Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Предмет политологии, её основные категории,современная политологические школы.
2.Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование
3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция
4.Субъекты политики и политические субъекты.
5.Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики
6.Характеристика власти как общественной категории:закономерности проявления
_Тпологии власти(не менее 3-х)
8.Виды власти и их содержание
9.Политическая власть:признаки и определения
10.Уровни проявления политической власти.Российская политическая традиция
11.Проблемы политической власти
12.Легитимность как основная проблема власти
13.Политическая система:определения и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)
14.Структура модели политической системы В ТЕТР.

15.Функции политической системы
16.Характеристика политического режима
17.Признаки основных политических режимов современности
18.Политический режим в России:эволюция и особенности
19.Генезис и эволюция понятия "государство"
20.Современные представления о государстве:признаки и определения
21.Функции государства, их реализация
22.Формы государственного устройства
23.Формы государственного управления
24.Государственное устройство и баланс властей современной России
25.Генезис понятия и современное представление о гражданском обществе
26.Генезис понятия и современное представление о правовом государстве
27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России
28.Теории элит
29.Политические элита как субъект политики
30.Политическая бюрократия,определение,сущность понятия "бюрократизм"
31.Политическая элита современной России
32.Политический лидер и политическое лидерство:понятие и концепции

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Наиболее полным и ярким воплощением идеи величия  Московского государства сформированная в начале XVI в. псковским монахом Филофеем теория «Москва – третий Рим», согласно которой история человечества представляет собой историю трех великих государств, чья судьба определена волей бога. Первое (Рим) пало из-за ереси, второе (Византия) заключило греко-католическую унию и в результате было завоевано турками. «Третьим Римом» должна была стать Москва – хранительница православия

В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.

Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая  прошла в Европе. Не было и перемещения  политических воззрений на человека, его естественные права.

12.Легитимность как основная проблема власти

Проблема легитимности власти. Легитимный порядок в обществе – важнейшая политическая ценность. Упорядочение общ.отношений лежит  в основе полит.деятельности.Решающим фактором,влияющим на степеть упорядоченности  полит.отношений,явл.динамика соц.интересов разных групп общества.Полит.порядок не может поддерживаться без сотрудничества разных полит.сил. При отсутствии полит.порядка усиливается кризис полит.власти; люди все меньше связывают надежду на защиту собств.интересов с существующим полит.режимом. Это оборачивается отчуждением человека от полит.процесса. Устанавливается чисто принудительный контакт гражданина с государством.

13.Политическая  система:определения  и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)

ПС  – целостная упорядоченная совокупность полит.институтов,полит.ролей,отношений,процессов,принципов полит.организации общ.,подчиненных кодексу полит.,соц.,юрид.норм, историч.традициям и установкам конкретного полит.режима.

ПС можно различать  по характеру связей между ее элементами. Андреев различает целостную и суммативную системы

Ц – элементы тесно взаимосвязаны, органически  соединены.

С – целое,свойство которого равно сумме свойств  его частей.

От состояния  общ.отношений, уровня развития общества зависит,будет ли динамичной,статичной или застойной ПС.

Динамизм- определяет способность системы развиваться,адаптироваться к изменениям в обществе и реагировать  на эти изменения.

Статичные системы  вынуждены противодействовать развитию общества,вступать с ним в конфликт

Стабильность  – полит.идеал,обществ.ценность. стабильность неотделима от демократии.

14.Структура  модели политической  системы

Основатель теории полит.систем – Д.Истон. Им были сформулированы и принципы устойчивости ПС :

-ПС должна  быть открытой,но сохранять черты,определяющие ее облик.

-ПС должна  быть достаточно закрытой,чтобы  противостоять разрушительным влияниям.

- ПС должна  быть «саморегулирующейся», сохраняя  баланс сил на входе и выходе.

