Структура Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) (прил. 1). ЕС— уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………
2
1
Структура Европейского союза………………………………………..
3
1.1
Основные институты Евросоюза………………………………………
3
2
Цели и методы функционирования Евросоюза……………………….
8
3
Динамика становления и развития Европейского союза…………….
11
3.1
Мировой финансовый кризис и Европа……………………………….
16

Заключение………………………………………………………………
18

Приложение№1………………………………………………………….
20

Приложение№2………………………………………………………….
21

Приложение№3………………………………………………………….
22

Файлы: 1 файл

Евросоюз _КР (1).doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Штаб-квартира — Люксембург.

 

 

2. Цели и методы функционирования Евросоюза

 

За весьма краткий  по историческим меркам отрезок времени (60 лет) Союз превратился из небольшой субрегиональной группировки экономического характера в подлинно европейскую интеграционную организацию универсальной компетенции, обладающую собственным аппаратом управления и осуществляющую деятельность в самых различных сферах общественной жизни.

На современном этапе  развития ЕС уже базируется на иных целях и задачах, которые планирует  достигать и решать. Если раньше объединение стран Европы в единый Союз носил характер сотрудничества и выражался в координации  общих сил для решения ряда проблем, то теперь же это своего  рода «государство» (или надгосударственное образование), которое ставит перед собой иные задачи и цели.

Главенствующее место  среди основополагающих задач, стоящих  перед ЕС, занимает общая внешняя  политика и политика в области безопасности.

Среди основных целей, которые ЕС намеревался достигнуть, еще каких-то десять лет назад были такие, как:

1. проведение сбалансированной и долгосрочной социальной и экономической политики, в частности, путем создания без внутренних границ, путем усиления экономического и социального выравнивания и создания Экономического и валютного союза, имеющего конечной целью введение единой валюты;

2. утверждение европейской идентичности на международной арене, в частности, путем проведения общей внешней политики и политики в области общественной безопасности, которая могла бы привести в нужный момент к созданию системы совместной обороны;

3. усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов путем проведения гражданства Союза;

4. развитие тесного сотрудничества в области судебной практики и внутренних дел;

5. сохранение достижений Сообщества   и развитие их, чтобы определять в какой мере политика и формы сотрудничества, устанавливаемые договором, нуждаются в пересмотре для обеспечения эффективности механизмов и институтов ЕС.

Для иллюстрации масштабов  деятельности Союза достаточно указать  лишь некоторые из ее основных результатов:

- в социально-экономической сфере:  построение общего рынка, введение  единой валюты “евро”, издание  обширного законодательства применительно к различным отраслям хозяйства (транспортное, банковское, таможенное, антимонопольное, аграрное, трудовое законодательство и т.д.);

- в политической области: функционирование  весьма работоспособной системы  “европейских” органов власти, которая включает избираемый непосредственного гражданами Европейский парламент, суды Союза, Комиссию, Совет, Европейский центральный банк, и др.;

- в правоохранительной и гуманитарной  сферах: становление института гражданства  Союза, принятие Хартии ЕС об основных правах, создание Европейского полицейского ведомства (Европол) и аналогичного учреждения для координации работы национальных прокуратур (Евроюст), формирование единых информационных систем и банков данных (“Шенгенская информационная система” ( примечание 3), централизованная база данных отпечатков пальцев “Евродак” и др.), установление в законодательстве Союза общих признаков и стандартов уголовной ответственности в отношении ряда преступных деяний (фальшивомонетничество, терроризм, торговля людьми и др.), замена малоэффективного института экстрадиции “европейским ордером на арест” и т.д.

В дополнение к этому (далеко не полному) перечню уже осуществленных преобразований Европейский Союз сейчас готовится  совершить еще один шаг, который может иметь весьма далеко идущие последствия для всей Европы. Речь идет о принятии единого Конституционного договора Союза, призванного заменить собой действующие учредительные документы организации.

Положения конституции

Конституция ЕС представляет собой пространный документ объемом 265 страниц, состоящий из 448 статей, разделенных на четыре раздела: институты ЕС, компетенция институтов ЕС и ее осуществление, политика ЕС в различных областях, порядок пересмотра Основного закона.

Конституция меняет структуру и функции институтов Евросоюза. В Совете ЕС появится должность президента. Сейчас пост главы Совета по принципу ротации каждые полгода передается от одной страны ЕС другой, президент же будет назначаться Советом сроком на два с половиной года, при этом его полномочия будут очень ограничены по сравнению, например, с президентами России и США.

В Евросоюзе также появится министр  иностранных дел, который будет  представлять единую европейскую внешнюю  политику. Однако страны - члены ЕС по-прежнему смогут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, и глава МИД Евросоюза сможет говорить от его имени только в том случае, если будет достигнут консенсус, например, об урегулировании на Ближнем Востоке. Если же говорить о проблеме, подобной иракской, где у стран Евросоюза имеются разногласия, то здесь министр не сможет говорить от имени ЕС.

