Россия и мировое сообщество

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

Положение отдельных стран в формировании мирового общества и их роли не одинаковы. Во многом роль страны определяется традиционными показателями силы: размерами территории и населения, наличием достаточной военной мощи, финансовыми и иными ресурсами.
С этой точки зрения у России все в порядке: огромная территория, ресурсы, ядерный потенциал, финансовые средства. Однако, нам необходим общий концептуальный подход места России в мировом сообществе . И необходимость этого делает эту нашу работу, чрезвычайно актуальной, как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности современного состояния России в мировом сообществе……………………………………………………………..4
2. Особенности и направления дальнейшего укрепления места России в мировом сообществе ………………………………………………..8
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат политологая.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

Реферат

На тему:

на тему: «Россия и мировое  сообщество»

 

 

 

 

                                                                             Выполнил:

                                                                           Студент 3 курса гр. ДС - 11 - 08

                                                                          Факультета социальной работы

                                                       дневного отделения

                                               Шикирова Е.В.

 

                                        Проверил:

                                                   Покровский А.Г.

 

 

 

 

Чебоксары 2011

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Особенности современного состояния  России  в  мировом   сообществе……………………………………………………………..4
  2. Особенности  и  направления дальнейшего укрепления места   России        в  мировом  сообществе ………………………………………………..8

Заключение

Список использованной литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение 
    
Сейчас на нашей планете завершается формирование определенной модели  мирового  общества – объединенных временем  и  пространством государств, не разделенных на противоборствующие группировки, не противостоящих друг другу в схватке из-за жизненно необходимых ресурсов, живущих в обстановке взаимозависимости, партнерства и сотрудничества.  
Формально такого общества не существует. Но на деле многие государства  и  негосударственные игроки объединяются сетью общих интересов, универсальных ценностей  и  общих правил поведения. Все находятся на одной планете  и  подчиняются как ее физическим законам, так  и  общим этическим и правовым нормам.

Этот процесс касается всех стран  мира. Трудно назвать хотя бы одну, которая объективно осталась бы в стороне от него, даже если в активной форме участия в нем она не принимает.

Положение отдельных стран в  формировании  мирового  общества  и  их роли не одинаковы. Во многом роль страны определяется традиционными показателями силы: размерами территории  и  населения, наличием достаточной военной мощи, финансовыми  и  иными ресурсами.  
С этой точки зрения у  России  все в порядке: огромная территория, ресурсы, ядерный потенциал, финансовые средства. Однако, нам необходим общий концептуальный подход места  России  в  мировом   сообществе .  И  необходимость этого делает эту нашу работу, чрезвычайно актуальной, как с теоретической, так  и  с практической точек зрения. 

 

 

 

 

 

1. Особенности  современного состояния  России  в  мировом   сообществе.  
 
