Предмет политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 17:20, лекция

Краткое описание

1. Предмет политической науки.
2. Методы и приемы анализа.
3. Функции политологии.
4. Политическая сфера общества.
5. Взаимосвязь политологии с другими социально – экономическими системами.
6. Методология познания политической реальности.
7. Политическая аналитика и прогностика.
8. Парадигма политического сознания.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

В последние примерно 30 лет в  экономике и политике отчетливо  проявляются международные аспекты. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Появление данной тенденции осуществляется через ряд международных организаций:

    • МБРР;
    • МВФ;
    • ЮНЕСКО;
    • ОПЕК;
    • ОСБСР.

Политический процесс – одна из центральных и вместе с тем весьма специфическая категория политической науки. Она раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс – это совокупность действий государственных и негосударственных организаций в рамках последовательного изменения, движения, развития политической жизни, имеющее определенную направленность в сфере власти.

Применительно к обществу в целом  политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур в отношении всего общества в  целом, т.е. формирует государственность.

С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает технологию осуществления власти и представляет собой совокупность относительно самостоятельных  локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных различными целями в поддержании и изменении системы правления.

Политические процессы бывают:

    • базовые – это разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством;
    • периферийные – это формирование отдельных политических ассоциаций (партии, группы давления и т.д.), развития местного самоуправления, не оказывающего принципиального влияния на власть.

Вывод: основу политики составляют базовые  политические процессы.

С изменением форм, методов и функций  государственного управления одновременно изменяются базовые и периферийные политические процессы. Различают 3 режима их протекания:

    1. Функционирование – отражение повторяющихся изо дня в день отношений между органами власти и остальным обществом.
    2. Развитие – в этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на социальные требования населения, вызванные временем. Именно в этом случае нарастает интенсивность общественной жизни, нарастает способность власти применять гибкие стратегии и технологии с учетом интересов разнообразных слоев.
    3. Упадок – распад политической целостности в обществе. Распад режима правления носит необратимый характер. В этом случае любые решения власти утрачивают способность к управлению в обществе, регулированию социальных отношений, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Политический конфликт – это разновидность конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг друга в распределении властных полномочий или ресурсов. Конфликт в то же время является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов.

Источники политических конфликтов:

  1. социальные факторы:
      • разнообразие форм и аспектов общественных отношений, определяющих несовпадение статусов субъектов политики. Это несовпадение возникает из-за противоречий правящей элиты и оппозиции в обществе;
      • расхождение людей или групп в базовых ценностях и политических идеалах, в оценке исторических и актуальных событий;
      • процессы идентификации граждан, осознание ими своей принадлежности к различным религиозным, социальным, этническим общностям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе;
  1. Ворнс считает, что источник конфликтов базируется на агрессивности человека;
  1. теория Бертона и Девиса «Теория человеческих потребностей»: конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей человека.

Конфликты бывают кратковременными и  долговременными.

Технология  конфликта: в основе появления конфликта  лежат политические и социально-экономические причины. Этапы:

    • причины;
    • повод к конфликту;
    • развитие конфликта;
    • окончание конфликта.

Любой конфликт обязательно должен быть потушен. Он может примирить  стороны. Мирное урегулирование конфликта: переговоры, консенсус; немирное – война. Чем более цивилизовано общество (правовое), тем больше оно склоняется к мирному урегулированию.

Политические технологии – выбор и обоснование определенного проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса социальных групп или общества в целом. Содержанием политических технологий является система действий политического субъекта, включающая  несколько этапов:

    1. выявление и определение проблем;
    2. анализ условий и возможностей ее разрешения;
    3. формирование целей и выделение из них приоритетных;
    4. выбор альтернативных вариантных действий;
    5. анализ альтернатив (он происходит с точки зрения возможных трудностей и ожидаемых последствий политических решений);
    6. выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств и ресурсов.

В системе политических технологий значительную роль играют политические решения – они группируются по нескольким критериям:

    1. по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса;
    2. решения, связанные с функционированием системы, ее реформированием и развитием;
    3. критерий уровня и иерархической структуры власти, которая принимает решения.

Одна из особенностей политического  решения связана с необходимостью выбора многих целей и задач, определяющих приоритетные и успешные решения  в развитии конфликтов. Другая существенная черта политического решения состоит в том, непосредственно субъектом принятия решения является лидер или организация. Решение действительно, если оно поддержано теми, от имени кого оно принимается. При выработке политического решения большое значение имеет временной фактор: как поспешность, так и промедление с принятием решения обрекают действие на провал.

Возможность выработки политического  решения, адекватного потребностям общества, зависит от:

    1. уровня централизации власти;
    2. соотношения прав и полномочий центральных и местных органов государственных систем;
    3. взаимодействия партийных и государственных структур;
    4. степени разделения и уравновешения законодательной и исполнительной ветвей власти.

 Большинство политологов считают,  что существуют 2 основных метода принятия решений:

      • рационально-универсальный – рас<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" text

Информация о работе Предмет политической науки