Политическое учение Жана Бодена

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:19, реферат

Краткое описание

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей. С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530—1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Файлы: 1 файл

Политическое учение Ж.docx

— 47.24 Кб (Скачать)

подчиняются монархии. Народы востока — ближе к южным, запада — к северным.

К демократии Боден относился отрицательно:” в демократическом государстве

очень много законов  и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ — "зверь

многоглавый и лишенный рассудка" — не может постановить что-нибудь хорошее,

преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.”

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии

знатных: “среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое

большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и

группировок; государство  недостаточно энергично подавляет возмущения народа,

вечно восстающего против вельмож.” По тем же причинам аристократия немыслима

в большом государстве.

Наилучшей формой государства  Боден считал монархию. Монарх так же

естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает

властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем

передаваемому по праву  наследования). "Кроме бога нет никого, более высокого

на  земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим богом как его

наместники, дабы править другими.

Суверенный  монарх - наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять

другими людьми.

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии:

1. Законная (королевская) +

2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания) +

3. Тирания, обусловленная  не методами управления, а незаконной  узурпацией

власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, не имея на

престол никаких  законных прав, поэтому тирана, в  свою очередь, можно

низложить и убить.

Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал

Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так

действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным

государствам.

Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо

внутреннего насилия, но никак не по договору.

Причиной восстаний  Ж. Боден называл резкое имущественное неравенство

разлчиных социальных слоев, жестокости и притеснения со стороны сильных мира

сего, изменение  закона, неудачные войны. Но менее  всего подвержены

государственным переворотам  монархии, продолжал гнуть свое убежденный

монархист-роялист  Ж. Боден. Однако настоящий политик должен уметь предвидеть

и предотвращать  перевороты, поэтому иногда королю нужно идти на определенные

уступки (например, созвать Генеральные штаты).

Упоминания о боге не играют решающей роли в аргументации Бодена. Он

ссылается на то, что о прочности и естественности монархии свидетельствует

исторический опыт — монархии существуют тысячи лет  и это никого не удивляет;

если же республика просуществует всего лет триста-четыреста, то все уже

поражаются такому диву, настолько естественному порядку  вещей противоречит

долговременное  существование республики. Боден утверждал, что монархия

особенно необходима в больших государствах. В монархии обеспечены

компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один).

Ссылаясь на разум и  историю, Боден писал, что первоначально все государства

созданы завоеванием  и насилием (а не путем добровольного соглашения, как

утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли

господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как

отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал  Боден, господские государства превратились в "законные

монархии", в которых  народ повинуется законам монарха, а монарх — законам

природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не

должен нарушать "законы бога и законы природы", которые возникли раньше всех

государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть

верен слову, соблюдать договоры и обещания установления о престолонаследии, о

неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные

отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, — меньше

возможностей  создания влиятельных враждующих группировок),

неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия

должна быть избирательной  — в период выборов неизбежны  смуты, раздоры и

междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку

неизвестно, кто  сменит его на престоле; этих недостатков лишена

наследственная  монархия, которая к тому же во Франции является традиционной,

тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию — государство, в котором верховная

власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху,  а управление страной

(порядок назначения  на должности) сложное, т. е.  сочетающее принципы

аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король

назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны

всем). Мудрым учреждением королевской монархии Боден называл Генеральные

штаты. Они соединяют  сословия (духовенство, дворянство, третье сословие),

умеряют, но не ограничивают верховную власть. Они улучшают управление страной,

предавая гласности злоупотребления  должностных лиц, высказывая различные

мнения. Хотя Генеральные  штаты могут давать королю только советы, а принимать

решения не могут, государь не вправе облагать подданных податями без их

согласия, ибо, по естественному  закону, никто не имеет права брать  чужое

достояние без воли владельца, утверждал Боден. Лишь в самом крайнем случае

монарх может самолично налагать налоги для пользы государства

[5]. Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос

о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К

соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные

образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от

суверена, а также  федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на

неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные

его части (примером федерации он считал Священную Римскую  империю германской

нации). Второй вид  соединений государств основан на равенстве — такова

Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой сохраняет суверенитет.

 

 

 
Жан Боден (1530—1596) — французский правовед, вы дающийся политический мыслитель. 
Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгоре лись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиоз ный и связанный с ним политическийхаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая тео рию государственного суверенитета. Именно Бодену при надлежит научное первенство в создании этой теории. 
Биография. Родился в семье, принадлежащей к средне му сословию. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал в родном уни верситете римское право. Адвокатская практика в Париже. 1575—1580 гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сосло вия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане. 
Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566 г), «Шесть книг о республике» (1576 г.). 
Логические основания политического учения
теоцентризм; 
историзм; 
рационализм. 
Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для лю дей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воз дает «благодарность государству, которому, после бессмерт ного Бога, мы обязаны всем». 
Боден понимает государство как «правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно правовое управление отличает государство от шай ки разбойников. 
Основой государства является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как [ 
дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи при водит к деградации государства. 
Важнейший элемент государства — суверенная власть, под которой Воден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсо лютная и постоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это: 
—> власть постоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима;

—> власть абсолютная, не ограниченная никакими усло виями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения аб солютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами челове-ческими, общими для всех народов. Законами Бога и есте ственными законами людям предписана частная собствен ность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэто му Боден критикует утопийское государство Т. Мора: госу-дарство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»; 
—> власть единая, т.е. неделимая. Она не может принад лежать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. 
Компетенция суверенной власти государства — комп лекс исключительных прерогатив: 
—>право издавать, отменять и обнародовать законы гражданам без их согласия — это основная прерогатива су-веренной власти; 
—> право войны и мира; 
— > право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; 
—> правосудие в последней инстанции для всех должно стных лиц и граждан; —> право помилования; —> чеканка монет; —> определение мер и весов; —> взимание налогов и податей. 
Кіассификация форм правления государства в зависимо сти от принадлежности власти тому или иному суверену: —> демократия; —> аристократия; —> монархия. 
В демократии все или большая часть граждан облада ют суверенной властью над всеми. В аристократии мень шая часть граждан обладает суверенной властью над все ми. В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. 
Эффективность различных форм правления государ ства для обеспечения общественного порядка. Демокра тию Боден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного».

Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена  коллегиальным способом принятия решений. 
Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Фран ции XVI в. — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к граж данам как к рабам. 
Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает только на божественный суд: «Считается незакон ным для частного лица не только попытка убить своего за конного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа». 
Факторы, определяющие нестабильность форм правле ния государства: 
—> крайне неравномерное распределение богатства; —> отсутствие свободы вероисповедания. 
 
Поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы о наследовании имущества; необходимы также за коны, допускающие веротерпимость. 
Созданная Боденом теория государственного суверени тета до сих пор остается важным компонентом современ ной науки о государстве и руководством для принятия по литических решений.


 


Информация о работе Политическое учение Жана Бодена