Процесс пореформенной «рыночной» трансформации  России  не просто сопровождался колоссальным упадком ее совокупной мощи -  и  экономической, и политической. Очевидно, что именно такое падение мощи  и  укладывалось в планы как внешних заказчиков, так  и  внутренних исполнителей, которые таким образом реализовывали лояльность заказчику. 
Собственно, это  и  есть содержание концепции «проигранной третьей  мировой », или «исторического поражения  России .  
Кстати, ничего специфически антироссийского, некоего злобного  и  извечного антироссийского заговора за этим искать нет смысла (хотя есть  и  историческая злоба  и , может быть, кое-какие заговоры). Это нормальная политическая цель любой державы, заключающаяся в том, чтобы упрочить свое могущество  и  предотвратить появление силы, способной ему противостоять.  
Нет никаких сомнений, что такая политика будет последовательно продолжаться  и  дальше, причем совсем не обязательно персонально против  России .  
Давление на  Россию  вплоть до ее расчленения может быть связано даже совсем не с опасениями собственно российского соперничества, а с противодействием другим угрозам, например, китайским, исламским, европейским, а также с обеспечением той или иной конфигурации контроля Соединенных Штатов над  мировыми  ресурсами. 
Важно другое. В результате этого процесса  Россия  впервые за несколько веков оказалась не субъектом истории, а ее объектом. При этом не потеряв еще окончательно предпосылок возвращения реального суверенитета. 
Все проблемы нынешней  России  в ее отношении со своим западным партнером (а партнер, по сути, один) - это проблемы заявки  России  на восстановление своей субъектности в  мировой  политике, то есть на реальный суверенитет.  
Пока  Россия  не проявляла намерений восстановить субъектность, по отношению к ней не проявлялось никакой специально направленной враждебности.  
Нынешняя откровенная враждебность, проявляемая по отношению к России практически всем массивом западных СМИ, вызвана всего-навсего открытым заявлением амбиций на активную роль в самых ключевых, жизненно важных для России частях ближайшего постсоветского пространства - Грузии  и  Украине.  
В случае реального восстановления российской мощи реакция будет предельно истерической,  и  к этому надо быть готовыми. Опять же это не повод для отказа от восстановления российской политической  и  экономической мощи. 
Однако, сейчас это состояние резко поменялось. 
Но при этом у  России  сохранились некоторые серьезные преимущества своего положения. 
 В военном, экономическом, морально-политическом плане  Россия  сохранила все предпосылки для восстановления     и  развития своей мощи. 
1. Ядерный стратегический потенциал - единственный параметр, по которому  Россия  сохраняет подобие паритета с единственной доминирующей  мировой  супердержавой, паритет взаимного гарантированного уничтожения -  сохранен.  И  может сохраняться на период, как минимум достаточный для модернизационного рывка. Таким образом, реанимация ядерного сдерживания при отсутствии иных гарантий и механизмов может стать основой для сохранения реального российского суверенитета. 
2.  За семь лет удалось остановить развал основных, базовых государственных институтов. «Институт президентства работает,  и  трудно усомниться, что он работает самостоятельно. Правительство хотя  и  неоднородно, но управляемо, административная реформа хоть  и  не переварена, но запущена,  и  на сегодняшний день представляется технически возможным вменить правительству в обязанности задачи, необходимые для обеспечения экономического прорыва».

3.Так или иначе, дорогой ценой в  России  создана основа саморегулирующейся, самовыживаемой, рыночной экономики, адаптивной к нормальному рыночному регулированию, оставляющей для государства возможность ограничить свое вмешательство  и  свои обязательства необходимыми  и  реально возможными пределами. Эта «свободная экономика в условиях, когда ей будут предъявлены вменяемые  и  четко направленные сигналы, обеспечены условия жесткой, равной, внутренней конкуренции, защита от непрерывного  и  корыстного вмешательства государства в вопросы, которые его совершенно не касаются, способна обеспечить мощную подпитку экономического прорыва». Когда государство наконец сосредоточится на выполнении своих обязательств, в том числе в экономической политике. 
4.  Россия  сохранила, причем под своим национальным контролем, природные ресурсы, по совокупности самые большие в мире, превращающие ее не только в необходимый элемент  мирового  хозяйства, то есть ставящие пределы дискриминации  и  санкциям, но  и  позволяющие обеспечить достаточную степень экономической безопасности в условиях наименьшего внешнего благоприятствования со стороны крупнейшего  мирового  игрока  и  его сателлитов. 
5. За время стабилизации  Россия  накопила огромные даже по  мировым  масштабам, абсолютно свободные (по мнению некоторых экономических специалистов, даже излишние) финансовые ресурсы, правда, не научившись пока их сколько-нибудь рационально использовать на цели развития. Если эти ресурсы не будут потеряны - поскольку в настоящее время содержатся в максимально уязвимом состоянии, они могут быть использованы для ускоренной модернизации, в том числе  и  военной, увеличив мощь  России  в разы.  
6. В своем непосредственном окружении Россия, безусловно, остается недостижимым лидером. Никто из соседей не обошел Россию в основных элементах могущества. Практически все бывшие советские республики в разной степени находятся в состоянии цивилизационного падения, во всяком случае, более глубокого, чем наше. Россия единственная сохранила - не без серьезных потерь - научный, образовательный и технологический потенциал. 
7. «Пореформенная травма не сломила психическое здоровье народа. Настроение смятения в значительной степени сменилось мощнейшими позитивными ожиданиями. Эти ожидания должны быть удовлетворены. В общественном сознании присутствует жажда исторического реванша. В какую форму он выльется, в позитивную или в разрушительную, зависит от адекватности и эффективности политики власти. 
Восстановление смысла и цели существования России как государства, общества, цивилизации и восстановление сил и могущества для реализации этих целей». К этому, собственно, сводится основная задача. 
елью всякой политики является усиление могущества. Могущество - это мера свободы.  
Степенью могущества определяется способность любого политического лица, группы, государства суверенно принимать и реализовывать решения.  
Никакой суверенитет, никакое право не может опираться на законы, договоры, коалиции, гарантии, обещания, если оно не опирается на могущество.  
Могущество страны - единственное основание суверенитета. 
Мощь экономики, безусловно, важнейшая составляющая государственного могущества, но  и  военная мощь государства, а также его политический  и  дипломатический вес являются важнейшей, а иногда  и  решающей частью экономической мощи.  
Так например, важнейшей составляющей экономической мощи Соединенных Штатов является количество авианосных группировок  и  способность к их применению.  
Можно с уверенностью утверждать, что, если бы военная мощь Соединенных Штатов свелась хотя бы к японской, капитализация американской экономики упала бы втрое.

