Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:53, доклад
Политические партии являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни.
1КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧАСТИЯ
1.1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Политические партии являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни. Важной стороной деятельности партий является политическое воспитание граждан, и формирование общественной мысли. В настоящее время в разных странах действует большое количество партий, которые представляют собой организованную силу в парламентской борьбе разных групп и слоев общества. В этом плане не является исключением и наша республика, где в течение целого ряда лет действует немало таких партий.
Конституционные нормы нашей
страны направлены на реализацию важнейшего
конституционного положения, закрепляющего
народ в качестве единственного
источника государственной
Развитие политического плюрализма в Беларуси, как и во всем мире - процесс длительный , зависящий не только от условий жизнедеятельности общества, но и от изменения массового и индивидуального сознания, развития личности во всех ее социально-культурных и нравственно-психологических качествах. Изменение роли партий в структурах государственной власти требует значительных изменений законодательства. Но это должно происходить только в том случае, если политические партии прочно укоренятся в гражданском обществе и будут контролироваться им.
Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве жители Беларуси не выражают готовности вступить в ту или иную политическую партию. Общее число членов зарегистрированных в республике партий в 2002 г. Составило около 60 тыс. человек, что составляет менее 1% населения страны.
Неразвитость политических
партий отчасти обусловлено
Политические партии создаются
в целях участия граждан
Конституция Республики Беларусь наряду с иными основополагающими принципами и нормами определила роль и место политических партий в политической системе Республики Беларусь. Так, в ст. 5 Конституции закреплено, что политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Вместе с тем, статья 5 Конституции запрещает создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Статья 69 Конституции закрепляет, что право выдвижения кандидатов в депутаты в соответствии с законом наряду с трудовыми коллективами и гражданами принадлежит общественным объединениям. Тем самым политические партии, иные общественные объединения признаны одними из важнейших субъектов избирательного процесса в Республике Беларусь [2].
Вместе с тем объем прав политических партий в избирательном процессе различен, что обусловлено многообразием целей и задач общественных объединений и функциональными особенностями отдельных их видов.
Для Беларуси, где необходимость развитой многопартийности системы еще не достаточно укоренилась в общественном сознании. А вопросы внутрипартийного строительства и фракционной деятельности депутатов в парламенте являются всерхактуальными, научный и практический интерес представляет предложение о необходимости формирования в системе юридической науки «партийного права» как подотросли конституционного права, подобно уже существующим подотрослям. Основой правовой базы этой подотросли являются Конституция Республики Беларусь, законы о политических партиях и Избирательный кодекс. Важная роль в рассматриваемом вопросе принадлежит науке, прежде всего политологии, юриспруденции, социологии [1; с.95-96]
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ И ИХ РОЛИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Начало правового
Закон о политических партиях
значительно уступал по уровню правовой
проработанности и степени
Любой закон о политических партиях служит для достижения двух целей: гарантировать партиям право свободно осуществлять свою деятельность и предусматривать меры борьбы с возможными злоупотреблениями со стороны тех же партий. Поэтому страны, осуществляющие переход к демократии, должны решить прежде всего вопрос о том, как совместить радикальные экономические и политические реформы с социальной стабильностью в обществе.
Государственная регистрация (перерегистрация) политических партий осуществляется на основании Декрета Президента Республики Беларусь от
26 января 1999 г. №2 «О
некоторых мерах по
Следует отметить что деятельность министерства юстиции Республики Беларусь по регистрации политических партий осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и направлена на обеспечение законности при создании политических партий, а так же на выполнение законодательно закрепленных требований, направленных на обеспечение соответствия деятельности политических партий законодательству и уставам и установление высокой степени прозрачности их деятельности [1; с. 89-92].
Мощным стимулом и катализатором формирования устойчивого политического спектра является избирательная кампания, в ходе которой шлифуются идейные платформы и формируется социальная база партий. Именно выборы дают нам некоторые представления о состоянии партийной системы на определенный момент времени. Без выборов можно лишь рассуждать о численности отдельных партий, их силе, месте в политическом спектре и отношениях друг с другом.
В законе Республики Беларусь
«О политических партиях» партии определены
как добровольные общественные объединения,
преследующие политические цели, содействующие
выявлению и выражению
Исходя из специфичности
целей политических партий, законодательству
о партиях характерно более детальное
правовое регулирование их деятельности
в сравнении с
Кроме того, Закон запрещает политическим партиям, их союзам и созданным ими юридическим лицам прямо или косвенно получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Это ограничение направлено на реальное выражение потенциальными субъектами политической власти интересов граждан своего государства, ограничение их зависимости от влияния спонсоров и, в конечном итоге, на защиту государственного суверенитета [4; с.30-31].
С учетом функциональных особенностей политических партий их правовой статус в избирательном процессе отличается от правового статуса других общественных объединений, объем их прав шире.
Так, избирательным кодексом Республики Беларусь (далее – ИК) за политическими партиями как субъекта избирательного процесса закреплены следующие основы права:
Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского городского, районных, городских ( городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами областных, минской городской, районных, городских организационных структур, созданных в установленном порядке до назначения выборов, при условии, что на территории соответствующего избирательного округа по выборам в областной, Минский городской Совет Депутатов, а по выборам в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов на территории соответствующего района, города имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты.
Выдвижение кандидатов в
депутаты городских (городов районного
подчинения), поселковых и сельских
Советов депутатов
Таким образом, ранее закрепленное
в Избирательном кодексе
Информация о работе Регламентация деятельности политическсих партий