Модель истона использ.как метод.пособие для  анализа полит.систем других государств.Вход – это требования общ.к соц и пол институтам.Полит.процесс- процесс преобразования инф.полученной на входе и подготовке ее на выход.Привратники

15.Функции  политической системы

Определение целей  развития обществ – предполагает обозначение ориентиров, от которых зависит изменение властных полномочий,институтов,развитие демократии и т д

Властно-политическая интеграция общества -  все осн.действия в обществе должны протекать в  опр. Рамках. Общеобязательность госуд.велений, о придании политике обществ.авторитета.

Регулирование режима общественно-полит.деятельности – установление таких способов поведения  и деятельности людей,групп и  т д, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов.

Легитимизация полит.режима – соответствие реальной полит.жизни официальным полит.и правовым нормам.

16.Характеристика  политического режима

Определяя понятие  политический режим, необх.сделать  акцент не на том,кто правит,а на том,КАК правит,каким образом  и в чьих интересах. В результате взаимодействия всех компонентов полит.системы в обществе складывается опр.порядок, в котором единство полит.организации общества,системы методов осуществления власти,системы прав и свобод образует новое полит.явление – полит.режим. Если форма правления отвечает на вопрос КТО ПРАВИТ, то режим отвечает на вопрос КАК ПРАВИТ. Режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию полит.системы. Режим представляет собой совокупность властных структур,позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. ПР – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках полит.системы и поддерживают ее стабильность,учитывая соц.интересы и используя специф.методы.

17.Признаки  основных политических  режимов современности

По методам  осуществления власти режимы делятся на 3 типа: демократический, авторитарный,тоталитарный.

А: правит один или  небольшая группа;беспрекословное  подчинение граждан власти,исключает  широкое обсуждение перед принятием  полит.решений,критику полит.курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки с общественностью,обществ.мнение почти не учитывается властью. В гос.аппарат подбираютсясключительно сторонники правящей верхушки,нарушаются права человека.

Д: Осуществляется при наличии у правительства  более или менее широкой общественной поддержки. Предполагает: разделение и выборность власти,строгая законность,гарантия прав и свобод человека.

Т: Признаки:

Тотальный гос.контроль над обществом,

всеобщая монополизация  и централизация власти в руках  правящего меньшинства,

система жесткого полицейского контроля над всеми гражданами,

идеология общества на основе единой госуд.идеологии,

унификация и  регламентация полит.,обществ.и духовной жизни общества.

Господство единой правящей партии,которая является ядром  ПС.

18.Политический  режим в России:эволюция и особенности

Режим «управляемой демократии».Особенности:

Ассиметрия власти в пользу главы государства и  его аппарата

Слабость партийной  системы(партиям пока не удалось стать осн.посредником между властью и обществом,они обслуживают интересы опр.элит)наибольших полит.успехов добиваются партии,которые поддерживает Кремль.

Отсутствие независимой  системы правосудия – судебные решения  принимаются под давлением властных структур

Всевластие чиновничества  – мешают свободе предпринимательства, препятствуют становлению малого и средного бизнеса.

ЭВОЛЮЦИЯ:процесс  становления полит.режима происходил под влиянием 2-х начал:азиатского деспотизма и некоторых вкраплений демократического начала(дем.республика в Новгороде и Пскове). Преобладало  тоталитарное начало, но в процессе политических реформ пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.

11-12вв – республики  в Нов. И Пскове.Верховный орган  власти – вече.Народ решал  все вопросы, относящиеся к устройству государства.Вече избирало посадника и тысяцкого,которые возглавляли правительство.Князь не имел права вести войну без согласия вече.

Монголо-татарское  нашествие нанесло удар по вечевому строю Руси.Местное самоуправление замирает.Режим восточной деспотии.

После освобождения – власть князя, но она ограничена Земским собором и Боярской думой.

При Иване Грозном  усилились тоталитарные тенденции.Распущено  вече,ликвидировано самоуправление.

