Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 18:51, реферат
1 Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и другие.
2 Решение демографической проблемы в современной России, культурная и иммиграционная политика
Содержание:
1 Россия на постсоветском пространстве:
договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией,
Южной Осетией и другие………………………………………………………………
2 Решение демографической
проблемы в современной России, культурная
и иммиграционная политика……………………………………………………….
3 Список использованной
литературы………………………….12
Россия
на постсоветском пространстве: договоры
с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной
Осетией и другие
Россия в конце ХХ века вновь пережила мучительный процесс смены общественного строя. Глубокие изменения в экономике, политической и духовной сферах жизни российского общества приобретают необратимый характер. Вместе с тем, очевидно, что декларируемые политической элитой общества цели всё ещё далеки от достижения. Возможны различные альтернативы выхода из современного кризисного состояния.
Во многом это зависит от субъективного фактора, то есть, с одной стороны возможности политической элиты направить общественное развитие в необходимом направлении, а с другой стороны от адекватного участия широких слоев населения в осуществляемых преобразованиях общества. Последнее вряд ли возможно без высокого уровня политической культуры всего общества, позволяющего осмысленно принимать участие в проведении политических и социально-экономических реформ в России. От сознательного выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различных групп населения.
Одним из факторов формирования демократической политической культуры является знание основ политологии. Без обладания такими знаниями личность становится объектом манипулирования и подчинения. Овладение гражданами основами политической науки является важнейшим условием успешного реформирования российского общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демократической политической культуры, сформировать такие важные для демократических реформ качества как толерантность, готовность к компромиссу, умение цивилизованно и институциализированно выражать и защищать свои интересы.
В результате распада сначала Варшавского договора, а затем и Советского Союза произошло резкое изменение всей расстановки сил на мировой арене. Этот процесс совпал с набирающей силу глобализацией и переформированием Европейского сообщества в конфедеративное государство, “либеральную империю” 21 века. Возникли новые центры мощного экономического роста такие, как Китай и Индия.
Если в первое десятилетие после распада большой советской империи происходила постепенная адаптация мировых центров силы к кардинально изменившимся условиям, шли относительно инерционные процессы по поглощению и НАТО и Европейским союзом стран Восточной Европы, то в последние годы интенсивность геополитического соперничества резко возросла, а фронт этой борьбы вплотную приблизился к границам России.
Соединенные Штаты явно озабочены формированием благоприятной геополитической конструкции в Закавказье и Центральной Азии направленной против Ирана и Китая. При этом, так как создание этой оси проходит на пространстве СНГ, то в качестве побочного эффекта идет интенсивное ослабление влияния России в этих регионах, которое она, естественно, рассматривает, как направленное против ее долгосрочных стратегических интересов.
Если в 90-е годы существовала иллюзия о том, что интеграция с Европейским союзом ограничится только экономическими альянсами, то сейчас стало ясно, что эта интеграция предполагает практически полное политическое, экономическое и военное вовлечение стран-кандидатов с резким ограничением национального суверенитета.
В такой ситуации лозунг наиболее лояльных, по отношению к России, представителей политических элит постсоветских государств “В Европу вместе с Россией” становится абсолютно неактуальным. Современная модель формирования объединенной Европы совершенно не предполагает включения в ее состав Российской Федерации. Более того, все в большей мере вырисовываются контуры объединенной Европы с включением в нее Украины, Белоруссии и Молдавии с жесткими границами по отношению к России, которая рассматривается только как внешний поставщик энергоресурсов. Все разговоры о четырех общих пространствах, похоже, направлены только на то, чтобы нейтрализовать российское сопротивление экспансии Евросоюза на Восток. Тезис, выдвигаемый некоторыми российскими политологами о том, что концепция объединенной Европы приобретает все более открытый характер по отношению к России, постоянно опровергается реальными действиями Брюсселя.
Пользуясь пассивностью России, активно стали вести свои игры на постсоветском пространстве и такие относительно слабые геополитические игроки, как, например, Турция, Польша, Румыния и даже Литва.
В такой ситуации “многовекторность”, а если говорить прямо неопределенность и невнятность внешней политики России, отсутствие ясно выраженных и жестко отстаиваемых приоритетов, особенно на постсоветском пространстве, приводит к тому, что из ведущего субъекта мировой политики она, пассивно реагируя на новые вызовы, все в большей степени превращается в объект влияния реальных мировых игроков.
