Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:54, реферат
Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Согласно концепции Г. Атонда и С. Вербы, политическая культура исследуемых стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности*. Наиболее характерная черта культуры гражданственности - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.
Результаты эмпирического
Так, носитель культуры гражданственности
характеризовался целым рядом достоинств:
1) общей положительной оценкой
значения деятельности национального
правительства для него лично
и глубоким осознанием этого факта;
2) высоким уровнем интереса к
деятельности правительства и хорошей
осведомленности в этой области;
3) чувством гордости за политические институты
своей нации; 4) ожиданием того, что
ему будет оказано равное и
внимательное отношение со стороны
официальных лиц; 5) желанием обсуждать
вопросы политики публично или в
кругу друзей и знакомых; 6) открытым
и лояльным проявлением оппозиционных
настроений; 7) чувством удовлетворенности
в связи с проведением
В результате проведенного опроса «идеальная
модель» столкнулась с
Если сравнить характер ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в современных условиях, то «недовольство тем, как действует демократия», в 1985 г. высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, необходимо учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Однако высказанное негативное отношение к существующей демократической политической системе в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной.
Критика концепции политической культуры Г. Алмонда,
а она сводилась к неудовлетворенности
преимущественно психологической трактовкой
феномена, не умаляет ее революционного
влияния на политическую науку. Введение
идеи политической культуры в политологический
анализ позволило сформулировать универсальный
объяснительный принцип: «.конечной причиной
политики является система культуры конкретного
общества». Тем самым был дан толчок развитию
сравнительной политологии. В контексте
концепции политической культуры оказалось
возможным объяснить различную эффективность
схожих политических институтов, действующих
в разных странах. Она объясняется доминирующей
в обществе политической культурой, уровнем
ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить,
в зависимости от характера культуры,
четыре типа политических систем: 1) англо-американские
3) доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
4) тоталитарные политические системы с гомогенной поли тической культурой, «гомогенность в которых искусственна».
Например, при всей автономности участников
политического процесса в Великобритании
стабильность и эффективность политической
системы объясняется
Не менее важно и то, что
определение политической культуры
через совокупность политических ориентации
позволяло логически различать
переменные величины политических взаимодействий
и предоставляло возможность
их качественного и
Альтернативную концепцию
Упрощенная модель классовой политической
культуры строилась на возможности
поголовного участия населения
в политике, взаимозаменяемости политических
ролей и функций, которые могут,
как предполагалось, выполняться
каждым индивидом. И наиболее существенные
изъяны концепции состояли в упрощении
процесса политической социализации,
недоучете сложной взаимосвязи
переменных, влияющих на формирование
политических ориентации, включая индивидуальные
воззрения и переживания. Политические
предпочтения автоматически не вытекают
из материальных основ жизни, жестко
не детерминируются господствующей
идеологией и не «вносятся в сознание»
индивида исключительно средствами
пропаганды. Наличие этих изъянов
в концепции обусловили существенные
расхождения ее выводов с мировыми
тенденциями политического