Развитие русской консервативной мысли в начале XIX – первой половины XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:23, доклад

Краткое описание

В России необходимость в обосновании консервативных идей появилась в конце XVIII – начале XIX вв. Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи Французского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на всё большую ориентацию России на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).3

Файлы: 1 файл

Эссе по теме Консерватизм - Демченко - 3 курс.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Подготовила студентка 3-го курса

Кафедры политологии

Демченко Карина

 

Развитие  русской консервативной мысли в  начале XIX – первой половины XX века.

 

Русский консерватизм являет собой  развитую интеллектуальную традицию, которая не просто сохранилась, но и  продолжает развиваться и в наши дни. Но прежде, чем подробно анализировать русский консерватизм, обратимся к истокам возникновения данной идеологии.

Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция на осмысление противоестественности сознательного преобразования социальных порядков (особенно после 1789 во Франции). “Отцом-основателем” классического консерватизма считается английский политический деятель, философ и публицист Э. Бёрк. В 1790 году вышла в свет его книга “Размышления о революции во Франции”, в которой впервые были сформулированы основные принципы консерватизма. Также непосредственный вклад был внесен французом Жозефом де Местром, который написал книгу «Размышления о Франции».

Термин «консерватизм» в его  современном значении был введен   французским роялистом и классиком европейской литературы Франсуа Рене де Шатобрианом, который в конце 1810-х гг. издавал во Франции периода Реставрации еженедельник «Conservateur»1. «В широкий политический оборот данный термин вводится уже в середине 30-х годов XIX века для обозначения политической позиции британских консерваторов – тори»2.

В России необходимость в обосновании  консервативных идей появилась в  конце XVIII – начале XIX вв. Русская  консервативная мысль возникла как  реакция, во-первых, на либеральную  идеологию (идеи Французского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на всё большую ориентацию России на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).3

В России консервативная мысль развивалась в русле европейской консервативной мысли. Такие мыслители, как К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, анализировали политическую сферу, развитие общества, политические институты, указывали путь развития России, её предназначение в судьбе мира.

Основные черты русского консерватизма  обусловливаются фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с "русской землей". Русская история фактически началась с того момента, когда русским народом была осознана целостность и неделимость "русской земли" как безусловная политическая ценность. Русские почувствовали, что межплеменная раздробленность не просто вредит их безопасности перед лицом внешних врагов, но что она противоречит глубинным сверхценностным установкам народа.

Для того чтобы понять особенности консерватизма указанного периода, рассмотрим все пройденные этапы становления данной идеологии в России.

В.А. Гусев, известный и уважаемый  политолог, в своей монографии «Русский консерватизм: основные направления  и этапы развития»4 указал и описал все этапы.

Первый этап – консерватизм на рубеже XVIII – XIX вв. начинает приобретать форму политической идеологии. Это дореволюционный этап.  Он явился реакцией на Великую французскую революцию и на то влияние, которое оказал на Россию процесс обуржуазивания Запада. Автор назвал «непосредственных предшественников политической доктрины Н.М. Карамзина», к которым он отнес Д.И. Фонвизина, М.М. Щербатова, В.Н. Татищева5, и, кроме этого, выделил государственно-охранительную форму русского консерватизма, представителями которой, по его мнению, были Н. М. Карамзин, К.П. Победоносцев и другие. Такая форма консерватизма видела главный элемент российской государственности в самодержавии. Выделен также особый славянофильский консерватизм А.С. Хомякова, братьев Киреевских и Аксаковых, Ю. Ф. Самарина и Ф. И. Тютчева. Основополагающими составляющими славянофильства явились православие и вытекающая из него народность. Самодержавие считалось обслуживающей ценностью. Отдельное место в дореволюционном русском консерватизме отводится Н. Я.Данилевскому и К. Н.Леонтьеву. 

Второй этап – эмигрантский, представляющий реакцию на революцию 1917 года и ее социально-политические последствия. Здесь главными представителями выступили П. Н. Новгородцев, И. А. Ильин и евразийцы.6

Третий этап - современный, представляющий собой  реакцию на политические процессы в  России, начало которых относится ко второй половине 1980-х годов. По мнению В.А. Гусева, представителей нового этапа объединяют три родовых принципа русского консерватизма: «антизападничество, отстаивание идеалов православия и вытекающих из него норм социального общежития, идеал мощного централизованного государства».7

Но нашего внимания заслуживает непосредственно первый, дореволюционный этап.

