Политическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:49, реферат

Краткое описание

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях — обыденноп-рактическом и идеолого-теоретическом.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.docx

— 21.02 Кб (Скачать)

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Всегда ли люди участвуют  в политической жизни сознательно ? Почему существуют разные взгляды  на политику ? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности  ее участников ? Кто может манипулировать сознаниеми поведением людей ?

 

Политическое сознание, как  вы знаете, — это одна из форм общественного  сознания. Это мысли и переживания  участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными  общностямиклассами, нациями, социальными  группами, а также индивидами. Все  политические явления находят отражение  в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.

 

Понятие «политическое сознание»  не тождественно понятию «политические  знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это субъективное внутреннее отношение  людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное  или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий  для участников политического 

процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях —  обыденноп-рактическом и идеолого-теоретическом.

 

                             ОБЫДЕННОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 

 

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в  политические процессы, переживая политические события, люди познают мир политики, у них формируется отношение  к политическим явлениям, политическим деятелям, возникает практический опыт, представления, эмоции, привычки. В  сознании людей отражается то, что  непосредственно наблюдается, что  находится как бы на поверхности  политической жизни. Значительное место  в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное  восприятие политической жизни, роли в  ней данного индивида, определенной группы людей.

 

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит  за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и  тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе  понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает  стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной  профессиональной деятельности ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом  оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создает  науку политологию. А система  идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего  общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она  выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

 

Между обыденным и теоретическим  сознанием нет непреодолимой  стены. Это разные уровни одного и  того же политического сознания, которые  находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов  в большей или меньшей степени  меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

 

                                     ЧТО ТАКОЕ ИДЕОЛОГИЯ 

 

Термин «идеология», появившийся  в XVIII в., первоначально означал «наука об идеях» (сравним: геология-наука  о Земле, зоология — наука о  животном мире и т. п.). А слово  «идея» греческого происхождения, в  переводепонятие, представление. Однако в дальнейшем значение слова «идеология»  менялось. В современной науке  под политической идеологией понимается совокупность по преимуществу систематизированных  представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее. Социальные интересы зависят от положения в  обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при  которых ее потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись  бы наиболее полно. Поскольку положение  тех или иных социальных групп  в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут  не совпадать, а нередко бывают и  прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его  развития, те представления о наилучшем  общественном устройстве, в которых  выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. В самом  деле, могли ли люди, составлявшие во Франции в XVIII в. «третье сословие», смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два  сословия — дворянтво и духовенство? Могли ли наемные рабочие в XIX в. так же относиться к фабричным  порядкам, как владельцы предприятий?

 

Появились мыслители, которые  в своих произведениях оценивали  существующее положение с позиций  определенного сословия, класса, той  или иной социальной группы. И в  интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая  система взглядов, идей, идеалов, которую  принято называть идеологией, а ее создателей — идеологами. Так, интересы «третьего сословия» во Франции  в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наемных рабочих XIX в.— в трудах К. Маркса.

 

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в  различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах  этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная  власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий  и идей, в которых определенный субъект политики отражает в своем  сознании политическую жизнь, осознает собственные политические позиции  и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной  власти, отношение к различным  партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления  о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах  социальных преобразований. В отличие  от обыденного мировоззрения, которое  содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную, целостную совокупность понятий, идей, оценок.

 

Многие современные исследователи  рассматривают идеологию как  теоретическое обоснование системы  ценностей определенных субъектов  политики. Ценность — это положительная  или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества. То, что для одного человека имеет большую ценность, для другого — малую или  вообще не представляет никакой ценности, а подчас является антиценностью, т. е. вызывает негативное отношение. Так, для одних людей большая ценность — монархическое государство, для  других ценностью является лишь республиканский  строй. Ценность — это не свойство самих объектов, а результат их  включенности в сферу человеческой деятельности, их потребностей и интересов. Когда, например, люди участвуют в  выборах, они руководствуются своими ценностными ориентациями, которые  определяют их социальные установки, т. е. предрасположенность к каким-либо политическим решениям. Идеология, выдвигая систему ценностей, задает цели, ориентиры  для политических действий.

 

В отличие от науки, стремящейся  постичь истину, идеология предназначена  для выражения и защиты интересов  определенных субъектов политики, хотя она может включать в себя и  научные знания. Ей присуща тенденция  к упрощению, частичному отражению  действительности, которая рассматривается  под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную ее картину. На процессе познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое в результате всестороннего и по возможности беспристрастного изучения политического процесса. Что же касается идеологии, то пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются наряду со знаниями существенной характеристикой ее содержания. Социальная группа, чьи интересы обслуживает определенная идеология, предрасположена к ее восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощенная интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

 

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задается принятой ими идеологией. Определенная идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет  ее идеологическим позициям других политических партий, ведет с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.

 

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего  она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые  лежат в основе предлагаемого  политического курса. Идеологи систематизируют  идеи и понятия, придают своим  оценкам, принципам, идеалам упорядоченность  и согласованность. Идеология предстает  в логически стройном, теоретическом  виде. Важной формой воплощения идеологии  являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, выступления  партийных и государственных  деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены  непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают ее цели и способы их достижения, ближайшие  и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В  основе выдвигаемых задач и провозглашенных  лозунгов лежат присущие данной идеологии  ценностные ориентиры.

 

Идеология функционирует  также в сознании граждан, определяя  их политическое поведение. Она воплощается  в практических делах и поступках  людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии  измеряется степенью ее освоения гражданами, мерой ее воплощения в политической деятельности.

 

Таким образом, политическая идеология — это и учение, и  программа, и ее претворение в  политической практике.


Информация о работе Политическое сознание