Различия морали и политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:10, доклад

Краткое описание

Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию жизни общества в целом и его больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления ее людьми.

Файлы: 1 файл

право.docx

— 16.81 Кб (Скачать)

Политика включает в себя отношения между классами и социальными группами по поводу завоевания и удержания власти; управление общественной жизнью; систему принципов, норм и традиций по регулированию  жизни общества в целом и его  больших и малых социальных групп. Политика неотделима от психических  состояний и свойств человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью, от понимания и осуществления  ее людьми.

Мораль (от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна из форм общественною сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности. то ее нежелательно отделять от морали и этики. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц, в частности.

Мораль может  так или иначе характеризовать  политическое действие, но сама стоит  вне его и лишь вступает с ним  в те или иные отношения. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного  политического действия, поэтому  политика часто стремится освободиться от нее. Именно правила нравственности и добродетели и служат основанием истинной политики.

И мораль, и политика представляют собой организационные, регулятивные. контрольные сферы общества, но их существование и функционирование в нем существенно различаются.

Общее в политике и морали

Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно  связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех  или иных локальных целей, определение  средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

1. Мораль и  политика относятся к наиболее  ранним социальным регуляторам  общественной жизни. Сближает  их то, что и та и другая  относятся к сфере социального  выбора, поэтому достаточно подвижны  и изменчивы. Их содержание  обусловлено влияниями множества  факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.

2. Мораль и  политика – это нормативные  регуляторы жизнедеятельности индивидов.  Упорядочение поведения людей  осуществляется при помощи нравственных  и политико-правовых норм (общих  правил, эталонов, образцов поведения), которые являются общеобязательными  для всех людей. Однако нравственные  и политические нормы различаются  способом формирования и средствами  реализации. 

Различия  между политикой  и моралью:

1. Политика представляет  собой деятельность, направленную  на урегулирование групповых  социальных конфликтов, затрагивающих  все общество и требующих применения  власти. Мораль же характеризует  повседневные индивидуальные отношения  между людьми, частным случаем  которых являются конфликты, обычно  не достигающие политической  остроты.

2. Источником  политики являются экономические  и другие насущные интересы  и потребности людей. Непосредственным  же источником морали выступают  общечеловеческие, а также другие  коллективные ценности, следование  которым не сулит индивиду  личной выгоды.

3. Многие императивы  морали носят характер идеалов,  с которыми следует сообразовывать  свои действия, но которых в  реальной жизни едва ли кому-нибудь  удается достичь. Мораль оценивает  субъективное, внутреннее переживание  поступков. Политика же целесообразна,  т.е. ориентирована на достижение  определенных целей, результатов.  Политические деятели обычно  не руководствуются любовью или  ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.

4. Мораль всегда  индивидуальна, ее субъект –  отдельный человек делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер.

5. Важнейшей  отличительной особенностью политики  является ее опора на силу. использование принудительных санкций за невыполнение требований. Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на “санкции” совести. “Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, – учил Аристотель, – гот больше идет назад, чем вперед” (цит. по: Энциклопедия мысли, 1999, с. 172).

Можно выделить три основных варианта взаимодействия между моралью и политикой:

1) полное подчинение  моралью и религией политики (например, в средневековье); 
2) серьезный разрыв между политикой и моралью (так, в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору); 
3) сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Выделяются следующие  подходы к взаимоотношению политики и морали: морализаторский, ценностно-нейтральный  и компромиссный.

Морализаторский подход предполагает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах  не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно  допустимые средства.

Ценностно-нейтральный  подход основывается на игнорировании  политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В “Артхашастре”, работе Н. Макиавелли “Государь” и других трактатах описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу “цель оправдывает средства”.

Компромиссный подход преобладает среди большинства  ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости  учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. Вот почему “хорошая политика” не отличается от “хорошей морали”.

Политика может  быть моральной и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда выражает конкретные интересы людей, имеет определенные, оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с различным уровнем профессионализма. В силу значимости своего функционирования и его последствий, политика всегда была, есть и будет сферой особо значимой моральности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика лишается компаса, указывающего ей цель и направление движения к ней, а также ответственности, без которых она, подобно вышедшей из-под контроля людей науке и технике, грозит превратиться в средство массового поражения, в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это – постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и  средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, [c.11] обеспечение  эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов  и средств, используемых в процессе их достижения. Политика – это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером  политических целей -например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, подлинное величие государства. Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика – это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории.

В конечном счете, нравственное решение общественного  деятеля и политика, помноженное  на знания, опыт и интуицию, является самым верным. 

Информация о работе Различия морали и политики