 Доллар рухнул бы  вместе со всей действующей   мировой  финансовой системой.  
То есть экономика США отнюдь не испытала бы долгожданного облегчения  и  не удесятерила бы силы от освобождения от груза непомерных военных обязательств. 
Капитальная мощь  и  политическое могущество - две взаимосвязанные составляющие свободы  и  независимости любой страны. Ущербность в той или иной части приводит к ущемлению свободы  и  утрате независимости. Форма общественного устройства  и  способы управления вторичны по отношению к решению этой основной политической задачи,  и  в разные моменты истории их пригодность может быть разной. Таким образом, для  России  выбор таковых форм должен определяться не нормами  и  правилами, продиктованными «цивилизованными» менторами, а только единственным критерием: задачей усиления могущества.

 

 
2. Особенности  и  направления дальнейшего укрепления места   России  в  мировом   сообществе  

Потребность русского человека жить в осмысленном мире - это  главный ресурс современной России.

   Есть цель, есть задача масштабная  и  конкретная - есть смысл в государстве.  
Появляется энергия, начинает работать машина экономического роста, эффективность которого можно оценивать по конкретным критериям цели. Наличие цели создает условия для строительства институтов государства и институтов экономики. В том числе и свободной, рыночной. Наличие «длинных» целей, а таким образом и «длинных» денег, позволяет бизнесу включаться в проекты развития, зарабатывая на развитии, а не на деградации и растаскивании страны.

С точки зрения экономики  содержание целей не имеет большого значения - освоение Луны, защита от врага  или строительство трансконтинентальных магистралей.  
С фундаментальной точки зрения, идеологической, цель должна быть истинной, зримой и насущной. Экономика не может сама по себе задавать цели стране. Такими целями не могут быть ни повышение конкурентоспособности, ни рост благосостояния. Кто сказал, что для повышения конкурентоспособности или для роста благосостояния не целесообразнее было бы, например, расчленить Россию на несколько более гомогенных по внутреннему устройству частей? При этом рынок - свободное взаимодействие самостоятельных агентов - лежит в основе любой современной эффективной экономики.

Главной задачей государства  по отношению к рынку являются самые жесткие гарантии неприкосновенности собственности и, соответственно, соблюдения гарантии законных сделок.

Для крупной собственности  вопрос гарантий упирается в вопрос легитимации. Только тогда можно  заставить государственные институты гарантировать права крупнейших собственников. По отношению к основной массе среднего, мелкого и сверхмелкого бизнеса главный вопрос гарантий собственности - это вопрос защиты от государства, точнее от тех институтов, которые выступают от имени государства.

