Политико-правовые учения древней Греции. Политико-правовые учения Томаса Гоббса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:58, реферат

Краткое описание

Одну из главных ролей в формировании политической истории сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Развитие древнегреческой политико-правовой мысли охватывает длительный период (более тысячи лет — с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э.).

Оглавление

Тема 1: Политико-правовые учения Древней Греции......................................3
Введение................................................................................................................3
1. Ранний период становления политической мысли в Древней Греции........5.
2. Период расцвета политико-правовых учений в Древней Греции...............8
3. Период эллинизма политико-правовых учений Древней Греции..............12
Заключение...........................................................................................................14
Список используемой литературы.....................................................................16
Тема 2: Политико-правовые учения Томаса Гоббса..........................................17
Введение.................................................................................................................17
1. Естественные законы Томаса Гоббса.......................................................... ...19
2. Происхождение, сущность, цель, формы государства...................................25
3. Учение о государственном суверенитете .......................................................29
Заключение.............................................................................................................34
Список используемой литературы.......................................................................37

Файлы: 1 файл

Политико-правовые учения.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении  оттолпы.  Исходя  из  этого  государство  и  закон  трактуются  Эпикуром   как результат  договора  людей  между  собой  об  их  общей  пользе  -  взаимной безопасности.

Основателем  стоицизма  был  Зенон.  Мироздание  в  целом,   согласно стоицизму, управляется судьбой.  Судьба  как  управляющее  и  господствующее начало есть  одновременно  “разум  мироздания,  или  закон  всего  сущего  в мироздании”.  Судьба  в  учении  стоиков   выступает   в   качестве   такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер  и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между  собой.  Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а  не  искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане  единого  мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение  стоиков  оказало  сильное  влияние  на  взгляды   Полибия-греческого историка и политического деятеля.

              Для  него  характерен государственнический  взгляд  на  происходящие события,  согласно  которому  то  или  иное  устройство  государства  играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить

другой, и помогать, однако во всех положениях  они  обнаруживают  подобающее единодушие,  и  потому  нельзя   было   указать   лучшего   государственного устройства».

Историю   возникновения   государственности   и   последующей   смены государственных  форм   Полибий   изображает   как   естественный   процесс, совершающийся  по  “закону  природы”.  Всего  имеется  шесть  основных  форм государства, которые  в  порядке  их  естественного  возникновения  и  смены занимают следующее место  в  рамках  полного  их  цикла:  царство,  тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием  в  качестве  двух  основных начал,  присущих  каждому  государству.   Он   подчёркивал   взаимосвязь   и соответствие между добрыми обычаями и законами,  хорошими  нравами  людей  и правильным устройством их государственной жизни.

 

Заключение.

              Итак, подведём некоторые итоги. Мы  видим,  что  уже  в  Древней  Греции  были   созданы   социально-политические теории, которые во многом  предопределили  дальнейшее  развитие социально-политического учения.

Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе  древних  греков  в  историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании  ими  фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории  и практики. Каждое время, обращаясь к творческому наследию  древних греков, по-своему учились у них, интерпретировало их 

теоретические  достижения  и  их духовный опыт при решении актуальных

проблем своей современности.

              Громадное  влияние   на   последующее развитие  политико-правовой

идеологии  оказало  учение  Платона.  Под  его   воздействием   складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля,  стоиков,  Цицерона и других представителей античной  политической  мысли.  Выдвинутые  Платоном идеи «правления  философов»  и  «мудрых  законов»  были  восприняты  многими мыслителями эпохи Просвящения.

Далеко за пределы античности  вышло  влияние  политико-правовых  идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей   политической  мысли  получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради  общего блага.

В  политическую  идеологию Средневековья   и   Нового   времени   из аристотелевского  учения перешли классификация форм  государства,  положения о  причинах  смены   политических   состояний,   смешанном   государственном устройстве.

Античная  политико-правовая  идеология   сделала   первые   шаги   по осмыслению политической свободы.  Государство  и  законы  в  Древней  Греции начинают рассматриваться  как  установления,  созданные  самим  человеком  и призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне  представители  различных  теоретических  и  идейно- политических направлений, школ и движений  постоянно  черпали  и  продолжают черпать из истории древнегреческой  философской  и  политико-правовой  мысли разнообразные сведения, знания и аргументы для обоснования отстаиваемых  ими позиций, критики в адрес своих противников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Горелов А. А. Политология в вопросах и ответах : учебное пособие / А А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256 с.

2. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие.- Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004 .- 127с

3. Ерышев А.А. История политических и правовых учений. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип.- Киев:МАУП, 2002.- 151с.

4. История политических и правовых учений. Краткий учебный курс/ Под общ. ред. акад. РАН, д. ю.н., проф. Нерсесянца В.С.-М.: Издательство НОРМА, 2000.-252с

6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией д.ю.н., проф. Лейста О.Э.-М.: Изд-во «Зерцало», 2006.- 568 с.

7.Мачин И. Ф.История политических и правовых учений : конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 208 с.

8. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. – 111 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2: Политико-правовые учения Томаса Гоббса.

 

Введение.

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувшие естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588 – 1979). Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторых других странах Европы. Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой  всему человеческому роду.

Его основными произведениями считаются "Философское начало учение о гражданине" (1642) "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1658). В своих работах Гоббс уподоблял государство механизму, а также применял в качестве методов исследования политико-правовых вопросов органическую аналогию и математический анализ.

Согласно Гоббсу, люди рождаются абсолютно равными и свободными, и в естественном состоянии каждый имеет право на всё. Поэтому естественное состояние определяется как "война всех против всех". Ведь, если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно столкнутся с такими же правами другого. Естественному состоянию противопоставляется государство (гражданское состояние), переход к которому обусловлен инстинктом самосохранения и разумным стремлением к миру. Стремление к миру, по мнению Гоббса, является главным естественным законом.

              «Желание знать, почему и как, - писал Гоббс, - называется любознательностью, это желание не присуще ни одному живому существу, кроме человека, так что человек ни одним лишь разумом, но также этой специфической страстью отличается  от всех других животных, в которых желание пищи и других удовольствий ощущения благодаря своему доминированию подавляет заботу о знании причин, являющемся умственным наслаждением. Это последнее сохраняясь в непрерывном и неустанном возникновении знания, превосходит кратковременную силу любого другого плотского наслаждения».

Только присущая ему самозабвенная преданность науки и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Естественные законы Томаса Гоббса.

 

Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.

Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали. Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.

Наибольше значение имеют социально-политические взгляды Т. Гоббса, которые содержатся в его трудах «О гражданине», «Левиафан». В основу своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все».

Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку – волк». Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства спасения от врагов»[1]. Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит «... иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека».[2] В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все –«… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни»[3]. В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты.

Так или иначе, но «…люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтому каждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность. Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».

Именно о состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о «естественном состоянии человеческого рода» и трактует его как отсутствие гражданского общества, т.е. государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Однако, в природе людей заложены, по Гоббсу, не только силы ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех», люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх, смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием».[4] Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право - «т.е. свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни»[5] уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению»[6]. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть то, что иначе называется естественными законами.

Информация о работе Политико-правовые учения древней Греции. Политико-правовые учения Томаса Гоббса