Предмет, функции, основные методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………..…………....3
I МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ МИРЕ.
- Многообразие направлений и теорий в современной науке о политике……...4
- Место марксистской концепции политики в современной науке......................7
II ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ.
- Политика и политология…………………………………………………..……...11
- Основные категории политики………………………………………..………....14
- Методы исследования в политологии………………………………………...…15
- Функции политологии, и её место в системе общественных наук….................18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………….......22

Файлы: 1 файл

Политология в современном общественном мире.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

    Место марксистской концепции  политики в современной  науке.

    Прежде  всего принципиально важно подчеркнуть, что в настоящей работе  марксизм рассматривается не в традиционно-догматическом его противопостановлении «буржуазной» политологии, а как одно из направлений в истории политической мысли и современной социальной науке.

    Известный критик марксизма, один из крупнейших современных зарубежных философов К. Поппер пишет: «Маркс предпринял честную попытку применить рациональные методы к наиболее насущным проблемам общественной жизни. … хотя он заблуждался в своих основных теориях - его труды не пропали даром. Он на многое открыл нам глаза и обострил наше зрение. Возвращение к домарксистской общественной науке уже немыслимо. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если этого они не осознают». И ещё. «Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства… Его главные таланты проявлялись в области теории». «Интерес Маркса к общественным наукам и социальной философии в своей основе был практическим. Он видел в знании средство обеспечения прогресса человека».

    В отличие от нынешних обличителей  Маркса в марксизме видят метод  анализа социальной действительности некоторые деятели западноевропейской демократии, в частности, М. Соареш. Он, однако, подчёркивает, что обогащение и творческое развитие марксизма возможно в «свободном обществе», где бы он не мог быть возведённым в ранг официальной государственной религии и тем самым утрачивал бы свою творческую силу и способности к практическому и теоретическому творчеству.

    К марксистской теории и методу анализа  политики должен быть такой подход, а именно научный, как и к другим концепциям. Он несовместим ни с  возведением марксизма в ранг какой-то вечной истины, ни с попыткой некоторых теоретиков объявлять марксизм «мёртвым» и передать анафеме всякое упоминание о нём. В марксизме, как и в других учениях, зёрна истины соседствуют с субъективистскими представлениями.

    Научное понимание марксистской концепции - это реализация его действительного, а не мифологизированного, теоретико-методологического арсенала и одновременно критическое переосмысление его в соответствии с историческим опытом и достижениями политологической мысли. Принципиально важно при этом учитывать, что марксистская концепция - продукт своего исторического времени, отражение определённого этапа политического развития в Европе. Только те положения имеют сегодня научную ценность, которые подтверждены исторической практикой. Не более того.

    Обращаясь к марксизму как методу анализа социальной реальности, надо также отметить в виду важность разграничения в марксизме теоретических взглядов и политической доктрины. Ещё в начале века на этот вопрос обратил внимание Э. Бернштейн, подчёркнувший ошибочность сведения теории социализма к политической доктрине. Теория, отмечал он, объясняет идею социализма, характеризует его как некую модель будущего общества. Политическая доктрина - это интерпретация теоретической идеи с точки зрения цели политической борьбы социал-демократии и путей её достижения. Научная теория всегда открыта для поиска новых взглядов, подходов и решений. Социально-политические доктрины всегда имеют вид законченных систем; они подчинены «диктату определённых целей и политических мотивов».

    Не  будет ошибкой сказать, что для советской литературы многие годы было правилом именно то, против чего возражал немецкий социалист: отождествление марксизма как теории с революционной политической доктриной. С той именно доктриной, которая была положена в основу деятельности Коммунистической партии.

    Такой подход к марксизму был заложен  лидерами большинства. Л. Троцкий в  своё время писал, что метод Маркса служит «преимущественно, почти исключительно, для политических целей».

    К чему привело безоговорочное сведение научно-теоретической стороны марксизма к его политическому аспекту, известно. Политизированный марксизм в конечном счёте превратился в инструмент коммунистической апологетики.

