Регламентация деятельности политическсих партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:53, доклад

Краткое описание

Политические партии являются одним из базовых институтов современной общественно-политической жизни. Они представляют и защищают интересы самых разных социальных групп, участвуют в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни.

Файлы: 1 файл

1КОНСТИТУЦИОННО.docx

— 28.26 Кб (Скачать)

1КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ  РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УЧАСТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ  ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.1 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

 

Политические партии являются одним из базовых институтов современной  общественно-политической жизни. Они  представляют и защищают интересы самых  разных социальных групп, участвуют  в формировании политических систем, в борьбе за власть и её осуществление  в государстве, являются существенным инициирующим фактором гражданского общества, связующим звеном между социумом и государством, выполняют функции  механизма саморегуляции общественной жизни. Важной стороной деятельности партий является политическое воспитание граждан, и формирование общественной мысли. В настоящее время в разных странах действует большое количество партий, которые представляют собой организованную силу в парламентской борьбе разных групп и слоев общества. В этом плане не является исключением и наша республика, где в течение целого ряда лет действует немало таких партий.

Конституционные нормы нашей  страны направлены на реализацию важнейшего конституционного положения, закрепляющего  народ в качестве единственного  источника государственной власти (ст. 3 Конституции Республики Беларусь). Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Непосредственное выражение его власти осуществляется путем проведения референдумов и выборов. Посредствам выборов политическая власть народа трансформируется в государственную. Следовательно, деятельность политических партий, претендующих на доступ к государственной власти и влияние на принимаемые государственные решения, должна ориентироваться на интересы своих граждан.  Государство не только признает наличие многопартийности в Республике Беларусь, но и право граждан на свободу объединения, а также право на их участие в политической жизни страны.

Развитие политического  плюрализма  в Беларуси, как и  во всем мире -  процесс длительный , зависящий не только от условий жизнедеятельности общества, но и от изменения массового и индивидуального сознания, развития личности во всех ее социально-культурных и нравственно-психологических качествах. Изменение роли партий в структурах государственной власти требует значительных изменений законодательства. Но это должно происходить только в том случае, если политические партии прочно укоренятся в гражданском обществе и будут контролироваться им.

Опросы общественного  мнения свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве жители Беларуси не выражают готовности вступить в ту или иную политическую партию. Общее число членов зарегистрированных в республике партий в 2002 г. Составило около 60 тыс. человек, что составляет менее 1% населения страны.

Неразвитость политических партий отчасти обусловлено объективными причинами и, прежде всего, слабой социальной структурированностью общества, еще  не ставшего гражданским в полином  смысле слова.

Политические партии создаются  в целях участия граждан Республики Беларусь в политической жизни общества посредством участия не только в  выборах, но и для организации  участия граждан в иных общественных и политических акциях - референдумах, митингах, шествиях, демонстрациях, а  также для представления интересов  граждан в органах государственной  власти и местного самоуправления. Важная роль принадлежит политическим партиям не только в их участии  в политической и государственной  жизни страны, но и в становлении  и развитии гражданского общества в  Беларуси. Политические партии являются одним из элементов гражданского общества [1; с.86-90].

Конституция Республики Беларусь наряду с иными основополагающими принципами и нормами определила роль и место политических партий в политической системе Республики Беларусь. Так, в ст.  5 Конституции закреплено, что политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Вместе с тем, статья 5 Конституции  запрещает создание и деятельность политических партий, а равно и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Статья 69 Конституции закрепляет, что право выдвижения кандидатов в депутаты в соответствии с законом наряду с трудовыми коллективами и гражданами принадлежит общественным объединениям. Тем самым политические партии, иные общественные объединения признаны одними из важнейших субъектов избирательного процесса в Республике Беларусь [2].

Вместе с тем объем  прав политических партий в избирательном  процессе различен, что обусловлено  многообразием целей и задач  общественных объединений и функциональными  особенностями отдельных их видов.

Для Беларуси, где необходимость развитой многопартийности системы еще не достаточно укоренилась в общественном сознании. А вопросы внутрипартийного строительства и фракционной деятельности депутатов в парламенте являются всерхактуальными, научный и практический интерес представляет предложение о необходимости формирования в системе юридической науки «партийного права» как подотросли конституционного права, подобно уже существующим подотрослям. Основой правовой базы этой подотросли являются Конституция Республики Беларусь, законы о политических партиях и Избирательный кодекс. Важная роль в рассматриваемом вопросе принадлежит науке, прежде всего политологии, юриспруденции, социологии [1; с.95-96]

 

1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ И ИХ РОЛИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Начало правового регулирования  деятельности политических партий связано  с принятием Советом Министров  БССР 3 октября 1990 г. Временного положения  « О порядке регистрации и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР» с небольшими изменениями оно действовало до 5 октября 1994 г., когда накануне предстоящих парламентских выборов Верховный Совет принял Закон о политических партиях. Готовился проект закона Комиссией Верховного Совета по вопросам гласности, средств массовой информации и прав человека. В него почти в неизмененном виде  вошли многие положения Постановления Совета министров от 3 октября 1990 г. Проект закона о политических партиях, подготовленный Объединенной демократической партией Беларуси и направленный в качестве законодательной инициативы в Верховный Совет, был отвергнут Комиссией Верховного Совета по вопросам гласности, средств массовой информации и прав человека.

