Роль политических партий в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы становится очевидной если оглянуться на предстоящие выборы 5 декабря 2007 года или при обычном взгляде на те процессы, которые происходят в сегодняшней Государственной думе России.
Объектом в моей курсовой работе является политические партии. Цель работы - всестороннее изучение вопросов, связанных с историей возникновения партий, их роли в современном государстве и их влияния на политическую жизнь общества. Перед курсовой работой ставятся следующие задачи:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Формирование политических партий……………………..5
1.1. Понятие, основные признаки и структура……………………....
политической партии……………………………………………….….5
1.2. Происхождение партий и процесс их становления……………9
1.3. Классификация политических партий…………………………13
1.4. Функции политических партий…………………………………15
Глава 2. Роль политических партий в политической системе…….
общества…………………………………………………………………20
2.1. Политические партии, их место, роль в политической………..
системе общества………………………………………………………20
2.2. Политическая культура как необходимое условие…………….
политической деятельности………………………………………….24
2.3. Политическая борьба как средство власти……………………28
Глава 3. Становление партийной системы России……………..…30
3.1. Становление Российской многопартийности…………………30
3.2. Особенности партийной системы в России……………………35
Заключение……………………………………………………………..40
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      общества

 

 

Партия ведет повседневную политическую деятельность. Она воспринимает и реализует (с различной степенью успеха) импульсы, идущие от социальных групп, слоев, классов, этносов и т.л., словом, от структурных политических сил. Проанализируем основную роль политических партий в политической системе общества.

 

 

2.1. Политические партии, их место, роль в политической системе общества

 

 

Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих лю­дей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными норма­ми. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. В.И.Ленин указывал: «Дайте нам орга­низацию революционеров, и мы перевернем всю Россию». Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организа­циями являются партии.

Одни считают, что в партии вступают наиболее активные граждане, стремящиеся к политической де­ятельности, воспринявшие общественные интересы как свои личные. Другие полагают, что в партии идут люди для удовлетворения своих карьеристских побуждений, удовлетворения своих амбиций. К.Маркс и Ф.Энгельс, характеризуя, например, партию коммунистов, отмечали, что «коммунисты... являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариа­та преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения». Далеко не все коммунистические партии и далеко не во всем оправдали такой общий подход к определению роли и значения партии, но подобный методологический подход приемлем и для сегодняшнего дня: партия должна побуждать к движению вперед, партии необходимо хорошо осмыслить и определить интересы соци­альной группы, которую она представляет, партия обязана четко пред­ставлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Значит, главное в деятельности партий - изучение интересов социальных групп и слоев и их защита. Для защиты интересов нужны свои люди в парламенте. Поэтому партии не могут стоять в стороне от борьбы за власть.

Становление политических партий как необходимых элементов по­литической структуры общества отражает процесс приобщения к полити­ке все более широких кругов населения. Макс Вебер выделял в развитии партий три периода: [7]

- в ХУ1-ХУП вв. партии в Европе представляли собой аристократи­ческие группировки, объединяющие немногочисленных представи­телей политической элиты;

- в ХУ11-Х1Х вв. - это уже политические клубы, стремящиеся привлечь к активной политической деятельности людей, пользующихся влия­нием не только в политике, но и в других сферах жизни;

- в Х1Х-ХХ вв. формируются современные массовые партии. Первой

массовой партией было основанное в 1861 г. Либеральное товари­щество регистрации выборов в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий немецкий рабочий союз, основанный Ф.Лассалем. Основными причинами появления массовых партий были:

- повсеместное распространение избирательных прав;

- развитие рабочего движения, организационное оформление рабоче­го класса. Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни по следующим признакам:

- партия характеризуется долговременностью действия своей органи­зации (в «смутные» времена создаются многочисленные «партии-однодневки», практически не играющие значительной роли в жизни общества);

- наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих по­стоянную связь с центром;

- стремление партии в одиночку или в блоке с другими организация­ми завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

- поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.

Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Про­цесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.

С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества. В 1990 г. в нашей стране был принят специальный закон "Об общественных объединениях".

Институционализация партий предусматривает:

а) санкционирование места партий в публичной жизни;

б) условия деятельности партий в политической системе;

в) участие партий в избирательной системе;

г) способы представительства партий в органах государствен­ной власти;

д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Пра­вовое закрепление такой практики широко распространено в Герма­нии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формиро­ванию здорового общества, а потому вправе получать государствен­ные дотации.

Сложность, неоднозначность феномена политической органи­зации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее ин­ституционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического дей­ствия вне организации.

Показательным примером здесь может служить судьба воззре­ний Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел извест­ность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответ­ственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.

 

 

 

2.2. Политическая культура как необходимое условие политической деятельности

 

 

В систему политологической терминологии понятие "полити­ческая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века. [8] Они подчеркивали ее дина­мичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преоб­разование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному полити­ческому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.

В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной проблемы в середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.

Существуют глубокие основания для единства и взаимодей­ствия политики и культуры: и та и другая действую! в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осущест­вления власти, но в то же время само развитие культуры в значитель­ной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содер­жание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики - в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.

Политическая культура служит каналом взаимодействия чело­века и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение лю­дей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.

На характер, содержание и специфику политической культуры значительное воздействие оказывают региональные и исторические особенности страны.

Это выражается в свойственном данной модели сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в приоритете одних ценно­стей над другими.

Для Японии характерно, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность к какой-либо организа­ции или политической программе. Для узбекской политической куль­туры характерно сочетание двух основных моделей поведения: с ори­ентацией на местные обычаи и нормы в сельской местности и на со­временные стандарты поведения в городских поселениях.

Известны различия в предпочтениях американцев и европей­цев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, то предпочтения европейцев равно­мерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями.

Российская политическая культура продолжает оставаться на низком уровне, ее носители во многих случаях не владеют навыками решительного влияния на политику, впадают в апатию или истерию на поворотах исторической судьбы.

«Политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важ­ным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц», - писал В.И.Ленин. Эти слова остаются актуальными и для нашего времени.

Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы: наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах; умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям; способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса; умение управлять эмоциональной стороной политических действий, взвешенно и трезво оценивать как действия оппонентов, так и свои собственные.

Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей по­литической системы или положительно, или отрицательно, что и по­зволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.

Роль политической культуры в совершенствовании полити­ческой системы можно представить в следующих тезисах:

- в длительные исторические периоды политическая культура модифицирует политическую систему;

- реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает в себе историю его политической культуры;

- политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является подсистемой политической си­стемы.

Современное состояние общественного развития характеризу­ется острым противоборством политических сил, доходящим порой до кровавых конфликтов. В этих условиях возникает необходимость в изучении места и роли политической конкуренции, культуры ее составляющих. Конкуренция часто наделяется свойствами, ей не прису­щими, определяется как война всех против всех, как явление, не гну­шающееся никакими средствами. На самом деле конкуренция - это соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, группами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В современной теории демократии на Западе механизму соперничества политических партий, групп, лидеров отводится ведущая роль. "Элемент соперничества - ...сущность демократии", - писал И.Шумпетер в начале XX века, чьи идеи во многом определили разви­тие теории демократии в современной американской науке.

Нетрудно заметить, что политическая конкуренция - внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчи­вых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политиче­ского невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить полити­ческую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе.

Бесспорно, что за последние два десятилетия культурный и об­разовательный уровень масс неизмеримо вырос. Но и этого роста ока­залось недостаточно для верного осмысления современной полити­ческой ситуации и личного участия в политической жизни.

 

 

               2.3. Политическая борьба как средство власти

 

Информация о работе Роль политических партий в современном обществе