Основоположником  консервативной традиции полноправно  выступает Николай Михайлович Карамзин. Также он создал предпосылки возникновения охранительной идеологии. У Карамзина русский консерватизм становится идеологией, которая отстаивает универсальные ценности, попытка реализации которых мы встречаем в Средневековье.8 О Карамзине многие современники той эпохи думали так: «Консерваторы видели в нём опасного якобинца, либералы «дней Александровских начала» - закоренелого ретрограда»9.

Свой вклад в развитие традиционного  консерватизма Карамзин внес благодаря  созданию им концепции самодержавной  монархии как типа власти, который  был присущ только России, тесно связанного с православной религией. Главной составляющей этой концепции была идея сильной, справедливой верховной власти, которая сохраняла бы культуру и традиции.

Основной работой  исследователя является «Записка о  древней и новой России в политическом и гражданском отношениях»10. Эта записка была подана Александру I. В ней Карамзин, признавая необходимость перемен, выступал против конституционных планов Сперанского. Нужна не конституция, считал этот российский историк, а пятьдесят умных и добродетельных губернаторов. Также, историограф дал императору некоторые практические советы. После её прочтения Александр I отказался от предлагаемого Сперанским проекта конституции и, кроме того, сослал его в ссылку. Как отмечает А.Басманов в своей монографии «Старые годы», «…главным смыслом «Записки» было разоблачение непродуманных реформ и той поспешности, с которых они применялись»11. При правлении Николая I Н.М. Карамзин был одним из ближайших его советников. Та консервативная идея, которую развивал Карамзин, отразилась на политике Николая I. Это проявилось во взятом им курсе на противодействие революционным идеям, а также, публичное объявление себя «охранителем русских традиций».

Дальнейшее развитие консервативная мысль получила в  теории официальной народности, представителями которой выступают М. Погодин, С. Уваров. Смысл данного направления отражается в выведенной графом С. Уваровым формуле «Православие. Самодержавие. Народность». В этой триединой формуле подчеркивается значительная роль православия как особой государственной религии, незыблемость власти монарха и положение российского народа, верноподданного своему императору. Таким образом, любые выступления против власти, религии характеризовались как действия, направленные против коренных народных интересов.

Данное направление  можно отнести к, так называемым, «старшим» славянофилам. Представителями  были Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков.12 Можно испытать некое непонимание: почему вдруг славянофилы оказались консерваторами, а не либералами, которые говорили о правах личности и необходимости политических преобразований? Именно поэтому и появилось это необычное деление славянофилов на «младших» (истинных либералов) и «старших».

В своем течении  они придерживаются патриархальных традиций, культуры и религии. Основная мысль, которая проходит сквозь все их направление, проявляется в стремлении отстоять за Россией право на особое национальное развитие, которое будет отличаться от западного.13   

Позже, идеи «старших»  славянофилов продолжили свое развитие в почвенничестве Ф.М. Достоевского, в работе К.Н. Леонтьева «Византизм и славянофильство» и в политико-религиозной философии В. Соловьева.   

Как Соловьев, так  и Достоевский придерживались идеи о братстве всех людей и призвании русского народа. Как писал В.Соловьев: «Я называю истинным, или положительным всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою;  истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них, как полнота бытия»14. В этой цитате улавливается доля укора в сторону Ф.Достоевского, который иногда нелицеприятно высказывался в сторону поляков, французов и вообще против всей Европы. О каком же тогда братстве людей можно вести речь?

К.Н. Леонтьев являет собой апологет сильной государственной власти. Он осознавал неэффективность опоры исключительно на государственный бюрократический аппарат. Именно поэтому Леонтьев считал, что истинной опорой выступает общество. Главный смысл его воззрений виден в данном постулате консерватора: «Сами сословия или, точнее, сама неравноправность людей и классов важнее для государства, чем монархия»15. Кроме всего прочего, он считал Российскую Империю продолжательницей Византии, благодаря православной вере и власти монарха стоящей на более высокой нравственной ступени, чем народы Европы. Он критиковал Европу и происходящие в России реформы, считая, что не следует ничего заимствовать у Запада.

