д. Но не следует забывать, что
человек - не только ресурс власти, но и
ее субъект и объект.
Согласно О. Тоффлеру, по мере
развития человеческого общества ресурсы
властвования изменялись. В истории человечества
власть опиралась на три ресурса: силу, богатство, знание. В современном обществе такие традиционные
ресурсы власти, как сила, богатство, утрачивают
влияние, хотя и не исчезают полностью.
Решающим ресурсом власти становится
знание, информация.
В рамках антропологической
классификации ресурсов властвования, которую
разрабатывал еще Н. Макиавелли, в основу
выделения типов ресурсов положены мотивы
человеческого поведения: страх, любовь, убеждение,
интерес.Выделив два главных мотива
человеческого поведения - любовь и страх,
Макиавелли отдавал предпочтение страху
как более эффективному средству властвования.
Он считал, что лучше, если государя будут
бояться, это позволит удерживать подданных
в повиновении.