Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:19, доклад
Государственная программа правовой реформы в Казахстане была разработана в 1994 году. Реально правовая реформа началась с принятия Конституции РК 1995 года. С этого времени идёт отсчёт активного законотворчества, повышения роли юристов, работающих в бизнес структурах и юридического сообщества в целом. В течение нескольких лет были приняты многие «рыночные» законы РК: Гражданский кодекс (Общая часть – 1995г.); Об иностранных инвестициях – 1994г.; О приватизации – 1995г.; О банках и банковской деятельности – 1995г.; О хозяйственных товариществах - 1995г.; О судебной системе и статусе судей -1995г.; О банкротстве – 1997г.; Гражданский кодекс (Особенная часть – 1999г.); Об образовании – 1999г. и многие другие законы.
Правовая реформа в Казахстане
Государственная программа правовой реформы в Казахстане была разработана в 1994 году. Реально правовая реформа началась с принятия Конституции РК 1995 года. С этого времени идёт отсчёт активного законотворчества, повышения роли юристов, работающих в бизнес структурах и юридического сообщества в целом. В течение нескольких лет были приняты многие «рыночные» законы РК: Гражданский кодекс (Общая часть – 1995г.); Об иностранных инвестициях – 1994г.; О приватизации – 1995г.; О банках и банковской деятельности – 1995г.; О хозяйственных товариществах - 1995г.; О судебной системе и статусе судей -1995г.; О банкротстве – 1997г.; Гражданский кодекс (Особенная часть – 1999г.); Об образовании – 1999г. и многие другие законы.
Дальнейшее развитие правовая система государства получила после принятия Концепции правовой политики, одобренной Указом Президента РК от 20.09.2002 года. Концепцией, наряду с совершенствованием судебной системы, было предусмотрено и развитие альтернативных методов разрешения гражданско-правовых споров. Необходимо было законодательно урегулировать, в частности, деятельность третейских судов, приблизив их к международным стандартам.
Процесс формирования арбитражного законодательства в Казахстане проходил драматично, ярко и чрезвычайно быстро.
В результате, современный статус третейских судов был определён новейшими законами государства: «О третейских судах»; «О международном коммерческом арбитраже»; «О внесении дополнений в законодательные акты по вопросам деятельности третейских судов». Новые законы Казахстана вступили в силу 5 января 2005 года. Вопросы третейского разбирательства теперь регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, который помимо уточнений (ст.ст.79,158,160,162) дополнен тремя новыми главами: Исполнение решения третейского суда (18-1); Производство по делам об обжаловании (39-1); Производство по делам об обжаловании решений арбитражей (45-1).
Регулирование третейского
разбирательства осуществляется также
отдельными нормами следующих
Конституцией Республики
Казахстан и законами установлено,
что любой гражданин или
После принятия 21 мая 2007 года поправок в Конституцию Республики Казахстан корректировкам подверглись нормы некоторых статей раздела 7 «Суды и правосудие» Основного закона, в том числе, п.3 ст.75, в котором судами государства названы Верховный Суд, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.
Статус третейских судов в Казахстане определён специальными законами: «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже» и в этой связи третейские (арбитражные) суды подпадают под категорию других судов, предусмотренных Конституцией Казахстана. Однако это вовсе не означает, что третейские суды входят в судебную систему. Согласно пункту 4. ст. 75 Конституции и ст. 3 Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» в единую судебную систему государства входят: Верховный Суд и местные суды (областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды).
Конституцией Республики
Казахстан пунктом 1 статьи 13 также
установлено право каждого на
признание его
Возможность обращения к
третейскому суду вытекает из самой
природы гражданских прав. Статья
2 Гражданского кодекса закрепляет
принцип свободы договора и предоставляет
гражданам и юридическим лицам
возможность приобретать и
Принятые в Казахстане
законы «О третейских судах» и «О международном
коммерческом арбитраже» являются специальными
законами. Это означает, что нормы
других законов, регулирующие вопросы
третейского разбирательства
В статье 1 Закона РК «О третейских
судах» определена сфера его действия.
