Религиозный фундаментализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:12, реферат

Краткое описание

Фундаментализм религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм.

Оглавление

Введение;

Идеи и особенности религиозного фундаментализма;

Протестантский фундаментализм;

Исламский фундаментализм;


Заключение.

Файлы: 1 файл

религиозн фундаментализм.docx

— 24.80 Кб (Скачать)

1. Введение

Фундаментализм  религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм.

Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами  антимодернистских публикаций — "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами.  

Неслучайно суть самого слова «фундаментализм» означает движение за сохранение устоявшихся фундаментальных основ религии, без которого ни одна религия не смогла бы устоять и обеспечить свою дальнейшую экспансию в эпоху глобализации и стремительно меняющейся системы человеческих ценностей.

2. Идеи и особенности  религиозного фундаментализма.

В настоящее  время термин приобрел более широкое  значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная  установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой  религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая  характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в  том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии  в жизни общества, он является, в  отличие от консерватизма в обычном  понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного  на отвержении принципов гуманизма  и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной  цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.  
 
3. Протестантский фундаментализм.

Впервые термин «фундаментализм» был применен в  США для характеристики консервативного  крыла протестантизма, направленного  против либерального протестантского  рационализма, допускавшего вольности  в толковании Библии. 
 
Окончательно же протестантский фундаментализм оформился в идеологическое течение в начале прошлого столетия в южных штатах США преимущественно среди евангелистов, пресвитериан, баптистов и методистов. Выступая против любой попытки научного объяснения мира и противопоставляя науке религиозные авторитеты и постулаты, фундаменталисты Юга США далее выступили уже как сформировавшаяся и хорошо организованная политическая сила, обзаведшаяся собственным лобби в правительствах ряда южных штатов. Так, в штатах Арканзас, Теннесси и Миссисипи им удалось добиться принятия законов, запрещавших преподавание в государственных школах дарвинского учения о происхождении человека. Впоследующем протестантский фундаментализм стал оказывать ощутимое влияние на общественную жизнь и политику через своих представителей в органах власти и общественно-политических организациях. Так, например, в современном американском обществе протестантские фундаменталисты широко известны своей непримиримой позицией по отношению к абортам, сексуальным меньшинствам, довольно негативным отношением к межконфессионально работающим христианам. Кроме того, они не особо жалуют людей иного вероисповедания, даже к католикам относятся предвзято. 
 
Роль протестантских фундаменталистов стала в особенности заметной во время президентских выборов в США в 2000 г., когда, по мнению многих наблюдателей, сенатор республиканец Д.МакКейн на предварительных выборах (primary) проиграл другому республиканцу Дж.Бушу-младшему именно потому, что выступил с резкой критикой в адрес консервативных протестантских деятелей, которых в самой Америке многие считают столь же радикальными, как и исламистов. В частности, Д.МакКейн сделал акцент на критике фундаментализма и нетерпимости, не учитывая при этом тот факт, что в США именно консервативно настроенные американские телевизионные проповедники имеют непосредственное отношение к формированию общественного сознания. Кстати, среди множества других христианских фундаменталистских движений США существует и учение так называемых «христиан идентичности», которые исповедуют радикальный антисемитизм. Согласно их учению мир делится на потомков Адама — белых людей, или истинных израэлитов, и на детей сатаны (евреев и прочих нечистых). В настоящее время наиболее сильной является группировка «христиан идентичности» «Арийские нации», возглавляемая пастором Ричардом Батлером, который некогда был активным членом террористической организации «Порядок». По мнению некоторых экспертов, организация «Арийские нации» имеют свои вооруженные отряды по всей Америке и самым тесным образом сотрудничают с неонацистскими движениями и организациями, а также имеют связи с Ку-клукс-кланом. 

4. Исламский фундаментализм.

 
Что касается собственно исламского фундаментализма, то этот термин, как и вытекает из вышесказанного, заимствован из христианства. Всплеск его активности пришелся на два основных этапа. 
 
Первый этап берет начало с 60—70-х гг. прошлого столетия, когда ультраконсервативные течения в исламе получили мощный импульс к развитию в результате национально-освободительных войн в мусульманских странах Азии и Африки, а также вследствие распространения и усиления идеи панарабизма в арабском мире, начала исламской революции в Иране и после вторжения советских войск в Афганистан. 
 
Второй этап ознаменовал собой начало новой эры противостоянии Востока и Запада после трагических событий 11 сентября 2001 г. и начала международной антитеррористической кампании США и их союзников в Афганистане и Ираке. Именно под знаменем борьбы с международным терроризмом мир узнал о рождении новой, более организованной и специфической формы религиозного фундаментализма — исламского фундаментализма. 
 
Специфика исламского фундаментализма в целом связана с несколькими обстоятельствами. 
 
Во-первых, в силу того, что основная концепция исламского фундаментализма — определение независимого «пути исламского развития», ведущая к установлению «единого исламского халифата» как наиболее идеальной формы государственного правления. При этом надо отметить, что, в силу разнообразных факторов и изменений в мире, появилось сразу несколько вариаций «исламского пути развития», в зависимости от степени их радикализации. 
 
