Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:25, контрольная работа
Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.
Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………..4
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства………………………………12
3. Практический вопрос………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………...18
Также критериями для типологии политических лидеров являются цели, которые они перед собой ставят, воздействие, оказываемое ими на общество. Роберт Такер выделяет тоже три типа:
1. Консерваторы. Такой тип лидера ориентируется на сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде (У.Черчиль).
2. Реформаторы. Они стремятся к преобразованию сложившийся социальной ситуации посредством проведения масштабного реформирования. Прежде всего, властных структур (Ден Сяопин, китайский реформатор, Мартин Лютер Кинг).
3. Революционеры. В отличие от реформаторов трактуют ситуацию как не поправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение – фундаментальное переустройство общественной системы (К.Маркс) [2,c.58].
Существуют дифференциация политических лидеров по используемым ими методов управления обществом. Выделяют два стиля.
1. Демократический политический лидер. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов, идут на компромиссы, учитывают общественные настроения и мнения людей. Это – наиболее эффективный стиль руководства.
2. Авторитарный политический лидер. Он ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы, игнорирует мнения и взгляды людей.
Современный политолог М.Херманн предложил типологию политических лидеров, в основу которой положено такое понятие как имидж. Он выделяет 4 типа:
Политический маркетинг – это наука искусство и технология эффективной социальной деятельности в сфере производства, продвижения, распределения и обмена политической продукции.
Субъекты политического маркетинга – политические институты (государственные организации, политические партии, общественно-политические объединения), этнические и социальные общности, физические лица, участвующие в процессе производства, продвижения, распределения и обмена политической продукции.
Предмет политического маркетинга – отношения по поводу присвоения и распределения власти в процессе производства, продвижения, распределения и обмена политической продукции [3,c.96].
Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
Политический
маркетинг выполняет ряд
Применительно
к институту лидерства
Имидж политического
лидера есть результат
Разнообразные качества политического деятеля могут импонировать одной группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей исходя из их политических симпатий. Это и есть сегментирование рынка.
Далее необходимо выявить ту группу, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Эта процедура называется позиционированием. При позиционировании следует подумать и о том, кто из потенциальных конкурентов политического лидера может ориентироваться на те же самые сегменты рынка и оценить в связи с этим собственную конкурентоспособность.
Предпринятые меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те, или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется оно через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании [3,c.188].
В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд тенденций.
Первой такой тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов.
Другая важная тенденция в развитии политического лидерства — концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.
Третья важная тенденция в развитии политического лидерства — его профессионализация. Тот факт, что политика постепенно становится уделом профессионалов, можно лишь приветствовать, потому что, с одной стороны, она затрагивает судьбы миллионов людей, и уже поэтому некомпетентность в политике недопустима, а с другой — как и любая деятельность требует специфических знаний, навыков, опыта.
Четвертая тенденция в развитии политического лидерства — это уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Цезарь, Петр I, Наполеон, Бисмарк или Сталин. Современные политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.
Основные тенденции современного развития политического лидерства заключается в следующем:
Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?
Причины
этого заключаются, с одной
стороны, в том, что
С другой стороны, крупные политические лидеры появляются, как правило, в периоды глубоких кризисов, войн, трансформаций общественного строя, когда требуются особые усилия, громадное напряжение сил, поиск оптимальных путей решения тех или иных задач. Такие ситуации и приводят к появлению выдающихся лидеров, которые как бы аккумулируют в себе творческие силы нации.
Я считаю, что данное высказывание верно, исходя из рассматриваемых выше утверждений, где одной из тенденций современного развития политического лидерства заключается в том, что не один современный политический лидер не может стать великой личностью, потому что он не может обладать знаниями, которые позволяют ему единолично управлять обществом.
Заключение
Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.
В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры.
Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.
Список используемой литературы