Политическое и правовое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:53, реферат

Краткое описание

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

Файлы: 1 файл

Реферат политическое и правовое сознание.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Виды  правосознания

В теории правоведения различаются следующие  виды правосознания.

     Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

     Профессиональное  правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики.

     Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В  современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений.

Ценностные  типы правового сознания

     В структуре правосознания также можно выделить следующие виды: индивидуальное, групповое, в том числе классовое, общенациональное (массовое) правосознание.

     Индивидуальное  правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры.

     Каналы  формирования индивидуального правосознания  самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о  праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.

     Индивидуальное  правосознание гражданина имеет  широкий диапазон: от конформизма  до нонконформизма, т. е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание - это фактор формирования активности личности, предпринимательства, стимулирования использования прав, свобод и исполнения обязанностей

     Групповое правосознание в свою очередь  имеет сложную структуру: классовое, иных социальных групп, общественных организаций, партий. Это правосознание по социологическим  исследованиям чаще всего формируется  вокруг тех или иных конкретных законопроектов, законов.

     Наконец, правосознание общества (массовое правосознание) проявляет себя в ходе общенациональных акций типа референдума, голосования  за тех или иных кандидатов в депутаты, на должность президента и т.п. Это  весьма сложный феномен, который изучают и измеряют разными способами.

     Правосознание занимает как бы промежуточное положение  между политическим и нравственным сознанием. В отличие от политического  сознания оно относится к государству  не как к объекту борьбы за политическую власть, а как к внешней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения, но вместе с тем получающей при этом и определенную оценку. В отличие от нравственных норм, которые исходят не от государства, но от самого человека и имеют для него абсолютный ценностный характер, но не имеют силы закона, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции. При этом право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

Информация о работе Политическое и правовое сознание