Причины возникновения и признаки политической партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Не будучи непосредственным носителем государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, а также выражают интересы граждан в сфере государственной жизни.

Оглавление

1. Причины возникновения и признаки политической партии
2. Цели и функции политических партий
3. Типы политических партий
4. Сущность и разновидности партийных систем
5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

-           небольшая численность членов партии;

-           олигархический характер партии, то есть в нее входят, в основном, депутаты, министры, сенаторы, руководители различного ранга – люди, профессионально занимающиеся политикой;

-           наличие аппарата, обслуживающего высшие руководящие органы партии;

-           отсутствие сильных организаций на местах;

-           отсутствие механизма официального приема в партию и института обязательных членских взносов;

-           электоральный характер, то есть партия оживляет свою деятельность главным образом во время выборов.

Типичный пример кадровых партий – партии демократов и республиканцев в США. К данному типу относятся  большинство европейских партий консервативной ориентации.

Массовые партии – это крупные организации, которые имеют сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности. Свою социальную базу они формируют, в основном, из низших слоев населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации.

Типичные черты массовой партии:

-           высокая численность;

-           формализованная партийная структура, построенная на основе выборов снизу доверху;

-           упорядоченная деятельность широкой сети низовых организаций;

-           тесная и постоянная взаимосвязь между членами партии;

-           четкая дисциплина, члены партии не только платят взносы, но и активно принимают участие в делах партии;

-           кроме электоральной деятельности большое значение предоставляется массово-политической и идейно-воспитательной работе;

-           упор делается на рекрутировании новых членов, организацию кампаний в связи с разными политическими событиями, проведения дискуссий по разным теоретическим и практическим проблемам и т.д.

Эту классификацию М. Дюверже  дополнили американские политологи Дж. Лаполамбара и М. Вейнер. Они  выделили еще один тип: партия "хватай всех" ("интерклассовая", "общенародная", "партия избирателей" и т.п.).

Партии этого типа стремятся  с помощью неидеологизированных программ привлечь на свою сторону  наибольшее количество избирателей  разной социальной и профессиональной принадлежности. Для этих партий характерны:

-          особый тип лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа;

-          такой отбор лидеров партии, который позволил бы сосредоточить в ней больших специалистов, представителей политической элиты, которые могли бы обеспечить привлечение избирателей во время выборов;

-          отсутствие фиксированности массового членства;

-          отсутствие жестких социальных ориентиров.

По методам  и средствам деятельности различают  партии авангардного и парламентского типа. Партии авангардного типа используют в своей деятельности средства и методы, которые пребывают на грани или вне закона. Это такие как: силовой натиск на органы власти, забастовки, пикетирование, физическое насилие и террор. Для партий парламентского типа присущи методы и средства деятельности в границах правовых норм государства. Свои политические платформы они воплощают через законные органы власти. Внешняя деятельность таких партий сосредоточена прежде всего в парламенте и местных органах власти. Партии парламентского типа естественно заинтересованы в сохранении стабильности существующей политической системы.

По месту в  системе власти выделяют правящие и  оппозиционные партии. Правящие - это партии, получившие по результатам выборов большинство мест в парламенте и сформировавшие правительство. Оппозиционные - это те партии, которые находятся в оппозиции к правительству. В демократических государствах оппозиция представляет один из полноправных политических институтов, являясь неотъемлемым элементом механизма сдержек и противовесов в политической системе. Функции оппозиции достаточно многообразны. Прежде всего, это основной канал выражения социального недовольства масс. Подвергая критике официальный курс правительства и принимая участие в законотворческом процессе, оппозиционная партия имеет возможность добиваться принципиальных уступок и корректировать политику. Кроме того, присутствие оппозиционных партий ограничивает злоупотребление властью, препятствует нарушению гражданских и политических прав и свобод населения. Представляя альтернативные политические программы, оппозиционные партии дают гражданам возможность сделать собственный выбор. В политическом спектре каждой страны различаются партии правые, левые и центристские.