Постсоветское пространство рассматривается не как совокупная территория новых независимых государств, образовавшихся после ликвидации СССР, а как политическая, экономическая, гуманитарная и культурно-историческая общность. Население большинства стран данного региона связывает опыт совместной жизни в Советском Союзе и восходящие к совместному прошлому активные и взаимные связи. Взаимодействие этих стран имеет свою политико-организационную базу, которая постепенно укрепляется, хотя, по сравнению с ЕС в данном отношении выглядит пока весьма аморфным. При этом включение бывших прибалтийских республик СССР (Литва, Латвия, Эстония), ныне членов ЕС и НАТО, в постсоветское пространство было бы неправомерным, поскольку там элита и население мыслят себя и реально являются частью пространств европейской интеграции и трансатлантического, но никак не постсоветского.
Постсоветское пространство образуют, прежде всего, страны — участницы Содружества независимых государств. Это Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина, а также Туркмения. Последняя имеет в данной организации статус наблюдателя, однако, что значительно серьезнее, ориентируется на экономическое и гуманитарное взаимодействие именно с бывшими союзными республиками. Фактически, хотя институционально это никак не оформлено, в постсоветское пространство можно включить Абхазию и Южную Осетию. Эти молодые государства, так или иначе, входят в него через посредство России.
Отдельно следует сказать несколько слов о Грузии. Как известно, Тбилиси заявил о выходе своей страны из СНГ после августовских событий 2008 г., а год спустя (18 августа 2009 г.), после завершения соответствующих процедур, Грузия официально его покинула. При этом грузинские власти выразили намерение сохранить ряд договоров в формате СНГ, а эксперты государств Содружества не нашли для этого правовых препятствий. Речь идет о единых транспортных, технических, гуманитарных стандартах, авиационной безопасности и т.д. Кроме того, Грузия де-факто остается тесно связанной со многими бывшими республиками СССР (прежде всего это Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения и др.). Пространственное положение этого государства остается неопределенным, а дальнейший ход событий будет зависеть не только от внутренних, но и от внешних факторов.
Между тем пребывание в постсоветском пространстве не зависит от субъективной воли какого-то отдельного государства. Оно в решающей степени определяется объективными обстоятельствами, которые невозможно изменить одномоментно. Политического решения со стороны национального руководства здесь недостаточно. Нужны радикальные сдвиги в экономике, включая культуру производства, а также смена политических традиций, психологического состояния народа, его менталитета и т.д. А для этого требуется время. Пример бывших прибалтийских республик СССР не противоречит данному тезису, а скорее подтверждает его. Ведь такие факторы, как готовность к переводу экономики на рыночный путь развития, приверженность иным, нежели в советском государстве, политическим традициям, политическая психология и менталитет народов Литвы, Латвии и Эстонии определились еще до распада СССР, т.е. в недрах советской системы. Наблюдался консенсус правящей элиты и большинства граждан прибалтийских республик по вопросу о векторе их дальнейшего развития.
Постсоветские государства связаны густой сетью формального и неформального взаимодействия и, несмотря на страновую специфику, имеют многие общие черты, решают сходные проблемы, связанные с укреплением недавно обретенной государственности в контексте новых общественных отношений.
Внешняя ситуация для России, с точки зрения нашей стратегической безопасности, отнюдь не ухудшается, она является стабильно плохой с начала 90-х годов, и в этом смысле, может быть, даже слегка улучшилась. Политическим фактом является то, что Россия - единственная из стран, возникших после распада СССР, которая не получила ни от одной международной организации никаких реальных гарантий безопасности. То есть, вопреки всем заверениям (а заверений было много в начале 90-х годов со стороны практически всех европейских, евро-атлантических и международных организаций), Россия вынуждена была все эти годы строить свою безопасность целиком самостоятельно. И более того, эта норма была европейскими и западными структурами воспринята как постоянный фактор.
Считается, что, само собой разумеется, что Россия и сегодня, и в будущем должна полностью сама обеспечивать собственную безопасность без каких-либо гарантий извне. Недооценивать этого обстоятельства мы не можем, мы принимаем это как факт и действуем, исходя из этого факта. Эта ситуация возникла не сегодня, она существовала и 10 лет назад ровно в такой же степени, просто очень плохо осознавалась нашим политическим классом.