    Теперь  о существе концепции политики, составляющей сердцевину марксистского анализа. Центральная идея марксизма - обоснование социально-экономической детерминации политической жизни сферы общества. Она конкретизирована в положениях о классовой природе государства, политической власти партий. В одной из своих ранних работ «К критике гегелевской философии права» Маркс подчёркивал зависимость государства от гражданского общества  как феномена реальной социальной жизни людей. Политическое государство есть абстракция от гражданского общества - классов, сословий, форм организации семьи, материальных жизненных отношений. Политическая жизнь - абстракция от гражданской жизни. Государство определялось Марксом как политическое бытие гражданского общества. Эти положения не потеряли своей научной значимости и могут рассматриваться в качестве элемента метода анализа политической реальности.

    Как известно, доминирующей идеей марксизма  является обоснование и раскрытие  классово-экономической основы политической власти, её институтов. Политическая власть, по Марксу, есть лишь порождение экономической  власти; класс, которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть. В марксистских теоретических работах раскрывается прямая связь политического с противоречиями между материальными интересами классов и внутриклассовых групп. Причём на первый план ставятся большие интересы. Именно с ними сопрягается понятие политики. Политика есть не то что иное, как отношение классов, связанное с интеграцией общих интересов, с их защитой и реализацией. По Марксу, политическое движение - это движение класса, стремящегося осуществить свои интересы в общей форме. Общеклассовые интересы суть интересы политические. Идея о классовом характере государства и целом политики была отправной для В.И. Ленина и всех марксистских теоретиков. Политика «есть область отношений всех классов и слоёв к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами».

    Обозревая политические процессы, происходящие сегодня в ряде районов России и других бывших советских республик, приходится констатировать схожесть ситуаций с той, которую описывал К. Маркс почти сто сорок лет тому назад. И здесь действие некоторых политических сил опирается не на политическое просвещение, а на националистические и шовинистические суеверия определённых слоёв населения.

    Идея  относительной самостоятельности политики позволяет прояснить некоторые проблемы современного мирового политического процесса. Например, тот факт, что на одном и том же типе экономического базиса (например, капиталистического) существуют и развиваются разнообразные формы политического устройства общества. Или, - что у одинаковых по своей социальной базе политических партий может существенно различаться политическая стратегия и тем более тактика.

    Эта идея - ключ к обоснованию границ свободы государства по отношению  к экономической системе, что составляет необходимое условие осуществления им своих функций.

    Определение современного правового, демократического государства, в частности, в доктрине социал-демократов, увязано с признанием его относительной автономии  в обществе. С точки зрение раскрытия сущности марксистской концепции, актуален вопрос о соотношении политики и насилия. Здесь не рассматривается практическая сторона, а имеется в виду лишь теоретико-методологический аспект.

    Политическое  насилие, согласно марксизму,  - историческое явление, сопутствующее существованию государственной власти. Политическому насилию предшествует экономическое принуждение: эксплуатация одних групп людей другими. Всякое политическое насилие коренится в конечном итоге в экономических предпосылках.

    Таким образом, социально-классовый, классово-экономический  подход в анализе политики - основополагающий для марксистского метода. Он не разделялся многими политическими  мыслителями - современниками Маркса, не является общепризнанным в политологии и в настоящее время.

    Рискуя  попасть под огонь критики  как доктринеров от марксизма, так  и тех, кто последний полностью  отвергает, я сделал бы акцент на возможности  синтеза альтернативных концепций. В принципе возможно найти точки  соприкосновения объективного марксистского подхода к определению политики и понимания политики заданными теоретиками как только специфической формы человеческой субъективности. Ведь сфера политики - это сфера целенаправленной деятельности людей, что постоянно подчёркивают марксисты и политологи других школ. В политике всегда в конечном итоге реализуются какие-то замыслы, общие цели и стремления социальных групп, их лидеров.

    Поскольку в работах классиков марксизма  первоисточником политического  насилия рассматривается эксплуататорское буржуазное государство, то и борьба за его свержение признаётся основным вопросом революции. Отсюда приоритетность насильственных методов борьбы. Но лишь как неизбежной формы революционной борьбы пролетариата в условиях политического и экономического господства капитала, характерного для исторической эпохи, в котором они жили. Преувеличенные роли насилия в борьбе против старого мира, переросшее в широкомасштабный террор (что связано со сталинщиной, маоизмом и т.д.), объясняется другими социально-историческими условиями революций, а не теоретическими принципами марксизма.

