Политическое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Непосредственными результатами представления о недееспособности политологии с точки зрения улучшения качества аналитических процедур стали ошибки субъектов политического процесса при решении встающих перед ними задач, неоптимальность выбора линии поведения в различных проблемных ситуациях, неспособность своевременно предсказать возникновение последних и как итог неэффективное функционирование политических акторов и уменьшение жизнеспособности целого ряда политических институтов.

Оглавление

Введение 3
1. Политический анализ: основные термины и элементы 4
2. Протоформы политического анализа 5
3. Вертикальный тип общего анализа политической ситуации 9
4. Горизонтальный тип общего анализа политической ситуации 10
5. Фрагментарный анализ политической ситуации 13
6. Проблемный и диагностический ситуационный анализ 15
7. Политическое прогнозирование 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

оснвы полит.анализа.docx

— 39.74 Кб (Скачать)

До середины 1996 г. значительные властные полномочия сосредоточила в своих  руках группировка, возглавляемая  руководителем службы безопасности президента Александром Коржаковым. Другими ее лидерами являлись директор ФСБ Михаил Барсуков и первый вице-премьер  Олег Сосковец. Она также не была институционально оформлена, но ее сторонники являлись высокопоставленными сотрудниками самых различных органов исполнительной власти. Даже экс-президент РФ Борис  Ельцин был вынужден признать в своих  мемуарах, что А. Коржаков мог влиять на назначение людей в правительство, администрацию главы государства  и силовые ведомства.

При этом, чтобы анализ политической ситуации был полным, необходимо выявить все наиболее влиятельные номенклатурно-политические группировки, которые, как правило, находятся друг с другом в конкурентных отношениях. Зачастую именно конфликты между номенклатурно-политическими группировками лежат в основе текущего политического процесса. Например, экспансии команды Коржакова пыталась противостоять группа первого помощника президента Виктора Илюшина, костяк которой составляли помощники Бориса Ельцина. С номенклатурно-политической группировкой Анатолия Чубайса боролась группа премьер-министра Виктора Черномырдина, который стремился не допустить усиления влияния своего первого заместителя. При этом в группу Черномырдина входили не только его сторонники в кабинете министров, но и ряд сотрудников президентской администрации, а также крупные предприниматели. Основная сложность ситуационного анализа данного типа состоит в необходимости поиска внутри политического пространства подобных влиятельных группировок-невидимок, которые стараются не афишировать свою деятельность.

Данные виды анализа являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, и оптимальным при осуществлении  общего анализа политической ситуации является сочетание двух подходов.

Вертикальный и горизонтальный анализ гармонично дополняют друг друга  — первый представляет собой анализ «видимых», официальных отношений  в политической системе, а второй — попытку исследовать «подводные»  течения политического процесса. Попытку соединения двух типов можно, в частности, встретить в анализе  ситуации во властных структурах федерального центра.

Полный анализ политической ситуации — относительно штучный продукт. Это в первую очередь объясняется  тем фактом, что подобная работа требует значительного количества времени, следствием чего в современных  быстроизменяющихся условиях является неизбежное существенное изменение  объекта анализа к моменту  его окончания. В этой связи полный ситуационный анализ требует концентрации значительных аналитических ресурсов в достаточно короткий временной  промежуток. Конечно, остроактуальность — неотъемлемое и необходимое условие любого ситуационного анализа, но при проведении детального анализа всей политической ситуации данный фактор приобретает особое значение. Ведь в таком случае в течение ограниченного периода времени требуется учесть гораздо большее число факторов, чем, например, при анализе какого-либо фрагмента политической ситуации.

По этой причине перед аналитической  группой, осуществляющей полный ситуационный анализ, всегда существует опасность  оказаться в роли Ахилла из известной  апории Зенона «Ахилл и черепаха»  — пока вся ситуация будет полностью  проанализирована, объект исследования уже успеет измениться, в результате чего возникнет необходимость в  анализе уже совершенно иной ситуации. В этой связи следует признать полный анализ политической ситуации исследованием, осуществляемым на грани теоретической и прикладной политологии, — полученный результат является ситуационным анализом в относительно сжатые сроки после окончания работы над ним. Затем проведенное исследование переходит в разряд историко-политологических, поскольку является анализом прошлых состояний политической системы.

