Список практических заданий к семинару

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:18, реферат

Краткое описание

Исторически то, что мы сегодня называем местным или муниципальным самоуправлением, возникло из родовой общины — первичной ячейки человеческого общества. Объединенные суровыми условиями жизни, люди были вынуждены добывать пищу и выполнять ряд других функций совместно. Отсюда возникли определенные правила самоорганизации совместной жизни, ограничивающие интересы каждого человека во имя общих, групповых интересов. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, отсюда власть старейшин родов (общин), обладающих такими знаниями и жизненным опытом. Эта организация людей и есть первичный зачаток самоуправления. Таким образом, исторически самоуправление, община старше, чем государство.

Файлы: 1 файл

Практическое задание 2.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Список  практических заданий  к семинару №2

Задание 1. Определите причины возникновения местного самоуправления и государственного управления.

Исторически то, что мы сегодня называем местным  или муниципальным самоуправлением, возникло из родовой общины — первичной ячейки человеческого общества. Объединенные суровыми условиями жизни, люди были вынуждены добывать пищу и выполнять ряд других функций совместно. Отсюда возникли определенные правила самоорганизации совместной жизни, ограничивающие интересы каждого человека во имя общих, групповых интересов. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, отсюда власть старейшин родов (общин), обладающих такими знаниями и жизненным опытом. Эта организация людей и есть первичный зачаток самоуправления. Таким образом, исторически самоуправление, община старше, чем государство.

С развитием  человеческой жизни усложнялись  и формы самоорганизации людей, иерархии интересов. По мере совершенствования  способов ведения хозяйства численность производственного коллектива постепенно уменьшалась от большой общины до размера семьи, число первичных ячеек общества возрастало, появилась необходимость во властных структурах, регулирующих межобщинные, межсемейные отношения, возникло государство.

Роль общины в государстве в разных странах  и в разные исторические эпохи  то уменьшалась, то возрастала. Предшественниками  современного местного самоуправления можно считать демократии античного  мира, сельские общины и особенно средневековые  вольные города, которые имели свою административную и судебную власть, внешнеторговые связи, высокую степень финансовой самостоятельности.

Таким образом, за последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире. Оно законодательно оформилось и накопило огромный опыт решения местных проблем, привлечения граждан к муниципальной деятельности. Детально отработаны все механизмы и процедуры самоуправления, сложились устойчивые традиции, отлажено взаимодействие с органами государственной власти, сформировались муниципальная наука и система подготовки муниципальных кадров.

Муниципальное управление возникло в результате относительного обособления и интеграции интересов  жителей поселений для реализации этих интересов и связано с  появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. При помощи муниципального управления обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения.

Наиболее общая  причина возникновения  и государственного, и муниципального управления — необходимость регулирования отношений в коллективе: выполнение “общих дел” и преодоление конфликтов. На определенной стадии общественного развития прежняя социальная родоплеменная организация перестала удовлетворять потребности общества в способах решения “общих дел” и преодоления конфликтов. Для выполнения этих задач стала необходима определенная организация, выделение особого слоя людей для регулирования общественных процессов. Возникло государство со своими органами. В результате перехода к оседлому способу жизни появились общины. В них были выборные старейшины и другие “управленцы”. Они образовали зачатки муниципальной организации на местах.  
Причинами  возникновения  государственного управления являются:

1)    Общественное  разделение  труда;

2)    Появление  частной  собственности;

3)    Социально-классовое   расслоение.

 
Задание 2. Перечислите основные этапы развития местного самоуправления в Европе. Охарактеризуйте каждый из них.

Британский  политик-географ Р. Бен-нета, в развитии местного самоуправления в Европе выделил шесть этапов:

1. В ХVI—XVIII- зарождаются  существенные элементы местного  самоуправления, возникают законодательные  гарантии определенных прав территориальных  общин. Особенно высоким уровнем  самоуправления выделялись города.

2. Наступил после  Великой Французской революции  (1789) и характеризовался широкими  реформами сложившегося в средние  века АТД.

3. Начавшийся  после прокатившейся по Европе  в 1848 г. волны революций, проявился  прежде всего на обширных пространствах Австро-Венгерской империи и германских государств и выражался в адаптации старого деления к новым реалиям, в том числе заимствовании некоторых элементов французской системы.