    Если  говорить о признании насилия  как средства политики, так это  было характерно для многих теоретиков и политологов ХVIII-ХХ вв., прежде всего вождей Великой французской революции, а также западных политологов, включая М. Вебера. Последний, в частности, определял государство как «отношение господства людей над людьми, опирающееся на насилие как средство». Небезынтересно отметить, что к началу ХХ века в России 70% партий и движений (из 244) допускали террор, насилие.

    Критикам  марксизма следовало бы иметь  в виду и концепции ряда современных  западных политологов.

    Насилие рассматривается непременным инструментом политики. «Думать, что политическая власть может основываться исключительно  на консенсусе - значит впадать в иллюзию». Насилие «в его разнообразных формах является неотъемлемой составной частью политических систем», - отмечает испанский политолог Л.С. Санистебан.

    Итак, марксистский метод анализа политики основывается на признании её детерминированности классовыми социально-экономическими отношениями, противоречиями и конфликтами и вместе с тем - относительной самостоятельности политики. Этот постулат материалистической концепции не охватывает всего многообразия факторов, влияющих на политические процессы и структуры, и поэтому не может быть признан исчерпывающим в анализе. Однако он отражает глубинную сторону в общественно-политических связях и составляет суть субстанционалистской  концепции политики. Последняя не только не исключает, а напротив, предполагает такое дополнение, как объяснение политике через взаимодействие различных связей и выявление сложного переплетения многочисленных нюансов влияния. Эта концепция в литературе названа «взаимовлияющей». Она реализуется в функциональном и системном типах анализа.

    Подчёркивая значение материалистической концепции  анализа политики, следует напомнить, что её создатели не оставили науке  единое, законченное целостное учение о политической жизни общества. В  их взглядах, как уже говорилось, абсолютизировался классовый подход, содержались и некоторые другие положения, не подтвердившиеся исторической практикой. Главное же в том, что марксизм даёт исходную теорию анализа глобального общественно-политического процесса. Это суждение французского философа Альтюссера едва ли вызовет возражение у тех, кто к политической теории марксизма подходит с научных позиций. 

II ПРЕМЕТ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ. 

  • Политика  и политология.
  •     Политика - довольно сложное явление, определить её сущность и выявить её содержание не так-то просто. До сих пор нет общепринятого определения, понятия политики. Можно встретить десятки разных вариантов. Политика - означает государственные и  общественные дела, сферу для деятельности, связанную с властными отношениями. Можно указать следующие наиболее существенные свойства политики:

    • Она содержит в себе динамичное, деятельное начало. Прежде всего она выступает как политическая деятельность, направленная на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов.
    • Политика заключает в себе, как правило, две стороны: объективную и субъективную.

        Объективная сторона политики - это не зависящее  от сознания людей условия их политической деятельности. Совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер, - это субъективная сторона политики - политическое сознание. В зависимости от специфики отражения в нём политических процессов выделяются политическая идеология и политическая психология. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным по направленности - демократическим, авторитарным, лояльным, бунтарским и т.д.

        Выделяются  также массовое и специализированное политическое сознание.

    • Политика - это сфера деятельности, предполагающая отношения между большими и малыми группами и политическими партиями. Стремясь удовлетворить свои интересы, они вступают между собой в политические отношения по поводу политической власти, политических прав и свобод. В рамках данных отношений проявляются политические интересы классов, наций, социальных групп, политических партий и отдельных личностей. Политические отношения требуют регулирования. Без этого невозможно обеспечить стабильность и устойчивое развитие политических процессов и общества в целом.
    • Одна из существенных характеристик политики - это деятельность субъектов политики, осуществляемая либо с целью удержания и упрочнения политической власти, либо с целью овладения ею теми или иными способами, либо, наконец, с целью приобретения права на участие на ряду с другими субъектами в осуществлении власти, приобретения властных полномочий. Главное для субъектов политики - это овладение в той или иной степени политической властью, приобретение права на участие в работе властных структур и осуществление таким образом властных полномочий.

    Информация о работе Предмет, функции, основные методы психологии