Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:08, реферат
В международном словаре Уэбста политика определяется как.
раздел этики, связанный более с государственным или общественным организмом в целом, чем с отдельной лично стью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных орга низаций; общественная или социальная этика;
политические действия, практика;
политические отношения или деловое соревнование ме жду соперничающими группами интересов, а также индивида ми за власть и лидерство; действия - в целях расширения контроля.
1. Значение термина «политика»
В международном словаре Уэбста политика определяется как.
политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом.
Другой смысл термина «политика», свойственный для обыденного сознания, связан с такими характеристиками активного человеческого начала, как способность сознательно ставить цели и определять средства для их достижения, а также умение соизмерять затраты и результаты. В данном смысле политика отождествляется с понятием «стратегия*.
Причины
возникновения политики.Политик
2. Происхождение политики
Политика становится самостоятельной сферой в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (в частности, создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем было необходимо для непосредственного потребления. Прибавочный продукт заметно расширил возможности человека по развитию экономики. Его производительное использование способствовало развитию обмена, торговли, ремесел, городов. Выделение частной собственности стало принципиально важным моментом в развитии социальной жизни - оно привело к обособлению отдельного человека, который превращался в автономную личность, независимую от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу».
Политическая власть имеет более осязаемые источники согласования различающихся интересов и потребностей, материализованные в системе специальных институтов: государстве, бюрократии, армии, идеологии и т. д. Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть - это отношения, причем волевые, формирующиеся сознательно между субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют). Властные взаимоотношения групп и общностей происходят на основе политически осознанных интересов и потребностей, т. е. таких притязаний, реализация которых требует использования государственной власти. Это обусловлено тем, что в противном случае удовлетворение потребностей одних групп и общностей существенно изменяет социальные возможности других. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решительно воздействовать на поведение индивида, групп, общества с помощью имеющихся средств.
3. Содержание и структура политики: теоретические подходы
Субъект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.Уровни объекта:
• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории;
• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);
• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.
Предмет политологии – закономерности становления ,функционирования политической власти.
1 Структура политики включает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы (политическую власть, политические отношения, политическое сознание, политическую культуру, политические организации).
Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. В качестве субъекта политики могут выступать социальные институты (политические партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, государство, международные организации, например, ООН, Европейский парламент), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).
2 Элементы политики:
Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
Политическая власть: возможность и способность навязывать свою волю другому.
Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Субъекты политики вступают в политические отношения – отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Содержание политического сознания включает в себя систему сложившихся оценок, смыслов и утверждений. Политическая психология образуется из оценок реальной действительности и участия в политической жизни, осуществляющихся на основе эмоций, чувств, переживаний. Политическое участие может быть рационально осмысленным, строиться на основе следования системе представлений – политической идеологии.
ФУНКЦИИ
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:
Политика и экономика
В основном
экономика оказывает то или иное
воздействие на политику через социальную
сферу, т.е. определяя материальное
положение разных социальных групп
и обусловливая тем самым дифференциацию
социальных статусов их членов. В то
же время как разновидность
Политика и право
Как относительно
самостоятельные сферы
Политика и мораль
Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовались три крайних позиции по этим вопросам. Так, одна часть теоретиков (Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан и др.) стояла на позиции отрицания возможностей сколько-нибудь серьезного влияния морали на политику. Вторая часть ученых (Платон, Аристотель, Э. Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли и др.), напротив, практически растворяли политические подходы в морально-этических оценках, считая последние ведущими ориентирами для любой, в том числе политической, деятельности. Третья группа ученых (А. Швейцер, М. Ганди, А. Эпштейн и др.) настаивала на необходимости облагораживания политики моралью, соединения тех и других стандартов при осуществлении государственной власти. Как же в действительности решается эта проблема? Мораль представляет собой дихотомический тип мышления, которое побуждает рассмотрение всех социальных явлений сквозь призму двоичных, взаимоисключающих оценок: благородство—низость, верность—предательство, сострадание—равнодушие и т.д. В то же время в политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или (опять пользуясь веберовской терминологией) «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий»1. Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.
Вывод: пока существуют