Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 20:34, шпаргалка
1.Предмет политологии, её основные категории,современная политологические школы.
2.Методы политологии.Экспертные политические знания:аналитика и прогнозирование
3.Политика как общественное явление:генезис и эволюция
4.Субъекты политики и политические субъекты.
5.Виды политики и их содержание. Институциональные аспекты политики
6.Характеристика власти как общественной категории:закономерности проявления
_Тпологии власти(не менее 3-х)
8.Виды власти и их содержание
9.Политическая власть:признаки и определения
10.Уровни проявления политической власти.Российская политическая традиция
11.Проблемы политической власти
12.Легитимность как основная проблема власти
13.Политическая система:определения и характеристика(динамичность,статичность,стабильность)
14.Структура модели политической системы В ТЕТР.
15.Функции политической системы
16.Характеристика политического режима
17.Признаки основных политических режимов современности
18.Политический режим в России:эволюция и особенности
19.Генезис и эволюция понятия "государство"
20.Современные представления о государстве:признаки и определения
21.Функции государства, их реализация
22.Формы государственного устройства
23.Формы государственного управления
24.Государственное устройство и баланс властей современной России
25.Генезис понятия и современное представление о гражданском обществе
26.Генезис понятия и современное представление о правовом государстве
27.Особенности становления и развития гражданского общества и правового государства в современной России
28.Теории элит
29.Политические элита как субъект политики
30.Политическая бюрократия,определение,сущность понятия "бюрократизм"
31.Политическая элита современной России
32.Политический лидер и политическое лидерство:понятие и концепции
Наиболее полным
и ярким воплощением идеи величия
Московского государства
В XVIII в. идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович (1681–1736). По его мнению, народ сам для собственного блага заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя.
Русская политическая мысль развивалась одновременно с развитием государственности. На Руси не было реформации, которая прошла в Европе. Не было и перемещения политических воззрений на человека, его естественные права.
12.Легитимность как основная проблема власти
Проблема легитимности власти. Легитимный порядок в обществе – важнейшая политическая ценность. Упорядочение общ.отношений лежит в основе полит.деятельности.Решающим фактором,влияющим на степеть упорядоченности полит.отношений,явл.динамика соц.интересов разных групп общества.Полит.порядок не может поддерживаться без сотрудничества разных полит.сил. При отсутствии полит.порядка усиливается кризис полит.власти; люди все меньше связывают надежду на защиту собств.интересов с существующим полит.режимом. Это оборачивается отчуждением человека от полит.процесса. Устанавливается чисто принудительный контакт гражданина с государством.
13.Политическая
система:определения
и характеристика(динамичность,
ПС
– целостная упорядоченная
совокупность полит.институтов,полит.ролей,
ПС можно различать по характеру связей между ее элементами. Андреев различает целостную и суммативную системы
Ц – элементы тесно взаимосвязаны, органически соединены.
С – целое,свойство которого равно сумме свойств его частей.
От состояния общ.отношений, уровня развития общества зависит,будет ли динамичной,статичной или застойной ПС.
Динамизм- определяет
способность системы
Статичные системы вынуждены противодействовать развитию общества,вступать с ним в конфликт
Стабильность
– полит.идеал,обществ.
14.Структура модели политической системы
Основатель теории полит.систем – Д.Истон. Им были сформулированы и принципы устойчивости ПС :
-ПС должна быть открытой,но сохранять черты,определяющие ее облик.
-ПС должна
быть достаточно закрытой,
- ПС должна быть «саморегулирующейся», сохраняя баланс сил на входе и выходе.
Модель истона использ.как метод.пособие для анализа полит.систем других государств.Вход – это требования общ.к соц и пол институтам.Полит.процесс- процесс преобразования инф.полученной на входе и подготовке ее на выход.Привратники
15.Функции политической системы
Определение целей развития обществ – предполагает обозначение ориентиров, от которых зависит изменение властных полномочий,институтов,развитие демократии и т д
Властно-политическая интеграция общества - все осн.действия в обществе должны протекать в опр. Рамках. Общеобязательность госуд.велений, о придании политике обществ.авторитета.
Регулирование режима общественно-полит.деятельности – установление таких способов поведения и деятельности людей,групп и т д, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов.
Легитимизация полит.режима – соответствие реальной полит.жизни официальным полит.и правовым нормам.
16.Характеристика политического режима
Определяя понятие политический режим, необх.сделать акцент не на том,кто правит,а на том,КАК правит,каким образом и в чьих интересах. В результате взаимодействия всех компонентов полит.системы в обществе складывается опр.порядок, в котором единство полит.организации общества,системы методов осуществления власти,системы прав и свобод образует новое полит.явление – полит.режим. Если форма правления отвечает на вопрос КТО ПРАВИТ, то режим отвечает на вопрос КАК ПРАВИТ. Режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию полит.системы. Режим представляет собой совокупность властных структур,позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. ПР – совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках полит.системы и поддерживают ее стабильность,учитывая соц.интересы и используя специф.методы.
