Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, контрольная работа
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия.
1.Введение 3
2.Понятие политики 4
3.Структура политики 10
4.Функции политики 14
5.Заключение 16
6.Список литературы 17
В политологических исследованиях по проблемам анализа структуры политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в рамках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них. Разумеется в политологической литературе эти критерии трактуются различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие.
В соответствии с сущностным критерием речь идет о выявлении основных элементов содержания политики как общественного явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.
Политика, политическая жизнь формируется, функционирует во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.
Многие политологи указывают
на необходимость учета
-- внутренняя и внешняя политика,
-- экономическая политика,
-- социальная политика,
-- политика в области
-- политика в духовно-
В работах отечественных и зарубежных политологов указывается на необходимость анализа места и роли правительства, государственных структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.
Уже краткое перечисление некоторых подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д.
Вместе с тем следует
Через политику выражаются
наиболее значимые интересы (общие, частные,
общечеловеческие, национальные и т.
д.). Люди могут добиваться реализации
своих интересов и
1. Интеграции различных сфер
общественной жизни,
2. Выражении интересов
3. Управлении и руководстве
4. Обнаружении и рассмотрении
социально политических
5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.
6. Обеспечении преемственности
и обновления развития
Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;
Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.
Заключение
Нарастающее многообразие интересов, ориентаций, установок, ценностей, лежащих в основе взаимодействия индивидов и групп, является показателем жизнеспособности и прогресса общества. Усложнение потребностей и интересов людей обуславливает рост разнообразия их деятельности, отношений, образов жизни, индивидуальностей. Между тем возможности отдельно взятого человека представлять и выражать свой индивидуальный интерес в структурах власти ограничены. Общество благодаря своей способности разделять функции, специализировать и интегрировать людей, обеспечивает целенаправленность и поступательность собственного развития. Для представительства, выражения и согласования разнородных интересов оно создаёт специальные институты и механизмы. Так, для выражения «общего интереса» было создано государство. Однако «общий интерес», долго скрывавший тайну государства, вовсе не был однородным, а являлся обобщением частных интересов. Индивиды с одинаковыми интересами и ориентациями объединялись для того, чтобы придать им законный характер, представить их в системе власти, защитить от притеснения со стороны других групп. Для отстаивания частных интересов и потребностей в гражданском обществе создаются политические силы. Они выступают связующим звеном между государством и гражданским обществом, принадлежа теми или иными аспектами деятельности к обеим сферам.
Список литературы
1. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А. С. Богдановского. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 206 с.
2. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 1997. – 368 с.
3. Политический словарь / Под ред. В. Ф. Халигова. – М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.
4. Политология: Справочник
5. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.
Информация о работе Понятие политики, её структура и функции