Политика как социальное явление: возникновение, сущность. Структура, функции политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 16:34, реферат

Краткое описание

Политика – сфера общественной жизни, образуемая политическими институтами власти, защищающими общество от распада и поддерживающими систему символов, регулирующих социальные связи. В обществе политика выступает как политическая воля и мысль, как политический проект деятельности, как политическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и закрепление их в виде различных структур политической власти.

Оглавление

Понятие политики;
Происхождение политики;
Сущность политики;
Структура политики;
Функции политики;
Заключение.

Файлы: 1 файл

политика как соц явление.docx

— 21.81 Кб (Скачать)

 

Политика как социальное явление: возникновение, сущность. Структура, функции политики.

 

Содержание:

  1. Понятие политики;
  2. Происхождение политики;
  3. Сущность политики;
  4. Структура политики;
  5. Функции политики;
  6. Заключение.

Понятие политики.

Политика – сфера общественной жизни, образуемая политическими институтами власти, защищающими общество от распада и поддерживающими систему символов, регулирующих социальные связи. В обществе политика выступает как политическая воля и мысль, как политический проект деятельности, как политическая деятельность, как процесс воспроизводства связей между людьми и закрепление их в виде различных структур политической власти.

Политика как социальное явление охватывает целую совокупность взаимосвязанных явлений и процессов, это: 

  • организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;  
  • общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по вопросу о государственной власти, ее завоевания удержания и использования;  
  • политическая культура и сознание, составляющие существенную часть политической деятельности и отношений;  
  • совокупность политических организаций и норм, реализующих политические взгляды, цели и интересы, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Происхождение политики.

На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы естественным образом регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда, вследствие прогресса материального производства, резко усилилась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. Во многообразных человеческих контактах выявился блок конфликтных интересов, грозящих разрушить человеческое сообщество. И тогда сохранение целостности общества стало представлять из себя серьезную общественную проблему.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов,   оказавшихся способными за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные   формы социального поведения всех слоев населения. Появление механизмов публичной власти, свидетельствующее о возникновении государства, выводило общественную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.

Доступность власти или же удаленность от нее граждан и групп радикально меняла их социальные возможности для удовлетворения своих нужд и запросов, создавая, таким образом, совершенно иное измерение их роли и статуса. Это вело как к возникновению нового вида социальных ассоциаций, так и к увеличению числа людей, специально занимающихся управлением.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, возникновение социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, а также рост аппарата управления и породили политический уровень общественных отношений. С появлением же политики общество стало отходить от такой социальной организации, где его целостность и интеграция осуществлялись на основе родственных связей людей, без четкого выделения функций управляющих и управляемых.

Сущность политики.

Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а над персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения   людей «третьей силы» - государства. Поэтому там, где классы, нации, религиозные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальном положении   других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.

Вывод: таким образом политику  можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Структура политики.

Политика имеет определенную структуру. Ее компонентами являются:

1) политические отношения, выражающие устойчивый характер  взаимосвязей общественных групп  между собой и с институтами  публичной власти. В содержательном   смысле они характеризуют многообразие   взаимодействия правящей элиты (управляющих) и электората (управляемых), элиты и оппозиции, лидеров и групп поддержки, социальных и национальных общностей, разнообразных групп интересов и политических институтов. Важнейшим показателем политической жизни является характер политических отношений, показывающий, что доминирует в сфере государственной власти: непримиримая борьба за господство или кооперация всех слоев населения с целью оптимального использования государственного авторитета и принуждения; гражданский мир или война, стабильность или кризисность;

2) политическое  сознание, выражающее зависимость  политической жизни от осознанного  отношения людей к своим властно  значимым интересам. С точки зрения  места и роли этого элемента  вся политика представляет собой  не что иное, как непрерывное  воплощение и институцианализацию  политических воззрений и идеалов, целей и программ, норм и установок  в поведении людей, органов власти  и самоуправления и т. д.;

3) политическая  организация, характеризующая роль  институтов публичной власти  как центров управления и регулирования  общественными процессами. Совокупность  органов законодательной, исполнительной  и судебной властей, партийные  и общественно-политические институты, группы давления и другие звенья, представляющие политические интересы  разных слоев и общества в  целом, составляют организационный  каркас политики.

Функции политики.

Наличие и взаимодействие этих структур элементов придают политике внутреннюю целостность, позволяют ей выполнять определенные функции в обществе. Можно выделить следующие из них:

- выражение властно значимых  интересов всех групп и слоев  общества. В этом смысле политика  выступает средством предоставления  людям дополнительных возможностей  для удовлетворения своих потребностей  и изменения социального положения;

- активизируя интересы  граждан и обнажая тем самым  конфликты, сопровождающие процесс  реализации интересов, политика  призвана сглаживать возникающие  противоречия, направлять их в  русло цивилизованного диалога  граждан и государства;

- специфической функцией  является управление и руководство  политическими и общественными  процессами в интересах тех  или иных слоев населения и  всего общества, предполагая при  этом и возможность социального  принуждения;

- регулирование и руководство  указанными процессами предполагают  интеграцию различных слоев населения  за счет подчинения их интересов  интересам целого, т. е. политика  призвана обеспечивать целостность  общественной системы, стабильность  и общественный порядок;

- политика представляет  собой своеобразную среду социализации  личности, т. е. включая се в систему  политических отношений, позволяя  человеку конструировать себя  как самостоятельное социальное  существо:

- используя методы политического  регулирования, общество может создавать  и новые формы социальной организации  жизни, формировать предпосылки  для расширения отношений между  пародами, человеком и природой, т. о. политика способна обеспечивать  инновационность социального развития общества и человека.

Функции политики могут носить и неразвитый характер. Например, неумение предвидеть результаты государственного вмешательства в сферу экономики может превратить политику лишь в форму постоянно запаздывающей реакции на происходящие события.

Вывод: Все это говорит о том, что по характеру осуществления (или - неосуществления) основных функций можно судить о зрелости и развитости политической жизни в конкретных обществах и государствах.


Вывод: Все это говорит о том, что по характеру осуществления (или - неосуществления) основных функций можно судить о зрелости и развитости политической жизни в конкретных обществах и государствах.

Заключение.

Пока существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту цивилизованную форму. Прежде всего это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.

В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного мнения. При этом и сам человек должен стараться не перекладывать груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали.


 


Информация о работе Политика как социальное явление: возникновение, сущность. Структура, функции политики