17.Признаки основных политических режимов современности
По методам осуществления власти режимы делятся на 3 типа: демократический, авторитарный,тоталитарный.
А: правит один или
небольшая группа;
Д: Осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Предполагает: разделение и выборность власти,строгая законность,гарантия прав и свобод человека.
Т: Признаки:
Тотальный гос.контроль над обществом,
всеобщая монополизация и централизация власти в руках правящего меньшинства,
система жесткого полицейского контроля над всеми гражданами,
идеология общества на основе единой госуд.идеологии,
унификация и
регламентация полит.,обществ.
Господство единой правящей партии,которая является ядром ПС.
18.Политический режим в России:эволюция и особенности
Режим «управляемой демократии».Особенности:
Ассиметрия власти в пользу главы государства и его аппарата
Слабость партийной системы(партиям пока не удалось стать осн.посредником между властью и обществом,они обслуживают интересы опр.элит)наибольших полит.успехов добиваются партии,которые поддерживает Кремль.
Отсутствие независимой
системы правосудия – судебные решения
принимаются под давлением
Всевластие чиновничества – мешают свободе предпринимательства, препятствуют становлению малого и средного бизнеса.
ЭВОЛЮЦИЯ:процесс становления полит.режима происходил под влиянием 2-х начал:азиатского деспотизма и некоторых вкраплений демократического начала(дем.республика в Новгороде и Пскове). Преобладало тоталитарное начало, но в процессе политических реформ пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.
11-12вв – республики
в Нов. И Пскове.Верховный
Монголо-татарское
нашествие нанесло удар по вечевому
строю Руси.Местное
После освобождения – власть князя, но она ограничена Земским собором и Боярской думой.
При Иване Грозном
усилились тоталитарные тенденции.Распущено
вече,ликвидировано
Но безраздельное самодержавие было установлено Петром 1. Лишь Александр 2 – реформатор.Был убит в тот день когда хотел подписать конституцию..
Во время революции
1905-07 – Россия-констит.монархия.
1985г – кризис
тоталитарного режима,Горбачев
1993-демократически-
После выборов Путина – жесткий авторитарный режим.
19.Генезис и эволюция понятия "государство"
20.Современные представления о государстве:признаки и определения
Развитие представлений о гос-ве шло по 2-м линиям – этатистской и антиэтатистской. До 18в-по первой,после – по 2.
Т.Мор и К.Маркс
считали что любое
Понимание сущности государства зависит от теоретического подхода к нему. При нормативном подходе гос-во трактуется как совокупность норм,регилирующих поведение гражждан.Для институционального подхода характерно толкование гос-ва как воплощения власти,как ее института. Общая тероия гос-ва сложилась к концу 19в и именовалась юридической.согласно теории трех элементов гос-во сущ.там,где есть народ,территория и гос.власть.в совр.мире гос-ва разнятся,но имеют общие признаки:
Отделение публич.власти от общества,появление слоя профессионалов-управленцев.
Территория.Законы распр.на людей,прожив.на опр.территории
Суверенитет т.е.верховная независимая власть на опр.территории.
Монополия на легальное приминение силы,физ.принуждения.
Право на взимание налогов с населения.
Обязательность членства в государстве.человек получает гражданство с рождения.
Роль госуд-ва
в международном праве.Гос-во изменяется
вместе с обществом,часть которого
оно составляет.Традиционные госуд-ва
возникли стихийно,на основе соблюдения
обычаев,уходящих корнями в древность.Они
имели институционально неограниченную
власть,отрицали равноправие всех людей.Конституция
придает гос-ву легитимность,так как она
принимается с согласия подав.большинства.
Конституции как правило состоят из 2-х
частей.1-нормы взаимоотношений граждан
и государства,во 2-описываются характер
гос-ва(республика,монархия,
21.Функции государства, их реализация
Принято выделять
внутренние и внешние функции. К
внут.относятся политическая,
Полит.функция
– поддержание всеобщего
Правовая функция – правотворчество,выработка правовых норм,разработка и принятие законов. Правовые нормы – это правила поведения,санкционируемые гос-вом.
Организаторская
функция – координация
Экон.функция – выработка и осуществление налоговой политики,выделение кредитов,использование экономич.санкций и стимулов для развития тех или иных отраслей промышленности.
Социальная функция
– удовлетворение потребности граждан
в труде,жилье,поддержании
Образовательная функция – демократизация образования,обеспечение его непрерывности,предоставление людям равных возможностей для его получения.
Культурно-воспитательная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов граждан,формирование у них высокой духовности.
Внешние функции
– защита границ,вынужденной
23.Формы государственного управления
Монархия(абсолютная,