Во-вторых, специфика исламского фундаментализма в значительной степени была обусловлена разрушительным внешним воздействием, когда неоправданные заимствования и часто неприемлемое механическое копирование моделей развития передовых стран в мусульманских странах приводили к резкому ухудшению социально-экономической ситуации, что сказалось на значительной политизации исламского фундаментализма. 
 
В этой связи вполне резонным предстает мнение Абдель Кадера Йасина, который уверен, что реальными территориями распространения политизированного исламского фундаментализма сегодня являются не Иран, Саудовская Аравия или малые государства Персидского залива, которые сами опасаются роста исламского фундаментализма, а ряд густонаселенных арабских стран, таких, как Египет, Алжир и Судан. Все три страны имеют некоторые общие черты и причины для этого: демографический взрыв, неудовлетворительное экономическое состояние в государстве и, соответственно, рост безработицы, а также различные виды и степени интенсивности репрессивных мер против политического инакомыслия. Естественно, считает он, что в подобных условиях это вызывает активный протест со стороны исламских движений, которые он выделяет в качестве «карательного фундаментализма». 
 
В-третьих, исламский фундаментализм вышел за рамки общепринятой концепции религиозного фундаментализма за счет стремления самобытных национальных культур, идентифицирующих себя в рамках единой исламской цивилизации, отгородиться, защититься от всепоглощающего процесса «вестернизации», охватившего все сферы жизнедеятельности традиционного мусульманского общества и фактически приведшего в упадок моральные и духовно-нравственные стороны общественной жизни в мусульманских странах. Именно в исламском фундаментализме наиболее ярко выражены апелляция к морально-нравственным ценностям и попытка доказать превосходство исламского общества в противовес аморальности современной западной цивилизации. 
 
Исламский теолог Сайид Муджтаба Лари в своей книге «Западная цивилизация глазами мусульманина» смог живо и красочно охарактеризовать отношение ислама к вестернизации: «Слишком многие видят только пленительные внешние черты цивилизации, но слепы к мучительным трагедиям и кризису морали современной эпохи. Цивилизованный мир выставляет напоказ свои поверхностные чары, что люди, которые недолго живут там, охотно отказываются от своей способности понимать и судить, закрывая глаза на неприятные факты и проступки». 
 
В-четвертых, на специфику исламского фундаментализма определенное значение оказал этнический фактор. К примеру, в странах Северной Африки (Магриба) в качестве противовеса арабо-мусульманской культуре выступает «фактор североафриканских этнических меньшинств». Поэтому здесь нередко под флагом исламского фундаментализма можно обнаружить проявление воинствующего арабского национализма, вернее его религиозной формы, в отношении коренных народностей: берберов, туарегов, коптов и других исконных народностей Северной Африки. К такому выводу меня наталкивает анализ ситуации вокруг этнических меньшинств на Ближнем Востоке в целом и в странах Магриба в частности. 

5. Заключение.

 
Однако реалии современного мира таковы, что, как и в прошлом, так и  сегодня, реакционные силы широко используют идею джихада для достижения сугубо политических целей, что весьма на руку тем, кто на мировом информационном пространстве пытается отождествить исламский  фундаментализм с политическим экстремизмом и международным терроризмом. 

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный  факультет

Кафедра менеджмента и организации здравоохранения 
 
 
 
 

Реферат по идеологии на тему: 

Религиозный фундаментализм. 

Подготовила студентка 

1 курса специальности «Менеджмент»:    Зуёнок Ж.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2008

Список  литературы: 
 
1. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2001. — Том. 4. — С. 280—281. 
2. Политическая энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Том. 2. — С. 572. 
3. Тувинов А. Многоликий фундаментализм // Бюллетень реферативно-аналитической информации. — 2001, №12 (114). 
4. Там же. 
5. Abdel-Qader Yassine. Islamic militant movements between tradition and modernity // The third Nordic conference on Middle Eastern Staudies: Ethnic encounter and culture change. — Joensuu, Finland. — 19—22 June,1995. 
6. Лари С.М. Западная цивилизация глазами мусульманина. — Баку, 1994. — С. 21. 
7. Васильев Л.С. История Востока. — М.: Высшая школа, 2003. — Том. 2. — 568 с. (1. Mtouggui, Lhaussine. Vue generale de l’ hisoire berbere. — Alger, 1955. 2. Zenati, R. Le probleme Algerien vu par un Indigene. — Paris, 1938). 
8. Ayubi, Nazib. Islam and democracy // Democratization / Ed. by Potter D. et al. — Cambridge: Polity Press, 1997. — Pp. 345—366. 
9. Ibid. 
10. Степанянц М. Мусульманские концепции в философии и политике XIX—XX вв. — М., 1982. — С. 104. 
11. Dar, B.А. Religious Thought of Sayyid Ahmad Khan. — Lahore, 1957. — P. 258.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  1. Введение;
 
  1.  Идеи  и особенности религиозного фундаментализма;
 
  1. Протестантский  фундаментализм;
 
  1. Исламский фундаментализм;
 
 
  1. Заключение.

Информация о работе Религиозный фундаментализм