Правовой статус Правительства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Скорее всего, потому, что эта тема является для меня довольно интересной, ведь, как известно, исполнительная власть является важным элементом системы разделения властей. Так же, как и органы законодательной и судебной власти. Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть, действует самостоятельно и независимо, в тесном взаимодействии с Президентом, органами законодательной и судебной власти. И это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3
1. Состав и порядок формирования Правительства РФ…..5
2. Полномочия Правительства РФ ……….10
3. Организация деятельности Правительства РФ ………..17
4. Взаимодействие Правительства РФ и Парламента РФ..21
4.1 Взаимодействие Правительства РФ и Президента РФ…..22
Заключение………………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………....25

Файлы: 1 файл

курсовая 2 курс.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Исключительно на заседаниях Правительства принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы приобретения государством акций; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; образуется Президиум Правительства РФ; утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждаются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ.19

На заседаниях Правительства Российской Федерации имеет право председательствовать Президент РФ. Члены Правительства участвуют в его заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании члены Правительства информируют об этом Председателя Правительства.[18]

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.

Заседания Правительства носят открытый характер. Однако Правительство может рассматривать отдельные вопросы и на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства. Материалы к заседанию Правительства, ход их рассмотрения непосредственно на заседании и принятое протокольное решение относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства Российской Федерации, если иное не определено федеральными законами.[19]

Правительство также информирует граждан через средства массовой информации о рассмотренных на заседании Правительства вопросах и о принятых решениях. А для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства может образовать Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости. Решения же Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума и не могут противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства. Поэтому

Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.

Для содействия своей работе Правительство Российской Федерации вправе создавать координационные и совещательные органы - комиссии и советы. Комиссии это координационные органы. Они образуются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти и решения определенных задач. Советы - совещательные органы, их цель - предварительное рассмотрение вопросов и подготовка по ним предложений рекомендательного характера.

По проблемам, имеющим межотраслевое или межтерриториальное (межрегиональное) значение, создаются межведомственные комиссии и советы, которые не являются органами исполнительной власти.

Расходы на содержание Правительства РФ определяются в федеральном бюджете. В случае необходимости могут быть образованы органы и учреждения при Правительстве, финансирование которых осуществляется в пределах ассигнований на содержание Правительства.[20]

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Аппарат Правительства возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.

Заместители Руководителя Аппарата Правительства, руководители основных структурных подразделений Аппарата Правительства назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством.[21]

 

 

 

4.Взаимодействие Правительства РФ и Парламента Российской Федерации

Правительство взаимодействует с Парламентом РФ в сфере законотворческой деятельности. Для этого правительство создает свои механизмы влияния на ход законотворческого процесса и его результатов. Важное место в системе таких механизмов занимают представители Правительства в палатах Федерального Собрания, В постановлении Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 94 "О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, сказано, что Совет Федерации, Государственная Дума вправе пригласить Председателя Правительства Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда Российской Федерации, председателя Фонда социального страхования Российской Федерации, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации[22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Взаимодействие Правительства РФ и Президента Российской Федерации

Взаимодействие Правительства РФ и Президента РФ осуществляется в разнообразных формах. Ряд таких форм существует достаточно продолжительное время и получил правовое закрепление, другие являются новыми, не оформленными в законодательном порядке. При этом часть из них объективно вытекает из конституционных полномочий главы государства, а некоторые предопределяются характером функций Правительства и его полномочиями по реализации задач, которые ставит перед ним Президент РФ.[23]

Во - первых, Правительство активно участвует в реализации ежегодных посланий Президента России парламенту в той их части, где дается оценка положения дел в сфере формирования законодательной базы деятельности государства и формируются задачи на будущее, стоящие перед субъектами законотворчества.

В ряде случаев Президент РФ использовал свои послания парламенту для формулирования законодательных инициатив, которые справедливо можно считать приоритетными в программе законопроектных работ.  Вполне понятно, что прежде всего именно послания Президента во многом определяют содержание законотворческой деятельности Правительства России.

Во вторых, Правительство России активно взаимодействует с Президентом Российской Федерации при реализации бюджетных посланий главы государства Федеральному Собранию. В них глава государства определяет основные текущие финансовые приоритеты, которые также оказывают существенное влияние на законотворческую деятельность органов государственной власти России, прежде всего -федерального уровня. При этом Президент РФ обычно обращает внимание субъектов законотворческой деятельности на необходимость совершенствования конкретных правовых актов, а также формулирует задачи, стоящие перед исполнительной властью страны по разработке концептуальных положений экономической политики государства и их правовому оформлению.[24]

