Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.19 Кб (Скачать)

1. Лицо, совершившее адм. правонарушение, подлежит ответственности на

основании закона, действовавшего во время и по месту совершения адм.

правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность  за адм.

правонарушение либо иным образом  улучшающий положение лица, совершившего адм.

правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,

которое совершило адм. правонарушение до вступления такого закона в силу и в

отношении которого постановление о назначении адм. наказания не исполнено.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность  за

адм. правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной

силы не имеет.

3. Производство по делу об  административном правонарушении  осуществляется на

основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

     6. Понятие, особенности и виды административно-правовых отношений.

     АПО – ОО, регулируемые нормами АП, кот. складываются в  сфере гос. управления.

     Особенности АПО:

а) в кач. одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий

орган исп. власти или его должно. лицо, наделенное управленч. полномочиями;

б) одна из сторон АПО принимает  решение (издает предписание) и может

применить принуждение в отношении  другой, поскольку наделена соответствующими

гос.-властными полномочиями;

в) многие органы исп. власти и их должн. лица обладают правом издания

нормативных актов, действуя по поручению  гос-ва;

г) АПО могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание)

второй стороны не явл-ся обязательным;

д) споры, возникающие между участниками  АПО, разрешаются в большинстве

случаев в административном (несудебном) порядке – путем непосредственно  юрид.

властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исп.

власти;

е) в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она  несет отв-ть

перед гос-вом в лице его органов.

     Виды АПО:

     В завис-сти от особенностей участников отношений сущ-ют:

а) между соподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на различном

организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исп. власти, находящимися на одинаковом

организационно-правовом уровне (два  министерства, администрации двух

областей);

в) между субъектами исп. власти и  не находящимися в их организационном

подчинении гос. объединениями, предприятиями  и учрежд. (финансовый контроль,

административный надзор);

г) между субъектами исп. власти и  исп. органами системы МСУ;

д) между субъектами исп. власти и  общ. объединениями;

е) между субъектами исп. власти и  гражданами и др.

     В завис-сти от гос. устройства различают отношения, возникающие:

а) между центральными органами фед. исп. власти и исп. органами субъектов  РФ

(между правительством РФ и  правительствами республик);

б) между органами исп. власти субъектов  РФ, находящимися на одном уровне

(между правительствами двух  республик);

в) между органами исп. власти субъектов  РФ, стоящими на разных уровнях (между

администрацией Красноярского  края и входящего в его состав Эвенкийского АО).

     В завис-сти от конкретных целей возникновения общ. отношений, выделяют:

     внутренние – отнош., связанные с формированием управленческих структур,

опред. основ взаимодействия между  ними и их подразделениями, с распределением

прав и обяз., прав и ответственности  между работниками аппарата органа

управления. Стороны в этих отношениях – соподчиненные исп. органы, их

структурные подразд., должн. лица.

     внешние – отнош., связ. с непосредств. воздействием на объекты, не

входящие в сист. исп. власти (напр., граждан, общ. объед., коммерч. структуры).

     По характеру юрид. фактов АПО делятся на:

а) порожденные правомерными действиями;

б) порожденные неправомерными действиями.

     По содержанию различают следующие виды АПО:

     материальные – ОО в сфере управления, кот. регулируются материальными

нормами АП;

     процессуальные – отнош., складывающиеся в сфере управления в связи с

разрешением индивидуально-конкретных дел,кот. регулируются адм.-процессуальными

нормами.

     7. Субъекты АП.

     Субъект АП  - обладатель прав и обязанностей, кот. он наделен с целью

реализации полномочий, возложенных  на него АП.

Субъекты АП могут стать субъектами адм. правоотношений, если имеют место:

а) адм.-правовые нормы, предусматривающие права и обяз-сти субъекта;

б) адм. правоспособность и дееспособность S;

в) основание возникновения, изменения  и прекращения правоотнош-я.

     S адм.-правовых отношений – лицо или организация, кот. в соотв. с

действующим зак-вом являются участниками  управленческих отношений, регулируемых

нормами АП, наделены опред. правами  и обязанностями в сфере гос. управления и

способны их осуществлять.

     Адм. правоспособность – установленная и охраняемая гос. возможность S

вступать в АПО.

     Адм. дееспособность – способность S своими действиями приобретать права и

создавать для себя юрид. обязанности, реализовывать их в рамках конкретных АПО.

В кач. S АП можно рассматривать  РФ, субъекты РФ, гос. и негос. организации. В

этой роли они обладают адм. правоспособностью. Однако в конкретных АПО они не

участвуют. Адм. дееспособностью обладают их органы исп. власти или

управления.

