Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:50, реферат
Тема политического будущего России является очень интересной и весьма актуальной в наше время. За последние 20 лет Россия пережила несколько этапов политического преобразования. Попытки модернизации советской системы в рамках перестройки, развал СССР и попытки построить демократию, наконец, принципиально «укрепление вертикали власти», - все эти политические события сменили друг друга в чрезвычайно короткий, по историческим меркам, период времени. Настоящий период современной политической истории России часто описывают в понятиях «стабильности» и «предсказуемости», в противовес «лихим девяностым». Действительно, многим кажется, что «эпоха потрясений», кардинальных перемен в направлении внутриполитического курса осталась позади.
Введение………………………………………………………………...…3
Основные установки политической системы в России………………...4
Прогнозирование будущего России…………………………………….6
Вывод…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………..16
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Основные установки
Прогнозирование будущего России…………………………………….6
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Тема политического будущего России является очень интересной и весьма актуальной в наше время. За последние 20 лет Россия пережила несколько этапов политического преобразования. Попытки модернизации советской системы в рамках перестройки, развал СССР и попытки построить демократию, наконец, принципиально «укрепление вертикали власти», - все эти политические события сменили друг друга в чрезвычайно короткий, по историческим меркам, период времени. Настоящий период современной политической истории России часто описывают в понятиях «стабильности» и «предсказуемости», в противовес «лихим девяностым». Действительно, многим кажется, что «эпоха потрясений», кардинальных перемен в направлении внутриполитического курса осталась позади.
Заложенный в 1999 гг. и существующий в настоящее время формат «правил игры» во властной элите может быть охарактеризован как система «навязанного консенсуса», предполагающая отказ от конкуренции в обмен на гарантии сохранения статусов и ресурсов. Этой системе соответствует моноцентрический политический режим, целиком «замкнутый» на фигуру президента. Принципиально важно, что такой формат в нынешних условиях сам по себе порождает значительные неопределенности.
Проанализировав некоторые источники, я обнаружил, что мнения на счет будущего России далеко не единогласны.
Основные установки политической системы в России.
Основные установки текущей и перспективной политической ситуации в России:
Приоритетная значимость процессов в элитах. Именно властная элита, ее состав, структура, качество и степень консолидации оказывают и окажут в будущем наиболее существенное влияние на эволюцию страны. Это не означает тотального контроля элиты над массовым поведением, невозможности мощных протестных (в том числе несистемных) выступлений. Это означает, что элиты, в первую очередь, правящая группа, обладают «правом первого хода» и даже имеют несколько ходов «форы». Политическое участие массовых групп будет во многом зависеть от тех процессов, которые будут происходить в элитах, оно будет мобилизовываться элитами (причем совершенно не обязательно эффективно для самой элиты; более того, некоторые стратегии мобилизации могут иметь катастрофические последствия для элит). Коммуникационные потоки «сверху вниз» будут доминировать над потоками «снизу вверх».
До 2015-2020 гг. в России вряд ли будет сформировано полноценное гражданское общество в классическом политологическом смысле. Максимум, что возможно - обозначение вектора движения в этом направлении. Следовательно, мы исключаем сценарий становления развитой демократии западного типа на принятый период упреждения (хотя и не сбрасываем со счетов тот выявленный исследованиями факт, что такая модель остается наиболее желательной - по крайней мере, на декларативном уровне - для очень многих представителей элиты). Сказанное выше не означает отсутствия потенциала для развития гражданского общества и актуальных проявлений его формирования; не отрицается существование и развитие групп интересов разного уровня и масштаба с «ядрами кристаллизации» на федеральном и региональном уровне.
Власть является в высокой степени персонифицированной. Так, к примеру, для многих граждан, как показывают результаты наших исследований, понятие «президент России» ассоциируется конкретно с В. Путиным. Высокая степень персонификации власти вытекает и из традиций политической культуры, инерция которых вряд ли будет преодолена за 10-15 лет.