 

5. Фрагментарный  анализ политической ситуации

Вследствие данного обстоятельства проведение общего ситуационного анализа  требует особых аналитических ресурсов, которыми располагают далеко не все  субъекты политического анализа. Поэтому  гораздо большее распространение  на практике получил анализ какой-либо части политической ситуации. В отличие  от общего анализа такой тип ситуационного  анализа следует называть фрагментарным. Он, как и общий анализ, также  может быть двух типов, причем первый весьма напоминает институциональный  анализ — он также рассматривает  деятельность отдельных политических институтов, однако его объектом является лишь один из них. Например, можно рассматривать  исключительно состояние президентской  власти, функционирования парламента или отдельных его палат, деятельность правительства, политических партий, СМИ. Подобным анализом является исследование 1994 г., осуществленное консультантом  Центра экономических реформ при  правительстве России О. Витте и  представляющее собой попытку проанализировать расклад сил внутри Государственной  Думы созыва 1995 – 2000 гг. как с точки  зрения идеологических предпочтений депутатов, так и с точки зрения их принадлежности к конкретным группами экономических интересов.

Отметим, что такой тип анализа, как и оба вида общего анализа  политической ситуации, обычно рассчитан  на несколько заказчиков, причем в  ряде случаев данный круг относительно широк. Некоторые ситуационные анализы  даже осуществляются или заказываются СМИ, что не противоречит сути ситуационного  анализа — ведь СМИ также являются одним из субъектов политического  анализа, которые, как уже отмечалось, будут подробно рассмотрены в  специальном параграфе.

Более жесткую привязку к клиенту  имеет второй тип фрагментарного ситуационного анализа — он связан с описанием ситуации, анализ которой  необходим для решения какой-либо конкретной, локальной задачи. В  этом случае нет необходимости в  проведении детального анализа всей политической ситуации — ведь заказчика  интересует только фрагмент политической ситуации, который относится к  поставленной им задаче. Именно от последней  и зависит выбор фрагмента  политической ситуации, подлежащего  анализу. Так, если определенная коммерческая структура ищет пути для осуществления лоббистской деятельности, то ей необходимо выяснить, каковы наиболее перспективные каналы лоббизма, определить расклад сил в органах власти (прежде всего в структурах законодательной власти, принимающей законы, и власти исполнительной, реализующей их), выявить центры принятия наиболее важных решений. Если же, например, правительство чувствует необходимость коррекции государственной социальной политики, то в этом случае существенным представляется анализ деятельности госструктур именно в этой сфере, изучение реакции на нее населения, его предпочтений и пожеланий, программных установок наиболее популярных оппозиционных партий, финансовых возможностей государства. При этом исследование борьбы группировок внутри структур исполнительной власти не будет уже иметь отношения к решаемой задаче.

Именно на этом типе ситуационного  анализа акцентируют свое внимание западные исследователи политического  анализа, причем для зарубежных политологов  он является практически единственной формой анализа политической ситуации. Тем самым западные ученые существенно сужают рамки ситуационного анализа — подобный ограничительный подход к пониманию политической ситуации во многом связан с уже отмеченной нами особенностью рассмотрения политического анализа в западной политологии, отождествляющей его исключительно с процессом принятия политических решений. На наш взгляд, подобное понимание политического анализа значительно ограничивает сферу его применения.