Закон о политических партиях  значительно уступал по уровню правовой проработанности и степени демократичности аналогичным законам соседних с Беларусью стран, но, тем не менее, в нем, хотя и непоследовательно, была решена проблема закрепления правовых гарантий реализации гражданами конституционного права на создание политических партий. Последующие изменение и дополнения в Закон о политических партиях, в первую очередь правовые акты принятые Президентом в 1999-2001 гг., существенно изменили его первоначальное содержание и ужесточили правовые условия деятельности политических партий.

Любой закон о политических партиях служит для достижения двух целей: гарантировать партиям право  свободно осуществлять свою деятельность и предусматривать меры борьбы с  возможными злоупотреблениями со стороны тех же партий. Поэтому страны, осуществляющие переход к демократии, должны решить прежде всего вопрос о том, как совместить радикальные экономические и политические реформы с социальной стабильностью в обществе.

Государственная регистрация (перерегистрация) политических партий  осуществляется на основании Декрета  Президента  Республики Беларусь от

26 января 1999 г. №2 «О  некоторых мерах по упорядочению  деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных  объединений». Процедура включает  ряд требований, которым должна  удовлетворять партия, в частности  представления в регистрирующий орган различных документов и сведений (устава, программы, списка учредителей и др.)

Следует отметить что деятельность министерства юстиции Республики Беларусь по регистрации политических партий осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и направлена на обеспечение законности при создании политических партий, а так же на выполнение законодательно закрепленных требований, направленных на обеспечение соответствия деятельности политических партий законодательству и уставам и установление высокой степени прозрачности их деятельности [1; с. 89-92].

Мощным стимулом и катализатором  формирования устойчивого политического спектра является избирательная кампания, в ходе которой шлифуются идейные платформы и формируется социальная база партий. Именно выборы дают нам некоторые представления о состоянии партийной системы на определенный момент времени. Без выборов можно лишь рассуждать о численности отдельных партий, их силе, месте в политическом спектре и отношениях друг с другом.

В законе Республики Беларусь «О политических партиях» партии определены как добровольные общественные объединения, преследующие политические цели, содействующие  выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в  выборах. В частности предусмотрено, что партии имеют право участвовать в подготовке выборов и проведению выборов, выдвигать кандидатов и вести агитацию за них, образовывать избирательные блоки для участия в предвыборной кампании и выборах. Иными словами, главная цель любой политической партии – продвижение во власть своих представителей для последующего участия в принятии государственных решений. Данная цель достигается легальным путем посредством выдвижения кандидатов от политической партии в представительные органы государственной власти.

Исходя из специфичности  целей политических партий, законодательству  о партиях характерно более детальное  правовое регулирование их деятельности в сравнении с законодательством  о других общественных объединениях.  Особо это касается вопросов финансирования. Так, статья 24 Закона о политических партиях содержит запрет на финансирование политической партии за счет республиканского бюджета и (или) местных бюджетов. Указанная статья закона содержит так же ряд ограничений, направленных на повышение прозрачности финансирования партии [3].

Кроме того, Закон запрещает  политическим партиям, их союзам и созданным  ими юридическим лицам прямо  или косвенно получать денежные средства и иное имущество от иностранных  государств и организаций, международных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства. Это  ограничение направлено на реальное выражение потенциальными субъектами политической власти интересов граждан  своего государства, ограничение их зависимости от влияния спонсоров и, в конечном итоге, на защиту государственного суверенитета [4; с.30-31].

С учетом функциональных особенностей политических партий их правовой статус в избирательном процессе отличается от правового статуса других общественных объединений, объем их прав шире.

Так, избирательным кодексом Республики Беларусь (далее – ИК) за политическими партиями как субъекта избирательного процесса закреплены следующие  основы права:

  • выдвижение своих представителей в состав избирательных комиссий (статья 11), включая  право политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты Палаты Представителей, направить в Центральную комиссию Республики Беларусь по выбором и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия) члена комиссии с правом совещательского голоса (статья 33-1);
  • выдвижение кандидатов в депутаты (статья 60);
  • свободное и всестороннее обсуждение в президенты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личностных качеств, проведение  агитации за или против кандидата на собраниях, митингах,, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями, беспрепятственная агитация за предложение по проведению референдума, а так же против  предложения по проведению, против принятия решения, вынесенного на референдум (статья 45);
  • направление своих представителей в качестве наблюдателей при проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики ( статья 13) [5].

Выдвижение кандидатов в  депутаты областных, Минского городского, районных, городских ( городов областного подчинения) Советов депутатов от политических партий осуществляется соответственно руководящими органами  областных, минской городской, районных, городских организационных структур, созданных в установленном порядке до назначения выборов, при условии, что на территории соответствующего избирательного округа по выборам в областной, Минский городской Совет Депутатов, а по выборам в районный, городской (города областного подчинения) Совет депутатов на территории соответствующего района, города имеется созданная в установленном порядке до назначения выборов организационная структура политической партии, выдвигающей кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов в  депутаты городских (городов районного  подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов осуществляется районными, городскими руководящими органами политических партий, а так же на собраниях их нижестоящих организационных  структур, находящихся на территории этих местных  Советов депутатов, при условии, что районные, городские и нижестоящие организационные структуры созданы в установленном порядке до назначения выборов.

Таким образом, ранее закрепленное в Избирательном кодексе условие, предусматривавшие необходимость  при выдвижении кандидатов в депутаты от политических партий создания их организационной  структуры в установленном порядке не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, претерпело значительные изменения[1; с. 93-94].

Информация о работе Регламентация деятельности политическсих партий