Понятие политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Файлы: 1 файл

понятие полт культуры.docx

— 37.41 Кб (Скачать)

Согласно концепции Г. Атонда и С. Вербы, политическая культура исследуемых стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности*. Наиболее характерная черта культуры гражданственности - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.

Результаты эмпирического исследования внесли значительные коррективы в теоретические  предположения Г.Алмонда и С. Вербы. Утопией оказалось предположение о всеобщем участии граждан в политике. Как они заметили, «в идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия». Итоги обследования выявили «несовершенство» и «неидеальность» американской и английской моделей политической культуры, которые наделялись статусом самых развитых культур.

Так, носитель культуры гражданственности  характеризовался целым рядом достоинств: 1) общей положительной оценкой  значения деятельности национального  правительства для него лично  и глубоким осознанием этого факта; 2) высоким уровнем интереса к  деятельности правительства и хорошей  осведомленности в этой области; 3) чувством гордости за политические институты  своей нации; 4) ожиданием того, что  ему будет оказано равное и  внимательное отношение со стороны  официальных лиц; 5) желанием обсуждать  вопросы политики публично или в  кругу друзей и знакомых; 6) открытым и лояльным проявлением оппозиционных  настроений; 7) чувством удовлетворенности  в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например, избирательных  кампаний; 8) компетентностью суждений по поводу правительственной политики и четким пониманием обязанности  оказывать воздействие на эту  политику лично или совместно  с кем-нибудь из сограждан; 9) компетентностью  в использовании законов для  успешного противодействия актам  произвола; 10) верой в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.

В результате проведенного опроса «идеальная модель» столкнулась с реальными  политическими позициями граждан  пяти обследуемых стран. Так, воздействие  политики на их повседневную жизнь  полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. «Посмешищем и глупостью» выглядят избирательные кампании в  глазах опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев.

Если сравнить характер ориентации на политическую систему граждан  в развитых европейских странах  в современных условиях, то «недовольство  тем, как действует демократия», в 1985 г. высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, необходимо учитывать, что  и уровень притязаний граждан  значительно вырос. Однако высказанное  негативное отношение к существующей демократической политической системе  в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально  эффективной.

Критика концепции политической культуры Г. Алмонда, а она сводилась к неудовлетворенности преимущественно психологической трактовкой феномена, не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: «.конечной причиной политики является система культуры конкретного общества». Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить, в зависимости от характера культуры, четыре типа политических систем: 1) англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой; 2) континентальные западноевропейскиесистемы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;

3) доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;

4) тоталитарные политические системы с гомогенной поли тической культурой, «гомогенность в которых искусственна».

Например, при всей автономности участников политического процесса в Великобритании стабильность и эффективность политической системы объясняется приверженностью  граждан одним политическим ценностям: традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политической активности и викторианским  ценностям.

Не менее важно и то, что  определение политической культуры через совокупность политических ориентации позволяло логически различать  переменные величины политических взаимодействий и предоставляло возможность  их качественного и количественного  измерения.

Альтернативную концепцию политической культуры развивали марксистские авторы. В выявлении природы политической культуры они акцентировали внимание на экономических и классовых основах политической культуры. Политическая культура определялась через политические действия. Марксистская концепция односторонне превозносила достоинства политической культуры рабочего класса как исторически прогрессивного, а также его союзников. Содержание политической культуры социализма сводилось к способности трудящихся подняться «до самостоятельного участия не только в голосованиях и выборах, но и в повседневном управлении» (В. И. Ленин). При этом структура политической культуры социализма рассматривалась как сплав классово ориентированного политического сознания (идеологии) и правосознания отдельных граждан.

Упрощенная модель классовой политической культуры строилась на возможности  поголовного участия населения  в политике, взаимозаменяемости политических ролей и функций, которые могут, как предполагалось, выполняться  каждым индивидом. И наиболее существенные изъяны концепции состояли в упрощении  процесса политической социализации, недоучете сложной взаимосвязи  переменных, влияющих на формирование политических ориентации, включая индивидуальные воззрения и переживания. Политические предпочтения автоматически не вытекают из материальных основ жизни, жестко не детерминируются господствующей идеологией и не «вносятся в сознание»  индивида исключительно средствами пропаганды. Наличие этих изъянов  в концепции обусловили существенные расхождения ее выводов с мировыми тенденциями политического развития.


Информация о работе Понятие политической культуры