4. Настал после  Первой мировой войны и отличался  радикальной перекройкой не только политической, но и политико-административной карты Европы после развала Австро-Венгрии и революции в России.

5. Начался в  результате нового витка радикальных  изменений на политической карте  по окончании Второй мировой  войны. Его основными чертами были административные реформы в бывших социалистических странах и эксперименты в бывшем

6. На рубеже 1960-х  и 1970-х годов — это новая  волна административных реформ, которые прокатились по всей  Европе и были нацелены на  решение сходных проблем, возникших повсеместно — необходимости укрупнить территориальные единицы первого порядка или создать их ассоциации, а также приспособить административные рубежи к реальным границам функциональных районов, сложившихся вокруг крупных городов. На низовом уровне ставилась задача укрупнить мелкие низовые административные единицы, в том числе сельские, или по крайней мере стимулировать сотрудничество между ними.

7. В конце  1980-х — начале 1990-х годов связанный с постсоциалистической перестройкой АТД и местного самоуправления — возвращением к его национальным историческим традициям, адаптацией к бурным экономико-технологическим и социальным изменениям последней четверти XX в.

Задание 3. Перечислите научные теории о местном самоуправлении, кто их разрабатывал и основное содержание.

Теория свободной общины, возникла в середине XIX в. в Бельгии и во Франции. Ее представители (Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Отсюда в понятие самоуправления включили следующие элементы: управление собственными делами общины; общины являются субъектами принадлежащих им прав; должностные лица общинного управления суть органы не государства, а общины. В рамках этой теории наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть - местная (муниципальная, коммунальная, общинная).

Хозяйственная теория. Ее представителями были Р. Моль, А. Васильчиков. Сторонники этой теории сделали упор не только на признании самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержании коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Обе теории являются разновидностями общественной теории, которая видит «сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов - политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы»1. В России эта теория с ее разновидностями была наиболее популярна в 60-е гг. XIX в.

Большее распространение  получила так называемая юридическая теория. Ее проводили Г. Еллинек, Н. Коркунов, Б. Чичерин. Органы самоуправления, по их мнению, не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность. Иногда выделяют политическую теорию. Сторонники этой теории противопоставляли царским чиновникам - профессионалам и бюрократам выборных от местного населения.

Одновременно  появилась государственная теория самоуправления, основные положения которой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом и более подробно развиты в России Н. Лазаревским, А. Гра-довским, Б. Безобразовым. Пик популярности этой теории в России приходится на середину 70-х гг. прошлого века. Сторонники этой теории рассматривали местное самоуправление как часть государства. Всякое управление публичного характера с этой точки зрения есть дело государственное. Происходит не обособление местного сообщества, а привлечение местных жителей на службу государственным интересам и целям. Сущность самоуправления сформулировал Н. И. Лазаревский. Согласно его взглядам она должна определяться четырьмя пунктами: «...самоуправление есть осуществление правительственных прав по поручению от государства; самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных задач государственного управления; самоуправление есть исполнение задач государственного управления самим государством; органы самоуправления являются органами и представителями самого государства».

Теория  социального обслуживания (80-е) цель муниципальной деятельности видит в благосостоянии жителей коммуны, для чего муниципальные органы должны предлагать им оказание услуг и заниматься их организацией.

Современная политико-правовая доктрина рассматривает местное самоуправление как фундамент гражданского общества, без укрепления которого грозит рухнуть вся пирамида государственной власти правового государства. Местное самоуправление выступает основой народовластия, на которой соединяются высшие интересы государства с повседневными чаяниями, тревогами и устремлениями людей. Гражданин - это сначала житель и лишь затем - участник политических отношений. Структура государственной власти будет неустойчивой без крепкой жизнеспособной системы местного самоуправления, так как почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Поэтому местное самоуправление - это самоорганизация населения не на низшем, а на базовом уровне - там, где оно может сорганизоваться и осуществлять свои полномочия, не обращаясь к государству.

Общественная  теория МСУ – признает приоритеты государства, однако муниципальная служба не должна входить в систему государственной службы.

Теория  муниципального социализма - построить новое социалистическое общество с помощью создания самостоятельных общин, муниципалитетов, отделенных от государства и граждане общины сами должны решать проблемы, они должны быть самостоятельны.

Информация о работе Список практических заданий к семинару