Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:34, реферат
В последнее десятилетие в числе излюбленных тем общественного обсуждения оказалась предстоящая "орфографическая реформа". Порой даже пишут и говорят, путая язык и правописание, о реформе русского языка. Но можно ли реформировать язык, который развивается по самому ему присущим законам? Зато правописание, орфографию (в широком смысле, включая сюда и пунктуацию) реформировать действительно можно.
Ведь правописание - это не только результат нормализаторских усилий и не совокупность раз навсегда установленных правил.
1.Введение…………………………………………………………………
2.Глава 1.Из истории реформ русской орфографии………………..
3.Глава 2.Проект реформы русской орфографии 2000года. Основные положения…………………………………………………………………
4.Глава 3.Полемика вокруг проекта реформы 2000года……………
5. Заключение……………………………………………………………
6. Список литературы…………………………………………………..
Глава 3. Полемика
вокруг проекта реформы 2000года.
После опубликования проекта мнения специалистов
в области русского правописания и представителей
общественности разделились, вплоть до
прямо противоположных. Активное участие
в обсуждении проекта приняли и СМИ, в
которых тоже не наблюдалось единого мнения
по вопросу: принять или отвергнуть предлагаемые
изменения?
10 апреля 2002 г. состоялась интерактивная
пресс-конференция на тему "Реформа
русского языка: прерогатива лингвистов
или дело нации?". В пресс-конференции
приняли участие Ю.А. Сафонова - старший
научный сотрудник Института русского
языка им. В.В. Виноградова, к.ф.н.; С.В. Волков
- член Орфографической комиссии; С.К. Пожарицкая
- к.ф.н., доцент кафедры русского языка
филологического факультета МГУ; Т.В. Плетнева
- член Комитета по образованию и науке
Госдумы РФ. Мнения участников этого представительного
форума тоже были неоднозначными.
Те, кто поддерживает проект (а среди них
много крупных ученых-лингвистов) , приводят
следующие доводы «за»:реформу необходимо
поддержать, так как многие правила русского
языка безнадежно устарели, а все новое
всегда внедряется в жизнь со значительными
трудностями, которые при желании можно
преодолеть.
Однако в целом у проекта гораздо больше
противников, чем сторонников. Они считают,
что реформирование современной русской
орфографии имеет свой смысл. Но делать
это нужно постепенно, методом допущений.
В этой связи интересны мнения представителей
тверской общественности, которые высказали
свое мнение по поводу реформы русской
орфографии в еженедельнике «Караван».
Николай ЛЕБЕДЕВ, кандидат педагогических
наук, заслуженный учитель России, заведующий
кабинетом русского языка Тверского областного
института усовершенствования учителей:
« Реформа затрагивает несколько очень
важных моментов. С одной стороны, какие-то
изменения обоснованны. Упразднение разделительного
твердого знака не принесет большой беды,
потому что он достаточно редко употребляется.
И если в русском алфавите будет не 33 буквы,
а 32 нет ничего страшного. Такие случаи
загромождают письменность, ничего не
превнося в понимание. С другой стороны,
реформа повлечет за собой большие финансовые
затраты. Всю печатную продукцию придется
переиздавать по новым правилам орфографии.
На Всероссийской олимпиаде по русскому
языку победительница конкурса по орфографии,
тверская школьница, отвечая на вопрос,
касающийся предстоящей реформы, сказала,
что лучше бы те средства, которые планируется
потратить на реформу, отдали школам и
учителям.»
Марина БАТАСОВА, поэтесса:
«Реформа орфографии проводится в угоду
малограмотным.И мой любимый, красивый
язык будет коверкаться в угоду наиболее
безграмотных слоев населения. Почему
китайцы до сих пор рисуют 4000 иероглифов,
и им не приходит в голову проводить реформы?
Потому что это великая культура, основа
их жизни. Если даже часть иероглифов убрать,
культуре будет нанесен непоправимый
ущерб. Я думаю, что реформа русской орфографии
- это посягательство на нашу культуру.