Конституция расширяет полномочия Европарламента, который будет не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС. Сейчас в Совете Европы решения достигаются с согласия всех стран, что затягивает их принятие. Конституция же вводит понятие «двойного большинства»: для того чтобы закон был принят, за него должны проголосовать 55 процентов стран, где проживают не менее 65 процентов населения ЕС. Отдельные государства, согласно конституции, не будут иметь права вето. При этом, если какая-либо страна будет недовольна постановлением или решением Европейского Совета, она сможет остановить его действие при условии, что ее поддержат еще как минимум три других государства.

Число депутатов Европарламента теперь не сможет превышать 750 человек. Ограничено и число членов Еврокомиссии: если сегодня у каждого государства-члена должен быть в "правительстве" ЕС свой представитель, то вскоре их будет всего 18.

Законы ЕС будут приниматься  по следующей процедуре: Еврокомиссия разрабатывает законопроект и направляет его в Европарламент. При одобрении обычным большинством голосов в Европарламенте законопроект направляется в Европейский Совет, который должен утвердить его квалифицированным большинством.

Пересматривать же Конституцию  можно только единогласным решением всех государств-членов. Такое же единогласие требуется при принятии решений, касающихся обороны Союза.

Конституция ЕС находится в настоящее  время на стадии ее ратификации государствами  — членами ЕС. Ярко выраженная тенденция к дальнейшей федерализации ЕС, расширение сферы компетенции наднациональных институтов, коммунитаризации политик Союза, нашли отражение в конституционном проекте, не получившем поддержки граждан Евросоюза. Так называемый конституционный кризис, или кризис доверия, спровоцированный отрицательными итогами референдумов во Франции и Нидерландах, способствовал замедлению темпов внутреннего развития ЕС по пути, начертанному единой конституцией.

 

 

3. Динамика становления и развития Европейского союза

 

Официальной датой основания Евросоюза  считается 7 февраля 1992 года, дата подписания Маастрихтского договора. Вступил в силу он 1 ноября 1993г. 1 января 1995  в Евросоюз вступили Австрия, Финляндия, Швеция; 1 мая 2004 - Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; 1 января 2007 - Болгария, Румыния. Евросоюз – это союз независимых государств, объединивших свои усилия для создания единого пространства свободы, безопасности и справедливости, устойчивого развития, экономического и социального прогресса для своих граждан. В 1992 году было принято решение создать в рамках ЕС Экономически-валютный союз (ЕВС) и внедрить единую европейскую валютную единицу, управление которой должен осуществлять Европейский центральный банк. Единая европейская валюта евро стала реальностью 1 января 2002 года, когда банкноты и монеты евро заменили национальные валюты в 12 из 15 стран ЕС.

Экономическая и политическая интеграция между странами Европейского Союза означает, что эти страны должны принимать общие решения  по различным вопросам. Таким образом  страны ЕС разработали общую политику в очень широком спектре отраслей от сельского хозяйства до культуры, от прав потребителей до условий конкуренции, от охраны окружающей среды и использования энергии до транспорта и торговли. На сегодняшний день ЕС продолжает активную политику интеграции как внутри Союза, так и на внешнеполитической арене.

Имиджевая политика ЕС: цели, базовые принципы, перспективы развития.

На  протяжении нескольких лет в ЕС постоянно  поднимался вопрос о существовании  серьезного разрыва между институтами  ЕС и его гражданами. Исследователи  и эксперты указывали на «фундаментальное различие между правом гражданина высказываться и правом быть услышанным». На различных уровнях обсуждалась проблема «дефицита демократии» в Евросоюзе и его последствий для внутреннего развития ЕС. Идеалом свободного общения без всяких ограничений для него представлялась «Политическая общественная сфера», которая должна была функционировать на наднациональном уровне. Посредством участия в политических дискуссиях общественность могла бы направлять работу государственных структур и оказывать влияние на решения, которые принимают правительства.

Между тем, идеалы и реальность отстояли далеко друг от друга. Опросы, проведенные  службой «Евробарометр», свидетельствовали: жители государств-членов плохо понимают, как работает ЕС, и считают, что  они никоим образом не могут повлиять на процесс принятия решений его институтами. Последствием этих укоренившихся настроений стало постепенное снижение доверия населения к институтам ЕС. Институциональная структура Союза слишком сложна, чтобы его рядовой гражданин смог разобраться, как функционируют коммунитарные институты.