 

6. Проблемный  и диагностический ситуационный  анализ

В результате ситуационный анализ становится лишь первым этапом принятия решения, за которым в короткие промежутки времени следуют остальные стадии данного процесса. Тем самым ситуационный анализ утрачивает уникальность в качестве самостоятельной процедуры, что, по нашему мнению, не совсем справедливо. Мы уже показали, что ситуационный анализ далеко не всегда связан с конкретной проблемой, требующей немедленного решения. По этой причине следует  предложить еще одну классификацию  типов политического анализа, выделив  проблемный и диагностический ситуационный анализ. Эта группировка проводится уже не по объектам, а скорее по задачам  и целям ситуационного анализа. Первый жестко связан с определенной проблемой и всегда результируется в выработке оптимального решения — именно такой тип ситуационного политического анализа рассматривается западной политической наукой. Причем западные политологи особо отмечают, что и анализ проблемы, и разработка путей ее решения, и прогноз относительно дальнейшего развития ситуации после реализации решения, т.е. весь цикл политического анализа, осуществляется одними и теми же экспертами.

Диагностический тип ситуационного  анализа, полностью выпавший из сферы  внимания западной политологической мысли, необходим политическому актору для того, чтобы он был осведомлен о последних действиях своих союзников и конкурентов, имел представление о потенциале своих противников, о реальной расстановке сил на политической арене, о внутригрупповой борьбе внутри правящей элиты, о настроениях среди электората, и т.д. Диагностический анализ не занимается рассмотрением уже появившихся перед актором проблем, но позволяет выявить потенциальные возможности возникновения проблемных ситуаций, а также прозондировать возможность оптимизации деятельности политического субъекта на ряде направлений.

В качестве примера можно привести следующую гипотетическую ситуацию: руководство какого-либо региона, не испытывая в настоящий момент существенных трудностей во взаимоотношениях с федеральными властными структурами, решает заказать анализ текущей расстановки  сил в действующих эшелонах власти, с одной стороны, с целью поиска возможностей более качественного  лоббирования интересов региона  в федеральных структурах власти, а с другой стороны, с целью  изучения взглядов на региональную политику различных политических группировок, претендующих на повышение своего властного статуса. Последнее необходимо для того, чтобы выявить возможность смены ориентиров в региональной политике федерального центра. В данном случае речь идет не о решении какой-либо проблемы, а, во-первых, об исследовании возможности возникновения проблемной ситуации, что может случиться при усилении политического влияния сторонников более жесткой линии в отношениях федерального центра и регионов; во-вторых, о выяснении путей оптимизации отношений с федеральными властными структурами. Кроме того, в данной ситуации может быть заказан также анализ отношений с федеральной элитой других региональных властей с целью учета негативных и позитивных моментов в практике остальных регионов. В последнем случае анализ также будет носить диагностический характер.

В принципе диагностический и проблемный анализ могут дополнять друг друга  — если после проведения первого  обнаруживается наличие незамеченной до этого проблемы, то необходимо перейти  к осуществлению второго с  выходом на ее непосредственное решение. В этом случае ситуационный анализ действительно является первой стадией  процесса принятия политического решения. Однако анализ вовсе не обязательно должен результироваться в политическом решении — он вполне может являться самостоятельной процедурой. Так, если при диагностическом анализе не установлены негативные факторы, способные осложнить функционирование политического субъекта на определенном направлении, то такой анализ может не сопровождаться решением. Ситуационные анализы, публикуемые в СМИ, также не ставят своей задачей сформировать информационную основу для принятия каких-либо решений, если они не носят явно заказного характера.

Наконец, принятие политического решения  может вытекать из результатов ситуационного  анализа, но данные процедуры будут  разделены как во времени, так  и с точки зрения их исполнителей, что позволяет говорить о них  как о совершенно разных процессах. Действительно, зачастую аналитики  составляют ситуационные анализы, не имея представления о целях клиента. При этом актор, получив от одной группы аналитиков диагностический ситуационный анализ, может поручить разработку решения на его основе другой аналитической группе или же попытаться принять решение собственными силами.

