Понятие политики, её структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

Оглавление

1.Введение 3
2.Понятие политики 4
3.Структура политики 10
4.Функции политики 14
5.Заключение 16
6.Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

В политологических исследованиях  по проблемам анализа структуры  политики определились различные аспекты. Дифференциация подходов к рассмотрению структуры политики определяется целым рядом факторов. Среди них более существенными, пожалуй, являются такие, как сложность, многогранность самой политики как общественного явления, а также специфика контекста того или иного исследователя? Нетрудно, например, представить структуру политики в рамках “поведенческого” анализа. Разумеется, оценивая те или иные подходы, точки зрения, недопустимы, по крайней мере, две крайности. С одной стороны, несостоятельно отвержение позитивного содержания таких подходов, в рамках которых политика структурируется через призму одного какого-то признака, качества, свойства. С другой стороны, опрометчиво стремление абсолютизации какого-либо одного критерия, ибо в таком случае политические реалии будут учтены в весьма суженном объеме. Таким образом, на наш взгляд, для анализа структуры политики необходимо и вполне возможно применение различных критериев. Не претендуя на полный и тем более системный анализ критериев выделения структурных элементов политики, рассмотрим некоторые из них. Разумеется в политологической литературе эти критерии трактуются различными терминами, понятиями. Среди этих критериев можно назвать следующие: сущностный или субстанциональный, по сферам функционирования, по субъектам политической жизни, институциональный и другие.

В соответствии с сущностным критерием  речь идет о выявлении основных элементов  содержания политики как общественного  явления. Это те самые грани, стороны, элементы политики, которые выступают как необходимые, без которых политика не может быть представлена как целостное явление. К таким элементам можно, например, отнести политическую власть, политическую деятельность, политические отношения, политические потребности и интересы, политическое сознание (политическую психологию и политическую идеологию), политическую культуру, систему политических институтов и механизмов реализации власти, политический процесс и другие.

Политика, политическая жизнь формируется, функционирует  во взаимодействии различных субъектов. Исходя из этого, нельзя не учитывать и субъектный критерий выделения элементов структуры политики. В качестве элементов, уровней политики в этом плане можно рассматривать, например, общенародную политику, социально-групповую, классовую, национальную политику, политику государства и общественных организаций, движений и объединений. Данная трактовка структуры политики, исходящая из субъектного критерия, несомненно может быть уточнена, дополнена, но она имеет право на существование.

Многие политологи указывают  на необходимость учета особенностей методов, механизмов реализации политики в различных сферах общественной жизни. Выделение различных уровней, компонентов политики в зависимости  от сфер общественной жизни также  представляет важное направление анализа структуры политики. Среди этих компонентов политики следует назвать такие, как:

-- внутренняя и внешняя политика,

-- экономическая политика,

-- социальная политика,

-- политика в области государственного  устройства и развития демократии,

-- политика в духовно-идеологической  сфере. 

В работах отечественных  и зарубежных политологов указывается  на необходимость анализа места  и роли правительства, государственных  структур, политических партии, движений и т. д. Системный анализ политики как целостного действенного явления невозможен без учета таких ее составляющих, как государство, политические партии и объединения. Естественным и оправданным становится поэтому институциональный критерий структурного членения политики. В рамках подобного подхода правомерно выделение таких элементов политической жизни, как политическая организация, политическая система, государство, политические партии, общественные организации, объединения, движения.

Уже краткое перечисление некоторых  подходов к структурному анализу политики приводит к признанию необходимости дальнейшего продолжения анализа структуры политики, выявления новых критериев и на их основе новых граней, элементов структуры политики. Внутренне структурированы и все виды политической деятельности, политического сознания, политических институтов и т. д.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что все элементы структуры тесно  взаимосвязаны, образуя целостное  явление - политику. Целостность политики проявляется в самых различных  формах. Во-первых, она выражает себя уже во взаимосвязи различных ее элементов. Например, хорошо известно, что определяющими поведение человека факторами выступают в конечном счете экономические факторы. Однако там, где проблемы связаны с государственной властью, экономические интересы действуют через политическое сознание, политические интересы, порождая те или иные формы политической деятельности. Политическая сфера жизни, во-вторых, обладает относительной самостоятельностью, и ей присущи свои специфические тенденции, закономерности функционирования и развития.

 

  1. Функции политики

 

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса. Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия). Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления. Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер  общественной жизни, обеспечение  целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных  групп и слоев общества, отдельных  граждан.

3. Управлении и руководстве политическими  и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении  социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными  способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности  и обновления развития общества  и человека Один из основоположников  теории политических систем Г.  Алмонд выделяет две группы  функций:

Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

 

Заключение

 

Нарастающее многообразие интересов, ориентаций, установок, ценностей, лежащих в основе взаимодействия индивидов и групп, является показателем жизнеспособности и прогресса общества. Усложнение потребностей и интересов людей обуславливает рост разнообразия их деятельности, отношений, образов жизни, индивидуальностей. Между тем возможности отдельно взятого человека представлять и выражать свой индивидуальный интерес в структурах власти ограничены. Общество благодаря своей способности разделять функции, специализировать и интегрировать людей, обеспечивает целенаправленность и поступательность собственного развития. Для представительства, выражения и согласования разнородных интересов оно создаёт специальные институты и механизмы. Так, для выражения «общего интереса» было создано государство. Однако «общий интерес», долго скрывавший тайну государства, вовсе не был однородным, а являлся обобщением частных интересов. Индивиды с одинаковыми интересами и ориентациями объединялись для того, чтобы придать им законный характер, представить их в системе власти, защитить от притеснения со стороны других групп. Для отстаивания частных интересов и потребностей в гражданском обществе создаются политические силы. Они выступают связующим звеном между государством и гражданским обществом, принадлежа теми или иными аспектами деятельности к обеим сферам.

 

Список литературы

 

1. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А. С. Богдановского. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 206 с.

2. Мухаев Р. Т. Политология:  Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 1997. – 368 с.

3. Политический словарь / Под ред. В. Ф. Халигова. – М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.

4. Политология: Справочник студента. / Пугачев В. П. – М.: СЛОВО:  АСТ, 1999. – 576 с.

5. Пугачев В. П., Соловьев А.  И. Введение в политологию:  Учебник для        вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.

 

 




Информация о работе Понятие политики, её структура и функции