Почему я, поэт, который интуитивно чувствует
красоту родного языка, должна писать
"парашют" с буквой "у"?»
Галина ВЛАДИМИРОВНА, врач:
«Самая правильная и изысканная речь будет
звучать теперь на базаре, в полном соответствии
с новыми нормами.»
Олег, ученик 7 класса
«Я привык писать по старым правилам. Иногда
я делаю ошибки, но это поправимо. А если
правила поменять, все мои старания будут
напрасными. Все придется учить заново.»
Александр СОРОЧАН, кандидат филологических
наук:
«Можно только посочувствовать студентам,
которые в школе учились одному, а теперь
им придется переучиваться. И чему они
научат потом детей? А вообще предлагаемая
реформа - хороший источник дохода, и больше
пользы я от нее не вижу.»
Галина КУЗЬМИНА, корректор еженедельника
"Караван":
«Процесс любого реформаторства в нашей
стране сопровождается крайностями, а
в данном случае крайность доведена до
абсурда: это ж надо среди массы проблем
выбрать наименьшую (уж с чем-чем, а с русским
языком у нас, слава Богу, относительный
порядок). Язык ведь - не математика, это
живая система, и довести ее до абсолютного
логического совершенства невозможно.
Хотя, конечно, в некоторых пунктах предлагаемой
реформы можно найти рациональное зерно.
Это, на мой взгляд, касается замены твердого
знака мягким в словах "адъютант"
или "конъюнктура". Есть смысл и в
отношении удвоенных согласных в иноязычных
словах: сложно, например, объяснить человеку,
не знающему английского, почему "дилер"
пишется с одной Л, а "киллер" - с двумя.
А что касается приставок на -з, то единообразное
их написание уже было до революции. Расхлебываем
теперь перегибы реформ советского периода.
Неужели ничему не научились?»
В связи с преобладающим негативным общественным
мнением орфографическая реформа была
приостановлена, но проблема остроты не
утратила. В вопросе с корректировкой
многострадальной русской орфографии
точка еще не поставлена.
Заключение
Подводя итоги сказанному выше, следует
отметить, что поставленная авторами обсуждаемого
проекта задача корректировки правописания
и в самом деле требует скорейшего разрешения,
ибо многие из существующих ныне правил
никак нельзя назвать "ныне действующими":
в том, что в реальности они бездействуют,
убеждает лавина ошибок, обрушивающаяся
на читателя со страниц разнообразных
печатных изданий.
Не спасает положения и издание огромного
количества всяческих справочников и
пособий, дающих более или менее подробные
объяснения правилам современной русской
орфографии и пунктуации. Иначе говоря,
проблема все нарастающей безграмотности
усугубляется тем, что даже относительно
логичные пособия по современному русскому
языку предлагают изучать правописание
всего лишь как сумму практических приемов.
Причем правила, регламентирующие эти
приемы, столь путаны и порой противоречивы,
что мало кто в состоянии их успешно применить,
- как раз вследствие того, что в основании
этих правил лежат разные, зачастую противоречащие
друг другу орфографические принципы.
Другая сторона проблемы состоит в том,
что язык - это живой организм, находящийся
в постоянном развитии, изменении, стремительно
обновляющийся, в том числе и в области
словарного состава, так что учесть все
новые слова и зафиксировать их незыблемое
написание не в силах ни одна грамматика
и ни один словарь.
Таким образом, оказывается, что задача
корректировки современной системы правописания
складывается из двух составляющих. С
одной стороны, невозможно не учитывать
требования современности , но нельзя
и идти у них на поводу. С другой стороны,
необходимо тщательно выстроить ту внутреннюю
логику, на стержень которой могли бы быть
нанизаны все частные орфографические
и пунктуационные правила и рекомендации
по написанию. Только такой путь даст будущим
поколениям возможность достичь вершин
не только знания, но и осознания родного
языка.
Список литературы: