В последние примерно 30 лет в
экономике и политике отчетливо
проявляются международные аспекты.
Это является следствием развития
тенденции формирования единой мировой
цивилизации. Появление данной тенденции
осуществляется через ряд международных
организаций:
- МБРР;
- МВФ;
- ЮНЕСКО;
- ОПЕК;
- ОСБСР.
Политический процесс
– одна из центральных и вместе с тем весьма
специфическая категория политической
науки. Она раскрывает движение, динамику,
эволюцию политической системы, изменение
ее состояний во времени и пространстве.
Политический процесс – это совокупность
действий государственных и негосударственных
организаций в рамках последовательного
изменения, движения, развития политической
жизни, имеющее определенную направленность
в сфере власти.
Применительно к обществу в целом
политический процесс раскрывает взаимодействие
социальных и политических структур
в отношении всего общества в
целом, т.е. формирует государственность.
С точки зрения внутреннего содержания
политический процесс выражает технологию
осуществления власти и представляет
собой совокупность относительно самостоятельных
локальных взаимодействий субъектов,
структур и институтов, связанных
различными целями в поддержании и изменении
системы правления.
Политические процессы бывают:
- базовые – это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством;
- периферийные – это формирование отдельных политических ассоциаций (партии, группы
давления и т.д.), развития местного самоуправления,
не оказывающего принципиального влияния
на власть.
Вывод: основу политики составляют базовые
политические процессы.
С изменением форм, методов и функций
государственного управления одновременно
изменяются базовые и периферийные политические
процессы. Различают 3 режима их протекания:
- Функционирование – отражение повторяющихся изо дня в день отношений между органами власти и остальным обществом.
- Развитие – в этом случае структуры и механизмы власти выводят
политику государства на уровень, который
позволяет адекватно отвечать на социальные
требования населения, вызванные временем.
Именно в этом случае нарастает интенсивность
общественной жизни, нарастает способность
власти применять гибкие стратегии и технологии
с учетом интересов разнообразных слоев.
- Упадок – распад политической целостности в обществе. Распад режима правления носит необратимый характер. В этом случае любые решения власти утрачивают способность к управлению в обществе, регулированию социальных
отношений, а сам режим теряет стабильность
и легитимность.
Политический конфликт
– это разновидность конкурентного взаимодействия
двух и более сторон, оспаривающих друг
друга в распределении властных полномочий
или ресурсов. Конфликт в то же время является
одним из возможных вариантов взаимодействия
политических субъектов.
Источники политических конфликтов:
- социальные факторы:
- разнообразие форм и аспектов общественных отношений, определяющих несовпадение статусов субъектов политики. Это несовпадение
возникает из-за противоречий правящей
элиты и оппозиции в обществе;
- расхождение людей или групп в базовых ценностях и политических идеалах, в оценке исторических и актуальных событий;
- процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к
различным религиозным, социальным, этническим
общностям, что определяет понимание ими
своего места в социальной и политической
системе;
- Ворнс считает, что источник конфликтов базируется на агрессивности человека;
- теория Бертона и Девиса «Теория человеческих
потребностей»: конфликты возникают в
результате ущемления или неадекватного
удовлетворения потребностей человека.
Конфликты бывают кратковременными и
долговременными.
Технология
конфликта: в основе появления конфликта
лежат политические и социально-экономические
причины. Этапы:
- причины;
- повод к конфликту;
- развитие конфликта;
- окончание конфликта.
Любой конфликт обязательно должен
быть потушен. Он может примирить
стороны. Мирное урегулирование конфликта:
переговоры, консенсус; немирное –
война. Чем более цивилизовано общество
(правовое), тем больше оно склоняется
к мирному урегулированию.
Политические технологии – выбор
и обоснование определенного проекта
политических действий, направленных
на реализацию общего интереса социальных
групп или общества в целом. Содержанием
политических технологий является система
действий политического субъекта, включающая
несколько этапов:
- выявление и определение проблем;
- анализ условий и возможностей ее разрешения;
- формирование целей и выделение из них приоритетных;
- выбор альтернативных вариантных действий;
- анализ альтернатив (он происходит с точки зрения возможных трудностей и ожидаемых последствий политических решений);
- выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств и ресурсов.
В системе политических технологий
значительную роль играют политические решения – они группируются
по нескольким критериям:
- по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса;
- решения, связанные с функционированием системы, ее реформированием и развитием;
- критерий уровня и иерархической структуры власти, которая принимает решения.
Одна из особенностей политического
решения связана с необходимостью
выбора многих целей и задач, определяющих
приоритетные и успешные решения
в развитии конфликтов. Другая существенная
черта политического решения состоит
в том, непосредственно субъектом принятия
решения является лидер или организация.
Решение действительно, если оно поддержано
теми, от имени кого оно принимается. При
выработке политического решения большое
значение имеет временной фактор: как
поспешность, так и промедление с принятием
решения обрекают действие на провал.
Возможность выработки политического
решения, адекватного потребностям
общества, зависит от:
- уровня централизации власти;
- соотношения прав и полномочий центральных
и местных органов государственных систем;
- взаимодействия партийных и государственных структур;
- степени разделения и уравновешения законодательной и исполнительной ветвей власти.
Большинство политологов считают,
что существуют 2 основных метода
принятия решений:
- рационально-универсальный – рас<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" text