Традиция делить политические силы на "правые" и "левые" берет  свое начало со времен французской  революции 1789 г., когда на заседании  французского парламента по правую сторону  от председателя располагались консерваторы, выступавшие за сохранение монархии. Слева - радикалы, которые отстаивали идеи всеобщего равенства. Умеренные  занимали места в центре зала. После  этого правыми стали называть последователей сохранения существующего  строя, а левыми - сторонников радикальных  изменений. В зависимости от конкретной политической ситуации, "левые" могут  стать "правыми", а "правые" - "левыми". Данная классификация, как  и любая иная, далеко не совершенна и довольно условна. Можно перечислить  еще ряд критериев, в зависимости /от которых партии подразделяются на те или другие типы. Наличие же большого количества типологий партий по различным основаниям свидетельствует  о сложности и многогранности данного политического института и позволяет всесторонне характеризовать каждую политическую партию.

4.Сущность и  разновидности партийных систем

В настоящее время в  разных странах действует различное  количество партий, участвующих в  борьбе за политическую власть. В зависимости  от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий складывается партийная система. Партийная система - это совокупность всех политических партий, действующих в рамках определенной политической системы и отношений между ними. Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов. Среди них особо следует выделить такие, как:

-          уровень политической зрелости общества;

-          действующее законодательство;

-          политическое сознание и культура общества, исторические традиции;

-          национальный состав страны;

-          религиозная ситуация в стране;

-          расстановка социально-классовых сил и др.

Существенное воздействие  на формирование партийной системы  оказывает действующее законодательство и, прежде всего, конституция и избирательные  законы. Партийная система играет одну из главных ролей в политической жизни общества. Она как бы структурирует  социальные интересы и политические взгляды, дает им возможность выражаться на общенациональном и местном уровнях, организует политические силы, в частности, избирателей, помогает партиям выдвигать  своих представителей в законодательные  и исполнительные органы власти. Наряду с государством институт партийной  системы является вторым важнейшим  каналом осуществления власти. В  политической литературе существуют разные методики классификации партийных  систем. Наиболее распространенная основана на количественном критерии - числе  партий, которые реально борются  за власть или имеют влияние на нее. Соответственно этой методике выделяют однопартийную, двухпартийную и  многопартийную системы.Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус и право формировать правительство представленные одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией и государственная администрация лишь осуществляет их на практике. Однопартийная система существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х гг. в Германии, в 20-80-х гг. - в Советском Союзе и в ряде других государств. Сегодня однопартийные системы сохраняются в таких странах, как Куба, Северная Корея, Лаос, Камерун, Габон и др. В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю над всеми видами активности в обществе. Эта система может иметь временный успех. Но, в конечном итоге, она нестабильна и неэффективна. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств. Однопартийность целесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных. Двухпартийная система представляет собой систему с двумя сильными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство. При двухпартийной системе возможное существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства. При такой системе одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее. В результате выборов они время от времени меняются местами. Двухпартийность полезна, поскольку ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы  является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а  не на свои конструктивные предложения. Еще один недостаток состоит в  том, что перестает существовать политический "центр". Наиболее ярким  примером двухпартийной системы  является существование в США  демократической и республиканской  партий. Попытки в этой стране третьих  партий победить на президентских выборах  всегда заканчивались неудачей.

Мировой практике известные  и такие партийные системы, которые  называются "два плюса". Эта  система является как бы переходной от двухпартийной к многопартийной: рядом с двумя традиционными  партиями появляется и даже участвует  во властных структурах третья партия. В ФРГ существуют крупные христианско-демократическая  и социал-демократическая партии. Рядом с ними и партия свободных  демократов, и "зеленых" завоевывают  достаточно голосов для того, чтобы  с ними считались две первых партии при формировании правительства. В  Великобритании также в течение  длительного времени рядом с  двумя основными (консервативной и  лейбористской) партиями существует и  либеральная партия. Многопартийная система означает, что на политической арене выступают три и более партии, каждая из которых на выборах собирает значительное число голосов. При многопартийной системе каждая партия имеет четко определенные идейно-политические или идеологические позиции, занимает свою нишу в политической системе. Спектр воззрений может простираться от крайне левых до крайне правых. Между двумя полюсами имеются партии, занимающие промежуточное положение и умеренные позиции. Многопартийные системы более типичны для парламентской формы правления. Чаще всего ни одна из парламентских партий не способна набрать абсолютное большинство мест в парламенте и править в одиночку, и поэтому они вынуждены идти на компромисс и формировать правительственные органы на основе коалиций. В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время всесторонне проанализировал русский политолог ХІХ ст. Б. Чигерин. Но его выводы в полной мере относятся и к нашему времени.