Особо подчеркнем то обстоятельство, что существование диагностического анализа доказывает уникальность ситуационного  анализа по сравнению с двумя  другими частями полного цикла  политического анализа. Действительно, если ситуационный анализ может являться самостоятельной процедурой и не находить продолжения в принятии политических решений и осуществлении  политического прогнозирования, то ни политическое решение, ни политический прогноз невозможны без опоры  на результаты ситуационного анализа. Даже сугубо интуитивные решения  предполагают осуществление пусть  беглого и краткосрочного, но все  же анализа ситуации. А недостатки в проведении ситуационного анализа  неизбежно скажутся на качестве решений  и прогнозов.

 

7. Политическое прогнозирование

Вторым блоком политического анализа  является политическое прогнозирование. Термин «прогноз» происходит от греческого слова « prognosis », что означает предвидение, понимаемое обычно как получение информации о будущем состоянии какого-либо объекта.

В мире прогнозов предметом нашего рассмотрения станут прогнозы политические, объектом которых являются в первую очередь политическая система и  политический процесс. Соответственно под политическим прогнозированием было бы логично понимать разработку научно обоснованных суждений о вероятных  состояниях всей политической системы или отдельных ее субъектов в будущем и о возможных путях и сроках их достижения. Однако для рассмотрения политического анализа в предложенном понимании данное определение будет достаточно широким, и поэтому мы вновь встаем перед необходимостью провести демаркационную линию между прикладной и теоретической политологией, поскольку жанр прогнозов достаточно развит в обеих из них, в то время как нас в первую очередь интересуют прикладные исследования. Формально же под предложенное определение подпадают оба типа политических прогнозов, между которыми существуют значительные различия.

Теоретическая политология рассматривает  прогнозы в первую очередь как  прогнозирование политической мегакартины одной страны или даже всего мира, т.е. как возможные пути развития одной или многих политических систем на достаточно длительный период.

Попытки развести теоретические и  прикладные политические прогнозы уже  предпринимались в политической науке — например, Б. Хогвуд и Л. Ганн выделяли академические прогнозы и прогнозы, которые будут использоваться лицами, принимающими решения. Однако к разделению политических прогнозов с использованием критерия их использования или неиспользования для принятия политических решений необходимо относиться достаточно осторожно — ведь действующие политики способны принимать решения, исходя из тех политических прогнозов, которые в нашей терминологии получили название политических проектов. Политические проекты, имеющие в большинстве случаев четко выраженную идеологическую окраску, могут быть реализованы на практике, чему существует немало исторических подтверждений. Но в данном случае связь между политическим проектом и политическими решениями не будет носить оперативного характера. Кроме того, политические проекты обычно не имеют четкого периода упреждения, в то время как политический прогноз рассчитан на определенный и, как правило, не слишком большой срок. Наконец, политические проекты зачастую не адресованы конкретным лицам, принимающим решения, в то время как политические прогнозы более четко связаны с конкретными заказчиками.

Таким образом, критерий Б. Хогвуда и Л. Ганна может быть применен с рядом существенных оговорок, о чем также свидетельствует то обстоятельство, что политические прогнозы в нашем понимании этого термина не всегда являются частью процедуры принятия решения, в результате чего мы поместили в определение политического прогноза фактор вероятности его результирования в конкретном решении. Свидетельством этому являются поисковый прогноз — один из видов политического прогнозирования.

 

 

Заключение

На современном этапе развития научного знания подобный стиль политического  анализа представляется рудиментарным. Со всей очевидностью встает задача формирования вполне альтернативных возможностей для  анализа политической ситуации, составления  политических прогнозов и принятия политических решений. Отечественная  политическая наука в настоящий  момент должна предпринять попытку  вытеснения околонаучных способов политического  анализа, для чего, в свою очередь, необходимо сломать уже существующие стереотипы относительно прикладных исследований.

Возможность решения данной задачи видится в двух основных аспектах. С одной стороны, следует окончательно утвердить в правах прикладную политологию  как одно из значимых направлений  политической науки, четко сформировать границы прикладных исследований, их предметное и проблемное поле. С  другой стороны, необходимо разработать  собственно методики политического  анализа, которые могут быть применены  при решении задач из реальной политической практики.

Информация о работе Политическое прогнозирование