Режим консульской империи Наполеона Бонапарта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

С 1792 г. Франция вела войну против коалиции европейских государств. В Северной Италии ей противостояли австрийские и пьемонтские войска, которые количеством и качеством намного превосходили французов. И здесь, в итальянской кампании 1796–97 гг. в полной мере раскрылись полководческие таланты Наполеона. Действуя быстро и решительно, не теряя времени на сложные маневры и собирая все свои силы в один кулак для главного сражения, он по частям разбил своих противников и к весне 1797 г. захватил всю Северную Италию.

Оглавление

Введение
1. ПЕРЕВОРОТ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА, ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗ-ВИТИЕ ЕГО РЕЖИМА
2. Внутренняя политика Консульства 3. Империя Наполеона Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

консульская империя наполеона.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ:ИГПЗС

НА ТЕМУ:

РЕЖИМ КОНСУЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ  НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА.

 

 

 

                                                                                                    Выполнил:

Студент I курса группы

 

 

 

 

Научный руководитель:

                                   

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2011

 

                                    Содержание:      

 

Введение

1. ПЕРЕВОРОТ НАПОЛЕОНА  БОНАПАРТА, ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕЖИМА

2. Внутренняя политика  Консульства           3. Империя Наполеона                                        Заключение

Список используемой литературы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Введение                                           Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 г. на острове Корсика в многодетной семье небогатого адвоката. После окончания Парижской военной школы в 16 лет в чине подпоручика артиллерии Наполеон пошел на военную службу. Несмотря на бесспорный талант, рвение и выдающуюся работоспособность он не имел никаких надежд на быстрое продвижение, поскольку для этого у него не было ни аристократического происхождения, ни связей. Революция, начавшаяся во Франции в 1789 г., дала ему такую возможность.

На юге страны началось контрреволюционное восстание, центром  которого стал город Тулон. Капитану Бонапарту было поручено спланировать осаду. 17 декабря 1793 г. город был взят штурмом. Тулон считался неприступной крепостью, и за эту победу Наполеон сразу же получил чин бригадного генерала. Однако не война, а политика сделала его имя известным всей Франции и открыла путь к его возвышению .

С 1792 г. Франция вела войну  против коалиции европейских государств. В Северной Италии ей противостояли  австрийские и пьемонтские войска, которые количеством и качеством намного превосходили французов. И здесь, в итальянской кампании 1796–97 гг. в полной мере раскрылись полководческие таланты Наполеона. Действуя быстро и решительно, не теряя времени на сложные маневры и собирая все свои силы в один кулак для главного сражения, он по частям разбил своих противников и к весне 1797 г. захватил всю Северную Италию.

Итальянский поход принес Наполеону славу и известность. В Париже его встречали как  триумфатора. Директория, которая встала во главе Франции с 1795 г., назначила  его командующим 30-тысячным экспедиционным корпусом для отправки в Египет.

В это время его  уже тяготила роль исполнителя чужих  приказов, он сам хотел обладать и распоряжаться властью. Наполеон презирал правительство Директории, считая его коррумпированным, слабым и недееспособным. И, по-видимому, в  это время он пришел к мысли о том, что рано или поздно ему удастся свергнуть этот режим и самолично захватить власть во Франции.

.

Основная цель нашей  работы: рассмотреть Консульство  и империю Наполеона Бонапарта, государственный строй и политический режим;

 

1. ПЕРЕВОРОТ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА, ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕЖИМА

 

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел  в обстановке широкого общественного  недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для нового революционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследовательно то обрушивало преследования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования. Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Наполеон в силу своих природных дарований и при стечении благоприятных политических обстоятельств сумел стать выдающимся военачальником и незаурядным политиком. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а также для солдатских вдов и сирот. В армии он зарекомендовал себя радикальным жестоким реформатором, что зафиксировано в его афоризмах «Дорогу талантам!» и «Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело расстреливать за казнокрадство». Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему. Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Эта республиканская конституция не была ратифицирована законодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита, проходившего под жестким государственным контролем. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.

Основным стержнем новой  конституционной системы становилось  правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным  органом, так как первый консул обладал  исключительными полномочиями. Консулы  избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности закреплялись за конкретными лицами (ст. 39): первого консула - за Бонапартом, второго - за Комбасересом (бывшим министром юстиции), третьего - за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин). Статья 41-я законодательно закрепила преимущества первого консула империи. Только он мог обнародовать законы, назначать и отзывать министров, внешних представителей, командующих армией, судей без права отстранения их от должности. Второй и третий консулы имели лишь право совещательного голоса (ст. 42). Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со стороны законодательной власти. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.