Информационная стратегия ЕС в конце 1990-х годов: предпосылки реформы

В 1995 году по инициативе Европейского Парламента была учреждена программа ПРИНСЕ. Европейская Комиссия впервые получила финансовые возможности для информационных кампаний, чтобы рассказать гражданам о различных сферах деятельности Евросоюза. Кампании были спланированы по-разному и имели различные цели. Например, мероприятия, предшествующие введению евро, носили чисто информационный характер. Программа действий накануне расширения Союза предполагала решение двух задач: информирование населения о расширении и обсуждение проблем, связанных с ним. В основу ПРИНСЕ были положены такие принципы как тесное взаимодействие Комиссии, Европарламента и Совета, сотрудничество с национальными правительствами, общение с широкими слоями населения.

Информационная  кампания в поддержку создания Экономического и валютного союза (ЭВС) стала  первым испытанием функционирования программы  ПРИНСЕ. Она была начата еще в 1995 году и, пока вновь вступившие государства будут присоединяться к еврозоне, останется приоритетом коммуникационной стратегии ЕС. Комиссия обозначила цели кампании: объяснить гражданам смысл и сущность ЭВС; предоставить обширные фактические данные; обеспечить, таким образом, плавный переход к введению единой валюты; ознакомить с принципами ЭВС внешний мир, лежащий за пределами Союза. Наряду с организацией конференций, различных публикаций, информационных служб, созданных для работы с гражданами, Комиссия стремилась координировать деятельность национальных правительств. Подготовка к введению евро в «старых» государствах-членах была центральным звеном информационной деятельности Комиссии вплоть до 2002 года. В 2003-2005 годах кампания распространилась и на вновь вступившие страны, а также вышла за пределы ЕС и достигла Японии и США. Значительная часть средств из ее бюджета тратилась на социологические опросы. В 2006-2007 годах началась новая фаза кампании для подготовки вступления новых государств Евросоюза в еврозону.

Несмотря  на ряд трудностей, главным образом  финансовых, Комиссия в целом осталась довольна результатами своей работы, хотя ей и не удалось избежать критики  экспертов за отсутствие стратегических перспектив и недостаточный профессионализм  в организации мероприятий. Бюджет мероприятий в 1998-2002 годах составил 200 миллионов евро, что также предопределило ее успех, и лишь с 2002 года был урезан до 2,8 миллиона ежегодно.

Мероприятия в рамках информационной подготовки к пятому расширению ЕС начались в конце 1990-х годов с учреждением Отдела информации в Генеральном директорате Комиссии по расширению и созданию специального раздела на веб-сайте «Европа». В 2000 году в «Коммуникационной стратегии расширения» были сформулированы цели и принципы информационной деятельности в рамках ПРИНСЕ: разъяснение причин расширения и его влияния на развитие ЕС; ознакомление граждан с различными сторонами жизни стран-кандидатов, чтобы они оказали поддержку проекту расширения ЕС на восток. При разъяснении преимуществ расширения главная роль принадлежала национальным правительствам и лидерам, поэтому в качестве принципов кампании Комиссии фигурировали децентрализация,  сотрудничество с государствами-членами, в том числе, со СМИ и общественностью. Хотя в 2001-2004 годах информационная кампания по подготовке к расширению была самой крупной из финансируемых программой ПРИНСЕ, эффективность ее признана более низкой по сравнению с результатами деятельности по пропаганде евро

От информационной стратегии к коммуникационной политике: суть реформы

Информационная  и коммуникационная стратегия Евросоюза  находится в стадии реформирования с того времени, как стало очевидным, что «европейский проект» перестал пользоваться поддержкой граждан.

Потеря  интереса к выборам в Европейский  Парламент продемонстрировал, что Евросоюзу грозит потеря связи со своими гражданами.

В конце  концов, отрицательные итоги голосования  по проекту Конституции, полученные во Франции и Нидерландах летом 2005 года, стали существенным катализатором  обновления принципов, процедуры и содержания взаимоотношений руководящих органов Евросоюза и его граждан. По мнению большинства лидеров ЕС, кризис, который парализовал возможности принятия единой конституции, был следствием плохой коммуникационной стратегии. В мае 2006 года председатель Комиссии Ж.М.Дуран Баррозу и его заместитель М.Вальстрем представили итоги обсуждения в новом сообщении Комиссии «Повестка дня для граждан». В документе суммировались мнения и ожидания граждан по ряду конкретных вопросов: внутренний рынок, социальное сплочение и права человека, свобода, безопасность и правосудие. Граждане ЕС желали, с одной стороны, чтобы европейские институты учитывали в гораздо большей степени их интересы и чаяния. С другой – они хотели видеть «больше европейского», то есть, наднационального элемента в тех областях, которые их больше всего интересуют, например, в социальной политике и внешней политике и безопасности, свободе, безопасности и правосудии – именно там, где компетенции ЕС ограничены, а главную роль играют национальные государства.

Информация о работе Структура Европейского союза