S АП (адм.-пр. отношений) могут быть  индивидуальными и коллективными.

     Индивидуальные S:

а) граждане РФ;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства.

     Коллективные субъекты:

а) гос. организации: органы исп. власти (гос. управления); гос. предприятия,

учреждения и их объединения; структурные  подразд. органов исп. власти,

наделенные собственной компетенцией.

б) негос. организации: общ. объед. (партии, союзы, общ. движения и т.п.);

трудовые колл., различные коммерч. структуры; органы МСУ.

     8. Административная правоспособность и дееспособность граждан.

Правовое положение граждан  определ-ся объемом и характером адм.

правосубъектности.

     Элементы  правосубъектности: 

     адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права,

предусм. нормами АП, и выполнять  возложенные на него обязанности  в сфере гос.

управления.

     адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями

приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП,

и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

     Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие  у граждан опред. заболеваний (душевная

болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны

частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм.

ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий

(бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло  осознавать

фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить

им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич.

расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики.

     9. Административно-правовой статус граждан.

Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К

РФ, законом «О гражданстве РФ»  и др. актами.

     Адм.-правовой статус гражд.  – комплекс прав и обязанностей

граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и

обязанностей (охрана законом и  механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан  определ-ся объемом и характером адм.

правосубъектности.

     Элементы  правосубъектности: 

     адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права,

предусм. нормами АП, и выполнять  возложенные на него обязанности  в сфере гос.

управления.

     адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями

приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП,

и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

     Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие  у граждан опред. заболеваний (душевная

болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны

частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм.

ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий

(бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло  осознавать

фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить

им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич.

расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики.

     12. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение иностр. гражд.  регламентируется Конст. РФ, межд.

договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в СССР.

Согл. Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются

в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев,

установленных федеральными законами или межд. договорами.

находящиеся на территории РФ ино. гражд. и лица б/гражд. подлежат адм. отв.

на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за адм.

правонаруш., совершенные на территории РФ иностр. гражданами, кот. согласно

действующим законам и междунар. договорам пользуются иммунитетом  от адм.

юрисдикции РФ разрешаются дипломатич. путем.

Зак-во различает иностр. граждан, постоянно проживающих и временно

пребывающих на территории РФ, а также проезжающих через территорию РФ

транзитом. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ, если они имеют

разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно

проживающие. Иностр. граждане, находящиеся  на терр. РФ на иных законных

основаниях, - временно пребывающие.

     Особенности правосубъектности лиц, находящ. на терр. РФ и не являющихся

ее гражданами:

а) ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некот.

должности, работать в ОВД;

б) ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деят-ти, связ. с гос. тайной.

в) на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распростран. воинская обязанность;

г) за ряд правонаруш. к отв-сти  могут привлекаться только ин. гражд. и лица

б/гражд.

д) только к иностр. гражданам и  лицам б/гражд. применяется такое адм.

наказание, как выдворение;

е) ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деят-ть на

основании спец. док-тов.

ж) для ин. гражд. могут быть установлены огранич-я в передвиж. и выборе места

жит-ва;

з) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться

при условии уведомления об этом органов внутр. дел. По прибытии в  пункт

назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

е) при наличии обст-тв, установленных зак-вом, выезд из России может быть не

разрешен.

     15. Органы исполнительной власти: понятие, виды, система.

     Орган исп. власти  - это организация, кот., являясь частью гос. аппарата,

имеет свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деят-ти, образована

в соотв. с зак-вом, наделена правом выступать по поручению гос-ва, призвана в

порядке исп. и распорядит. деят-сти  осуществлять повседневное рук-во хоз.,

соц-культурной, адм.-политической сферами, заниматься межотраслевым

управлением.

     Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн.

власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в

связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деят-сти  и компетенция орг. исп. власти (их

задачи, функции, права и обяз-сти, формы и методы деят-сти) определены и

закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах.

Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б)

наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся

вышестоящ. органами; д) подотчетны и  подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти.

     Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта

состоит из след. блоков:

     целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

     организационно-структурного (предусматривает правовые предписания,

регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

     компетенционного  - совокупность властных полномочий и подведомственности

(компетенция в области планирования, контроля и т.д.).

     Виды:

     1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

     органы общей  компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей

их сферы деят-сти;

     органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое

(функциональное) или смешанное  управление;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"