К позитивным сторонам многопартийности относятся:

-          всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции;

-          существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

-          воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

-          выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

Негативное в многопартийности Б. Чигерин видел в следующем:

-          систематическое одностороннее направление взглядов и действий членов партии, так как они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

-          в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

-          для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

-          непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность – это общественное благо, источник развития политической жизни, но и фактор ожесточения политических нравов, серьезное  испытание для общественной морали вообще.

Многопартийная система  может принимать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки.

 

5.Зарождение и  развитие многопартийной системы  в Украине

Многопартийная система  находится в нашей стране на стадии становления. Ее создание – наиважнейший элемент построения гражданского общества и правового государства, современной  политической системы.

Современному политическому  плюрализму на территории Украины полтора  десятка лет. Первые политические группировки  возникают в середине 1988г.  На первом этапе создания многопартийной системы в Украине целиком закономерно возникает двухцветная типология с разделением политических сил на "правых-партократов" и "левых-демократов". В середине 1988 г. В западных регионах Украины были созданы первые политические организации: Демократический союз (ДС) и Украинский Хельсинский союз (УХС). Это были группировки откровенно антикоммунистического направления, лидеры которых провели немало лет в концлагерях за политические взгляды. УХС была первой организацией в стране, которая заявила о необходимости построения самостоятельного украинского государства.

Первой формально зарегистрированной политической партией явилась Украинская национальная партия (УНП) (октябрь 1989 г., Львов). Процесс возникновения  политических объединений в Украине, как и в России и других постсоветских  республиках, не был связан со структуризацией  общества на определенные социальные группы. Закономерное следствие –  формирование на первом этапе широких  демократических коалиций.. в Украине  таким объединением стал Народный Рух  Украины за перестройку – первое массовое политическое объединение, которое  собрало под свои знамена людей  с разными политическими взглядами  – от коммунистов до членов УХС. Это было время консолидации гражданско-политических объединений и группировок на основе борьбы за национальное, духовное, экономическое и политическое возрождение  Украины. Весной 1990 г. Во время выборов  в Верховный Совет УССР и в  местные органы власти начался активный процесс размежевания политических сил. Возникает необходимость создания партий с четкими политическими  ориентирами и уставной дисциплиной. В республике в это время функционировало  свыше 20 партий и объединений. Неудачная  попытка государственного переворота в августе 1991 г. привела к кардинальной смене политической ситуации. Распад государственности СССР, провозглашением Верховным Советом Украины Акта о независимости, запрет в сентябре 1991 г. Коммунистической партии Украины создали качественно новые условия для развития политических объединений в стране. За прошедшие годы в Украине сформировалась многопартийная система. Но при этом процесс создания новых партий не приостанавливается. Так, если во время выборов в Верховную Раду в марте 1998 г. В Украине было 52 политические партии, в начале 2001 г – 110, а за год до парламентских выборов 2006 (то есть в марте 2005 г.) их было зарегистрировано 126. Происходят типичные для многопартийности межпартийная и внутрипартийная борьба, расколы в партиях, объединения партий, создание межпартийных блоков. Особенно эти процессы активизировались в 2005 г. В связи с подготовкой выборов в Верховную Раду в марте 2006 г. Многопартийность в Украине отражает весь идейно-политический спектр партий, который существует в мире. Так, в соответствии с идеологическими направлениями в Украине действуют коммунистические (КПУ, КПРС и др.), социал-демократические (СДПУ(о), СДПУ и др.), либерально-демократические (ЛДПУ, ПРП и др.), консервативные (УКРП, УНКП и др.), христианские (ХДПУ, РХП и др.),  националистические (КУН, УНА и др.) партии. В зависимости от обстоятельств и интересов политической борьбы деятельность некоторых партий не в полной мере отвечает идейно-политической сути, зафиксированной в их названиях и программных документах. Случаются расхождения между провозглашенными общественно-политическими целями партии и конкретными текущими интересами ее лидеров. Многопартийность в Украине стала реальностью и выводит ее на путь современного демократического цивилизованного развития. Современная украинская многопартийность является предусловием создания партийной системы, которая будет способствовать становлению сильной, стабильной, демократической системы власти в стране. Очевидно, партии как неотъемлемый элемент современного цивилизованного общества имеют будущее.

Информация о работе Причины возникновения и признаки политической партии