Закон применяется в отношении
споров, возникших из гражданско-правовых
договоров, заключённых физическими
и юридическими лицами, если иное не
установлено законодательными актами
Республики Казахстан. Эта норма
конкретизируется статьёй 25 Гражданского
процессуального кодекса
Закон устанавливает право
сторон по взаимному соглашению передать
спор на разрешение третейского суда,
хотя этот спор подведомствен государственному
суду. Реализация этого права на
практике осуществляется на основании
норм нескольких статей ГПК РК. Так,
если одна из сторон после заключения
соглашения о передаче спора в
третейский суд обратилась в государственный
суд, последний обязан отказать в
принятии искового заявления, так как
оно не подлежит рассмотрению в порядке
гражданского судопроизводства (подпункт
1) пункта 1 статьи 153 ГПК). В процессе
подготовки дела к судебному разбирательству
суд также разъясняет сторонам их
право обратиться за разрешением
спора в третейский суд (подпункт
4) статьи 170 ГПК). Аналогичное разъяснение
дается сторонам при открытии судебного
заседания (статья 185 ГПК). Суд вновь
напоминает о праве сторон передать
дело на рассмотрение третейского суда
и перед началом рассмотрения
дела по существу (статья 192 ГПК). Наконец,
суд оставляет исковое
Аналогичный порядок определён
и международным правом. Так, пункт
3 статьи II Нью-Йоркской Конвенции о
признании и приведении в исполнение
иностранных арбитражных
Комментируемая норма
статьи 1 Закона РК «О третейских судах»
не распространяется на любые гражданско-правовые
отношения, сфера её применения ограничена
наличием заключённого договора. В
предпринимательской
К сфере гражданско-правовых
отношений, составляющих предмет регулирования
гражданского права (ст.1 ГК РК), не относятся
семейные, трудовые отношения и отношения
по использованию природных
Прямое ограничение
Установленные законом ограничения
компетенции третейских судов вряд
ли можно признать оправданными. Так,
запрет на передачу в третейский суд
споров, где присутствуют интересы
государства, государственных предприятий,
нарушает основной принцип равенства
субъектов в гражданских
Полное изъятие из юрисдикции третейского суда, споров с участием субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг, также не согласуется с основными принципами гражданского оборота.
Согласно Закону РК от 19.01.01г.
«О конкуренции и ограничении
монополистической
Правовой статус международных
арбитражных (третейских) судов установлен
пунктом 4 статьи 6 Закона РК «О международном
коммерческом арбитраже». Данная норма
предусматривает, что в арбитраж
по соглашению сторон могут передаваться
споры, вытекающие из гражданско-правовых
договоров, между физическими лицами,
коммерческими и иными
Разграничение компетенции
между судом общей юрисдикции
и арбитражем проводится непосредственно
законом и при отсутствии запрета
- соглашением сторон. По общему правилу
границу установленной законом
юрисдикции стороны не вправе изменить
своим соглашением. Например, процессуальное
законодательство устанавливает, что
споры по делам, связанным с правами
на недвижимое имущество, находящееся
в Республике Казахстан, по искам
к перевозчикам, вытекающим из договоров
перевозки, относятся к исключительной
компетенции государственных
Если стороны, вопреки
законодательству РК всё же передают
спор, отнесенный законом к исключительной
подведомственности государственного
суда, на разбирательство в арбитраж,
решение такового на территории Республики
Казахстан может быть не исполнено1.
Данное положение вытекает из нормы
пункта 2 статьи V Нью-Йоркской конвенции:
«в признании и приведении в исполнение
решения может быть отказано, если
компетентная власть страны, в которой
испрашивается признание и
Республика Казахстан
присоединилась и ратифицировала основные
международные конвенции и
-Нью-йоркскую конвенцию
1958 г. "О признании и приведении
в исполнение иностранных
-Европейскую конвенцию от 21 апреля 1961 г. "О внешнеторговом арбитраже"3;
-Конвенцию "Об урегулировании
инвестиционных споров между
государствами и физическими
или юридическими лицами
-Соглашение "О порядке
разрешения споров, связанных с
осуществлением хозяйственной
-Соглашение "О порядке
взаимного исполнения решений
арбитражных, хозяйственных и
экономических судов на
Указанные конвенции и
соглашения согласно пункту 3 статьи 4
Конституции Республики Казахстан
имеют приоритет перед
Казахстан заключил ряд двухсторонних международных договоров, предусматривающих процедуру разрешения споров посредством третейского суда.
Международные договоры с участием Республики Казахстан, регулирующие торговые и инвестиционные отношения, могут устанавливать иные правила третейского разбирательства, чем те, которые предусмотрены Законом о международном коммерческом арбитраже. В таких ситуациях, согласно п.8 ст.3 ГК РК и п.2 ст.3 комментируемого Закона, правила международного договора также имеют приоритет.