Значимой фигурой  охранительного консерватизма XIX века являлся обер-прокурор Синода К. Победоносцев. Основной работой выступает «Великая ложь нашего времени». В ней он раскрывает противоречие между политической теорией парламентаризма и демократии, и их повседневной практикой: например, благодаря выборам во власть проходят демагоги, которые умеют понравиться массам, но сами из себя как профессионалы ничего не представляют16.

Идеологов данного направления  консерватизма занимала защита национальных основ, прежде всего самодержавия и православной религии; критика либерального реформаторства и антиправительственных идей; осознание необходимости некоторой модернизации.

В начале XX века в России появилась первая правая организация «Русское собрание». В нее входили члены различных правомонархических партий и союзов, нередко конкурирующих друг с другом. Они отстаивали религиозные, умственные, хозяйственные, правовые и политические интересы русского народа. В дальнейшем, на протяжении некоторого времени образовывались все новые и новые партии («Русская монархическая партия»,  «Союз русского народа» и другие). Все они получили название «черносотенцы». В 1906 г. была предпринята попытка – неудачная - объединить все черносотенные организации, создать единый центр. А именно: Главную управу объединенного русского народа, представлявшую собой коалиционный орган. Высшим органом для черносотенных организаций являлся «съезд русских людей» (монархический съезд), решения которого носили рекомендательный характер.

К концу 1907 года такие организации  действовали почти по всей России. Социальный состав правых партий был  самым широким: от представителей дворянства до крестьянства и рабочих. Численность  всех крайне правых партий в 1908 г. равнялась 400 тыс. человек17.

Отношения российских традиционалистов и черносотенцев не складывались. Они были натянутыми. Во влиятельных  консервативных изданиях «Московских  ведомостях», «Новом времени» Л.А. Тихомиров  неоднократно критиковал взгляды и  действия черносотенцев.

После революции в России 1917 года деятельность идеологов монархизма прекратила свое существование. Некоторые  руководители и просто члены партий были арестованы, другие расстреляны. Часть черносотенцев приняла участие в белом движении в годы гражданской войны. Многие эмигрировали.

Ответной реакцией на разгром белого движения и эмиграций в Европу явилось формирование в Европе «Русского  зарубежья» или же «Евразийства».

Главными представителями выступили  русские эмигранты Бердяев и  И.А. Ильин.

Бердяев разделял идеи Евразийства. К таким идеям относились: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии (обосновывалось учение об ее особом "месторазвитии": русские люди, как и все народы "российского мира" не есть ни европейцы, ни азиаты. Авторы новой концепции назвали их евразийцами, усматривая культурное единство этих народов в их географической и этнографической целостности); 2) идея культуры как симфонической личности; 3) обоснование идеалов на началах православной веры; 4) учение об идеократическом государстве18. Главный "соблазн" евразийцев, Бердяев усматривал в этатизме, скроенном по образцам большевизма. Зло и грех всякой власти, считал Бердяев, русские чувствуют сильнее, чем западные люди. Однако, существует противоречие между любовью к вольности и русской покорностью государству, согласием народа служить образованию огромной империи.

Близкими ко взглядам Бердяева были взгляды И,А. Ильина, отражённые в его работах: «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910 г.), «Учение о правосознании» (1919 г.), «Основные задачи правоведения в России» (1921 г.), «О сопротивлении злу силою» (1925 г.), «Пути духовного обновления» (1937 г.), «О монархии и республике» (незавершен.), «Наши задачи» (сборник в 2 т. 1956 г.). Именно у И.А. Ильина получил наиболее полное раскрытие вопрос о личности монарха и монархическом правосознании, чему посвящена его незаконченная книга «О монархии и республике». Властвование похоже на общение более могущественной воли с более слабой волей.

У И.А. Ильина сделан акцент на воспитании духовно развитой личности, подготовленной к служению Родине.

Информация о работе Развитие русской консервативной мысли в начале XIX – первой половины XX века