В третьих, тесное взаимодействие между Правительством РФ и Президентом России осуществляется в ходе реализации главой государства принадлежащего ему права законодательной инициативы. Такое взаимодействие реализуется в любом случае, когда Президент вносит в Государственную Думу законопроекты. Также Президент, выступая с законодательной инициативой, особенно по тем вопросам, которые сформулированы в посланиях Федеральному Собранию, ставит перед Правительством России определенные задачи. В ряде случаев такие задачи облекаются в форму поручений о разработке проектов конкретных правовых актов и их "сопровождении" в период рассмотрения парламентом Российской Федерации. В других случаях Президент России своими решениями косвенно обязывает Правительство принимать развернутые (комплексные) планы законопроектных работ, вовлекая в этот процесс не только многие федеральные органы исполнительной власти, но и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В процессе своей законотворческой деятельности Правительство России также учитывает положения ряда указов Президента, направленных на развитие отдельных областей государственной и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

Как мы видим, Правительство, как высший орган федеральной исполнительной власти, обладает очень широким кругом полномочий в различных сферах деятельности. Например, оно в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы и осуществляет и другие полномочия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Правительство РФ является конституционным органом, который возглавляет ветвь исполнительной власти Российской Федерации как органической составной части единой государственной власти. Содержание ст.11 и 110 и ряда других статей Конституции РФ говорит о том, что Правительство РФ имеет статус органа государственной власти, государственно-властные полномочия которого распространяются на всю территорию Российской Федерации и который, следовательно, несет всю полноту ответственности за состояние и деятельность исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно - правовые документы:

1.       Конституция   Российской   Федерации:   принята   всенародным   голосованием 12 декабря 1993г.

2.       «О Правительстве Российской Федерации»:федер.конст.закон № 2 -- ФКЗ от 17.12.1997 (в ред. от 01. 06. 2005) // Рос.газ.- 1993 - 25 дек. - № 237.

 

3.       «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Правительства
РФ № 94 от 01.02.2000 в ред. от 13.08.2005// Справочно - правовая система
«Консультант плюс».

4.       «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:указ Президента РФ № 314 от 09.03.2004 в ред. от 15.02.2007// Справочно – правовая система «Консультант плюс».

Научная литература:

1.       Авакьян С.А. Конституционное право России [Текст]: учебный курс, Том 1/ С. А. Авакьян. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Юристь, 2006. - 720 с.

2.       Ашаев Д.С. Роль Президента и Правительства РФ в осуществлении исполнительной власти.

3.Баглай М. В.Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учебник/ М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе. - М.: Инфра- М.

4.Габричидзе Б. II.Органы государственной власти современной России [Текст]: учеб, пособие/ Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2003.-366 с.

4.Габричидзе Б. Н.Конституционное право современной России [Текст]: учебник/ Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 416 с.

5.Козлова Е. И.Конституционное право России [Текст]: учебник/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - М.: Юристь, 2005. - 588 с.

б. Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти : справ. - учеб. пособие/ Т. А. Гусева, Л. Е. Чапкевич. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 448 с.

 

7. Шувалов И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законодательного процесса/ И.И. Шувалов// Журнал российского права.2004. №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г// Справочно – правовая система «Консультант плюс»

[2] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г// Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[3] «О Правительстве Российской Федерации» : федер.конст.закон №2 – ФКЗ от 17.12.1997 в ред. От 01.06.2005 // Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[4] Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс, Том 1. 2 – е изд., перераб. И доп. М., 2006. С. 579

[5] Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно – учебное пособие. М., 2005. С. 3

[6] Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» №314 от 09.03.2004 в ред. От 15.02.2007// Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

 

 

 

[7] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 273

[8] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 273

[9] Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России: учеб.пособие / Б.Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский. М.,2003. С.235

[10] «О Правительстве Российской Федерации» : федер.конст.закон №2 – ФКЗ от 17.12.1997 в ред. От 01.06.2005 // Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[11] Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России: учебник/Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеева, А.Г. Чернявский. – М.:Дело и Сервис, 2001.С.332  

[12] Габричидзе Б.Н. Органы государственной власти современной России: учебник/Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеева, А.Г. Чернявский. – М.:Дело и Сервис, 2001.С.332  

 

[13] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 275

[14] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 276

 

[15] «О Правительстве Российской Федерации» : федер.конст.закон №2 – ФКЗ от 17.12.1997 в ред. От 01.06.2005 // Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[16] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 277

 

[17] Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс, Том 1. 2 – е изд., перераб. И доп. М., 2006. С. 585

 

[18] «О Правительстве Российской Федерации» : федер.конст.закон №2 – ФКЗ от 17.12.1997 в ред. От 01.06.2005 // Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[19] Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. М.,2003. С.352

[20] Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.,2005. С. 279

[21] Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс, Том 1. 2 – е изд., перераб. И доп. М., 2006. С. 587

 

[22] Постановление правительства «О полномочных представителях Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации» №94 от 01.02.2000 в ред. От 13.08.2005//Справочно – правовая система «Консультант плюс»

 

[23] Шувалов И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законодательного процесса/ И.И. Шувалов// Журнал российского права.2004. №6

[24] Шувалов И. И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законодательного процесса/ И.И. Шувалов// Журнал российского права.2004. №6

 


Информация о работе Правовой статус Правительства РФ