Спектр внешнеполитических концепций и экспертных оценок, представленных в обществе, будет учитываться в большей степени за счет развития соответствующих подразделений в составе нашей исполнительной и законодательной власти, и будет действовать ряд постоянных совещаний в этой области, которые будут выходить на необходимые, может быть, в некоторых случаях на воссозданные секторы в ведомствах исполнительной власти, будь то правительство или администрация президента. Эти организационные вопросы сейчас прорабатываются, и они в ближайшее время станут известны.
Решение демографической проблемы в современной России, культурная и иммиграционная политика
Остановить вымирание,
депопуляцию России, стабилизировать
численность населения страны, создать
условия для его постепенного роста, причем
не только за счет иммиграции из-за рубежа,
но и за счет повышения рождаемости и снижения
смертности россиян — главная задача программы
«сбережения народа». Программа получила
такое название по точному определению
великого русского писателя Александра
Солженицына. Она включает четыре национальных
проекта — качественное здравоохранение,
современное образование, доступное жилье,
эффективное сельское хозяйство, а также
ряд специальных программ, в том числе
иммиграционную программу и программу
поддержки деторождения и многодетности.
Преодоление депопуляции
требует осознания тесной связи демографического
поведения с ценностными ориентирами большинства
населения.
В обществе необходимо утвердить культуру многодетности, прочно связав ее с жизненными смыслами и планами на будущее большинства россиян.
Необходимо вернуть принцип: все лучшее —
детям. Открытие специализированных медицинских
и сохраняющих центров, покупка и внедрение
передовых технологий должны поддержать
тенденцию сокращения детской смертности.
Государство вместе с меценатами обязано
создать развитую систему фондов поддержки
семьи. Это фонды, в первую очередь ориентированные
на поддержку семей, которые сами не могут
создать детям необходимые условия.
Рост качества нации, принципы справедливого
развития требуют, чтобы государство имело
честную систему поиска и отбора молодых талантов в различных
областях науки, искусства и спорта среди
детей в малообеспеченных семьях, создало
сеть специализированных школ воспитания
подлинной российской элиты. Одновременно
необходимо сформировать у подрастающего
поколения систему здоровых жизненных
установок, ориентированных на качественное
образование, на достижение благосостояния
собственными силами.
Необходимо также соединить усилия государства
и общества для воссоздания системы внешкольного
воспитания и досуга, способной стать действенным
инструментом социальной интеграции и самореализации
подрастающего поколения.
Сбережение нации неразрывно связано с оздоровлением жизни, с кардинальным снижением уровня алкоголизма и наркомании. Бытовые убийства, дорожные катастрофы, отравления некачественным алкоголем, а также связанные с алкоголизмом и наркоманией заболевания — причины сверхсмертности среди россиян.
Но главное условие формирования
позитивных ориентиров молодежи, ее социальной
интеграции — включение механизмов вертикальной
мобильности: создание новых рабочих мест
для молодежи (особенно в малых городах,
поселках и деревнях), обеспечение карьерного
роста и достойного вознаграждения труда.
Важным аспектом политики «сбережения
народа» является иммиграционный климат
в стране. Россия — родной дом для всех,
кому дороги судьбы Отечества, его ценности
и культура, кто верен законам нашей страны,
ее традициям межнационального мира и согласия.
Иммиграционное законодательство должно
предусматривать требования культурной
интеграции, гарантии против попрания
норм общественной морали, создания замкнутых
этнических образований. Оно должно исключать
любые возможности предоставления российского
гражданства, получения социальных льгот
теми, кто незаконно проник в страну.
Моральной обязанностью нашей страны
и эффективным средством ее внешней политики
является активная поддержка «русскофонии».
Необходимо правовыми и экономическими
средствами поддерживать активное использование
русского языка в бытовом общении, социальном
и хозяйственном обороте на всем постсоветском
пространстве. Нужно придать новый импульс
связям с российской диаспорой во всем
мире, использовать накопленные ею знания,
опыт, связи, технологии для возрождения
Отечества.
Информация о работе Политика России на постсоветском пространстве