Но безраздельное  самодержавие было установлено Петром 1. Лишь Александр 2 – реформатор.Был убит в тот день когда хотел подписать конституцию..

Во время революции 1905-07 – Россия-констит.монархия.1917-демократическая  республика.в 1917 возникла ситуация выбора пути: демократия(оставить Учр.Собр) или  тоталитаризм (созд.Советы)

1985г – кризис  тоталитарного режима,Горбачев объявил  перестройку.охлократический режим.

1993-демократически-авторитарный  режим(плебисцитарный-путем проведения  референдумов)

После выборов  Путина – жесткий авторитарный режим.

19.Генезис  и эволюция понятия "государство"

20.Современные  представления о  государстве:признаки  и определения

Развитие представлений  о гос-ве шло по 2-м линиям –  этатистской и антиэтатистской. До 18в-по первой,после – по 2.

Т.Мор и К.Маркс  считали что любое правительство – комитет богатых,созданный, чтобы угнетать бедных.

Понимание сущности государства зависит от теоретического подхода к нему. При нормативном подходе гос-во трактуется как совокупность норм,регилирующих поведение гражждан.Для институционального подхода характерно толкование гос-ва как воплощения власти,как ее института. Общая тероия гос-ва сложилась к концу 19в и именовалась юридической.согласно теории трех элементов гос-во сущ.там,где есть народ,территория и гос.власть.в совр.мире гос-ва разнятся,но имеют общие признаки:

Отделение публич.власти от общества,появление слоя профессионалов-управленцев.

Территория.Законы распр.на людей,прожив.на опр.территории

Суверенитет т.е.верховная  независимая власть на опр.территории.

Монополия на легальное  приминение силы,физ.принуждения.

Право на взимание налогов с населения.

Обязательность  членства в государстве.человек  получает гражданство с рождения.

Роль госуд-ва в международном праве.Гос-во изменяется вместе с обществом,часть которого оно составляет.Традиционные госуд-ва возникли стихийно,на основе соблюдения обычаев,уходящих корнями в древность.Они имели институционально неограниченную власть,отрицали равноправие всех людей.Конституция придает гос-ву легитимность,так как она принимается с согласия подав.большинства. Конституции как правило состоят из 2-х частей.1-нормы взаимоотношений граждан и государства,во 2-описываются характер гос-ва(республика,монархия,федерация и т д),статус различных властей. Первые конституции были приняты в США и Франции. В совр.мире лишь неск-ко гос-в не имеют конституций(Великобритания,Израиль,Саудовская Аравия…)

21.Функции  государства, их  реализация

Принято выделять внутренние и внешние функции. К  внут.относятся политическая,правовая,организаторская,экономическая,социальная,образовательная,культурно-воспитательная.

Полит.функция  – поддержание всеобщего порядка,полит.стабильности,устан.отношений  с полит.партиями и др.обществ.институтами  в связи с формированием гос.структур,реализацией  властных полномочий…

Правовая функция  – правотворчество,выработка правовых норм,разработка и принятие законов. Правовые нормы – это правила поведения,санкционируемые гос-вом.

Организаторская функция – координация деятельности полит.субъектов,осуществление контроля за соблюдением законов.

Экон.функция  – выработка и осуществление налоговой политики,выделение кредитов,использование экономич.санкций и стимулов для развития тех или иных отраслей промышленности.

Социальная функция  – удовлетворение потребности граждан  в труде,жилье,поддержании здоровья,соц.защита…

Образовательная функция – демократизация образования,обеспечение его непрерывности,предоставление людям равных возможностей для его получения.

Культурно-воспитательная функция – создание условий для  удовлетворения культурных запросов граждан,формирование у них высокой духовности.

Внешние функции  – защита границ,вынужденной вмешательство  в дела других государств,поддержание и развитие межгосударственных отношений,регулирование внешней торговли…

23.Формы  государственного  управления

Монархия(абсолютная,парламентская) и республика(президентская,парламентская,смешанная)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"