Таким образом, в области  рыночной экономики главной задачей  государства является институциональная  реформа, то есть выстраивание таких  институтов, главной целью которых  по отношению к рынку была бы защита прав собственности. 
Важнейшая задача государства по отношению к рынку - это обеспечение максимально жесткой свободной конкуренции, в первую очередь внутренней конкуренции.  
К примеру, если Россия хочет сохранить и развивать свою автомобильную промышленность, нужно обеспечить на внутреннем рынке конкуренцию двух, лучше трех сопоставимых по возможностям национальных производителей. Для этого можно было бы, например, за счет бюджета (за счет дополнительных резервов) закупить и поставить в Россию один-два современных автозавода. Если для обеспечения жесткой и равной конкуренции на внутреннем рынке необходимо оградить внутренний рынок - это, безусловно, надо делать. 
Защита внутреннего рынка должна быть абсолютной обязанностью государства в двух случаях: это защита тех отраслей, производств, технологий, утрата контроля над которыми означает прямую угрозу национальной безопасности. Понятно, что это касается в первую очередь оборонных отраслей, финансовой инфраструктуры и инфраструктуры жизнеобеспечения и сохранения контроля над стратегическими ресурсами. И вторая функция - это защита рынка для создания условий для максимально эффективной внутренней конкуренции. Избирательный протекционизм возможен и необходим там, где открытие внутреннего рынка означает вытеснение и истребление национального производителя. И только при условии, что государство обеспечивает жесткую и эффективную конкуренцию внутренних производителей на отечественном рынке. 
Сейчас много рассуждают как об отмирании национального государства и национального суверенитета, так и о крахе империй. Все это называется глобализацией. На самом деле «глобализация» подразумевает сохранение и усиление одной глобальной империи и растворение и даже фрагментацию бывших национальных государств внутри неких глобальных образований, подчиненных этой империи.

Проблему общественного примирения Россия так и не решила. Ни в историческом плане - между красными и белыми, ни в нынешнем социальном – между бедным и богатыми. Гражданская война, по сути, продолжается.  
Нынешняя российская власть добросовестно пытается выстроить единую российскую историю и единую российскую государственность.  
Потому как мы не можем примириться на прошлом. Примириться и договориться можно только на будущем Великой России.  
Призывы смириться с «историческим поражением» России, «признать реалии», распространение представлений о России как о стране без будущего не способствуют общественному успокоению и отказу от вредных привычек, а освобождают механизмы гражданской войны. «Реставрация будущего России» - вот смысл нынешней российской политики. Дать этот образ будущего и показать способы его реализации - задача действующей российской власти. 
Есть и со стороны либералов, и со стороны отечественных нацистов идея соблазнить нас химерой национального государства. Мол, зачем нам эти кавказцы, татары и прочие. На этих основаниях мы не построим никакого государства. Это путь к резне и, по сути, фрагментации и трайбализации всего постсоветского пространства. Кстати, именно по этому пути потихоньку идут постсоветские республики, сделавшие «европейский выбор».  
Некоторые уже ощутили, а некоторым еще предстоит ощутить прелесть внезапного прозрения национального самосознания у самых невероятных народов, населяющих многонациональные территории. Причем при самой внимательной гуманитарной опеке глобального арбитра. 
Россия всегда существовала как империя.  
И может существовать лишь как империя или, если кому-то не нравится это слово, как «государство-цивилизация». Как империя в современном смысле, то есть не с точки зрения организации власти или форм внешней экспансии.  
Как империя, где имперскость означает гармонизацию всех составных частей и культур, некий синтез, где русские - имперскообразующий народ, который без своей мультикультурной цивилизации, то есть без других народов, составляющих и наполняющих эту цивилизацию, существовать не может. Имперское сознание есть самое глубокое основание нашего антифашизма. Любой шовинист, призывающий к расправе над инородцем и иноверцем, - враг империи и угроза ее существованию.

Информация о работе Россия и мировое сообщество