Республика Беларусь- правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:02, доклад

Краткое описание

Правовое государство - форма государственной организации, при которой государственная власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Файлы: 1 файл

Республика Беларусь-правовое государство.docx

— 19.60 Кб (Скачать)

В ст. 1 Конституции Республика Беларусь указано, что она является правовым государством. Но что такое это «правовое государство» и каковы его отличительные свойства?

Правовое государство - форма  государственной организации, при  которой государственная власть в своей деятельности подчиняется  праву и главной целью считает  обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и  должностные лица действуют в  пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов  законодательства. Правовые акты или  их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке  противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Признаки правового государства:

верховенство закона;

разделение властей;

взаимная ответственность  личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина;

развитое гражданское  общество.

 

Основополагающая цель правового  государства - обеспечение защиты прав человека. Поэтому самым важным в  ряду его признаков является принцип  верховенства права, позволяющий данную защиту гарантировать. Для того чтобы  он смог получить надлежащее воплощение, необходимо существование такого института, как принцип разделения властей. В свою очередь, он содержит в себе в качестве более детального принцип  независимости судебной власти, важность которого обосновывается тем, что судебная власть в правовом государстве выступает  в качестве арбитра, решающего споры  и не позволяющего ни законодательной, ни исполнительной ветви получить превосходство. Независимость судебной ветви власти, по сути, и есть тот самый индикатор, который отображает состояние правовой системы страны.

Правовое государство  предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни  и доминирование "среднего" класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства  возможно только при многоукладной  рыночной экономике, поскольку экономический  монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.

 

Как записано в Декларации "О государственном суверенитете Республики Беларусь" от 27 июля 1990 года: "Государственный суверенитет  Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни  каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами".

Для того чтобы проводить  независимую политику в интересах  своего народа, государство должно обладать реальным суверенитетом - самостоятельностью при решении любых внутри - и  внешнеполитических вопросов. Однако в современном однополярном мире это удается далеко не всем. Супердержавы и, прежде всего, США, стремясь достигнуть мирового господства, осуществляют экономическую  экспансию на менее развитые государства.

Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный  банк реконструкции и развития. Эти  международные организации оказывают  финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут  к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся  стран. Неудивительно, что руководство  страны неоднократно высказывалось  против получения Беларусью крупных  иностранных кредитов.

Проблемы Беларуси на международной  арене обусловлены не внутренними  причинами (якобы имеющими место  нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее  обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим  потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза  с Беларусью, а в перспективе  и с другими странами СНГ, противоречит реализации данных планов.

Беларусь стала мишенью  информационной войны, развернутой  против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке радикально настроенных  сил с целью создания на их основе так называемой "пятой колонны", деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.

Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:

политическая и экономическая  независимость;

сильная и эффективная  государственная власть;

стабильность и правопорядок;

общенациональный консенсус;

дееспособные вооруженные  силы;

интеграция в рамках СНГ.

Создание правового государства  требует сбалансированных усилий в  различных сферах жизнедеятельности  общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.

Значительное опережение политических преобразований при ухудшении  экономического положения справедливо  может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни  на уровне элементарных биологических  и социальных потребностей.

Построение правового  государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению  и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.

Человек, его права и  свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве "высшей ценности", которую государство  обязано признавать, соблюдать и  защищать.

Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую  концепцию взаимоотношений между  государством и гражданином. Если в  советский период права и свободы  человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам  общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства  являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило  на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.

В реализации прав и свобод белорусских граждан большое  значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто  выражать свои взгляды и идеи, учреждать  независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных  дел.

С целью определения основных направлений деятельности государства  по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства  в Беларуси принята "Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан".

Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и  предпринимает все меры по их защите.

Роль Президента как гаранта  прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как  гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о  том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.

Белорусское государство  будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и  свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или  ущемляющих права и свободы, но и  создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.

Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень  правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных  управленческих решений.

Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских  граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как "Права человека", "Основы законодательства Республики Беларусь" и др.

Права и свободы человека тесным образом связаны с его  обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением  предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.

Осознание каждым индивидом  ответственности за свои поступки, уважительное отношение к правам и свободам других членов общества - необходимое условие построения правового демократического государства.

 


Информация о работе Республика Беларусь- правовое государство