Государственный совет  готовил законопроекты по указанию правительства, а затем они поступали  в Трибунат и лишь потом в Законодательный корпус. Важным органом власти становился Сенат. 24 сенатора, которым было более 40 лет, избирались пожизненно (ст.15). При введении конституции в действие было назначено 25 сенаторов, которые в течение 10 лет должны были увеличивать свой состав до 80 человек. Ст. 20 давала право Сенату избирать Законодательный корпус, Трибунат, консулов и ряд других высших должностных лиц. Сенат мог объявить неконституционным акт, направленный ему Трибунатом или правительством.

Помимо Сената законодательная власть была сосредоточена в Трибунате. Он состоял из 100 человек не моложе 25 лет (ст. 27), которые назначались Сенатом. Трибунат мог одобрить или отвергнуть предложенный законопроект в результате его обсуждения на своих заседаниях. После обсуждения в Трибунате законопроекты поступали в Законодательный корпус (ст. 34). Он также назначался Сенатом в составе 300 членов, достигших 30 лет. Одна пятая состава обновлялась ежегодно. Участником законотворческого процесса был и Государственный совет, члены которого назначались первым консулом. Главной задачей этого органа власти была разработка законопроектов. Таким образом, законодательная власть превращалась в придаток авторитарной системы.

Наполеон включил в  госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.

Французская армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма  людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение  от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав - создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815 г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины - около 1750 тыс. человек.

Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по «департаментскому списку» и далее по «национальному списку». Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название «представительство по плебисциту». Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте - супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Была установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу. В тексте конституции отсутствовал раздел о политических правах граждан, и упоминалось лишь о праве индивидуальных петиций, адресованных всем органам власти. В разделе «Общие положения» провозглашалась неприкосновенность жилища, содержались некоторые гарантии от произвольного ареста.

Опираясь на армию, чиновничество  и поддержку разбогатевших слоев  общества, Бонапарт подготовил почву  для еще большего упрочения своей  личной власти. Режим единоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессе своего становления и легитимного закрепления. После Амьенского мира Наполеон стал добиваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение. Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на 10 лет после окончания первого срока избрания (т.е. до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит под строгим контролем полиции, на который вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консулом?». По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором Наполеоном I. Первый раздел этого документа вводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканской форме правления. С этого момента термин «республика» нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. Второй раздел провозгласил принцип наследования императорского титула и должности в порядке первородства с постоянным исключением женщин.

После принятия Органического  сенатус-консульта 1804 г. реформированию подвергся Сенат, в состав которого теперь должны были входить французские  принцы с 18-летнего возраста, высшие сановники, лица, назначенные императором, а также 80 членов по выбору самого Сената из списка, предложенного императором. Законодательный корпус получил право обсуждения законопроектов, что снизило значение Трибуната. В 1807 г. он был полностью ликвидирован. К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня - чиновника из центра). Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и, в конечном счете, падение авторитета власти. В условиях разгрома наполеоновской армии войсками европейских государств, в том числе и российских, Сенат 6 апреля 1814 г. принял решение об отстранении Наполеона от власти и приглашении на французский престол Людовика XVIII - брата казненного во время революции короля. Имперский режим, просуществовавший в стране до 1814 г., был обречен на провал. Он не имел прочных конституционных основ и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Это предопределило процесс дальнейшей эволюции национальной государственности.   

 

2. Внутренняя  политика Консульства

 

Конституция только создавала  модель того государственного устройства, которое предстояло привести в действие. И здесь в полной мере проявились политические таланты Наполеона. Для  него, по словам Гете, власть была то же самое, что музыкальный инструмент для великого артиста. Продолжая это сравнение, можно сказать, что он сумел настроить инструмент государства, сделал его послушным своей воле и использовал для проведения той политики, которая, как он считал, отвечала национальным интересам Франции, а объективно – способствовала ее буржуазному развитию.

Прежде всего, он отменил  все чрезвычайные законы, принятые Директорией и вызывавшие раздражение  населения. Вместо принудительных займов и насильственных реквизиций был  введен контроль за расходованием государственных средств и начата борьба против казнокрадства. Несколько крупных финансистов были посажены в тюрьму, что напугало других расхитителей. В налоговой политике первый консул и его министр финансов Годэн сделали упор на сокращение прямых и увеличение косвенных налогов, что привело к улучшению финансового положения государства.

Информация о работе Режим консульской империи Наполеона Бонапарта