Прогнозирование будущего России.
Как уже говорилось выше, прогнозы будущего России далеко не единогласны. Разберем некоторые из них.
Известный канадский писатель, эссеист, футуролог и популяризатор Доменик Рикарди спрогнозировал, что ждёт Россию. На вопрос А. Светова что ждет Россию через пятнадцать, двадцать лет, он ответил, что через 10 лет он не видит Россию как самостоятельное государство. Далее Доменик Рикарди пояснил, какой видит территорию нынешней России в будущем. С востока на запад территория России будет выглядеть так: Южная часть острова Сахалин, все острова Курильского архипелага и юго-западное побережье Камчатки находятся под японским протекторатом. Границы этой зоны очень жёсткие и хорошо охраняются. Японцы контролируют также прилегающую к этим землям акваторию Тихого океана, всё Охотское море и Японское море от Владивостока до западного побережья самой Японии. Военная база и порт Петропавловск-Камчатский - под совместным управлением США и Японии. Далее на запад картина выглядит так: территория от 65-й параллели с юга на север и от Уэлена на востоке до Архангельска на западе - под юрисдикцией США. (Далее на северо-запад начинается юрисдикция Британии; на северо-восток - Германии и Норвегии.)
Всё, что южнее 65-й параллели, то есть практически вся Восточная Сибирь южнее Северного полярного круга, а также Монголия находятся под влиянием Китая. Китайский оккупационный режим будет очень жёстким, напоминающим китайский режим на Тибете первых лет оккупации. Великая русская равнина и вся Западная Сибирь выглядят так: от Уральского хребта до Петербурга и от Мурманска до Астрахани территория разделена на директории, находящиеся под объединённым командованием НАТО. Предыдущее административное деление на области сохранится полностью. Разница лишь в том, что каждая область находится в зоне ответственности конкретного государства - члена НАТО. В частности, Курская, Брянская и Смоленская области - это будущая зона ответственности французской администрации. Тверская, Ярославская, Архангельская, Костромская – британской. Калининградская и Ленинградская – германской. И лишь в Москве и Московской области администрация будет смешанной: в ней будут представлены почти все страны - члены НАТО. Официальный язык всех этих администраций - английский. Совершенно особой будет ситуация на юге России. Весь российский Кавказ и граничащий с ним Ставропольский край надолго погрузятся в пучину этнических и религиозных междоусобиц. Хотя основная борьба всё-таки будет идти не между отдельными этносами, а между двумя многонациональными армиями, представляющими два враждебных друг другу течения в исламе…
Причиной всего этого Доменик Рикард называет снижение политического и экономического влияния современной России, поражение высших эшелонов власти повальной коррупцией. В отношении коррумпированности бюрократии Россия уступает, кажется, только Нигерии, где эта болезнь ещё более вопиюща. Этот процесс разложения российской законодательной и исполнительной системы будет продолжаться и дальше, пока не достигнет своего максимума и “точки бифуркации”, после которой тотальный распад всей государственной машины станет неизбежным. Одновременно с этим демографическая ситуация России выглядит весьма плачевно. Смертность намного превышает рождаемость, население стареет, а огромный уровень безработицы среди активной части населения имеет своим следствием рост преступности и алкоголизм. Понятно, что страна фантастически богатая природными ресурсами, уже давным-давно является объектом самого пристального внимания финансовых и промышленных бонз и на Западе, и на Дальнем Востоке.
С точки зрения экспертов Стратфор, между Россией и США разгорается новая холодная война за влияние на постсоветском пространстве. “В отношении России цель США проста и однозначна: добиться ее распада. Отсюда и серия тяжелых поражений, которые за короткое время понесла Москва. Но теперь у США “заняты руки”, и это давление вдруг резко ослабло”. Здесь эксперты имеют ввиду проблемы США связанные с их вторжением в Ирак и Афганистан (миссией к понуждению к демократии), и возникшим по этой причине значительного оттока экономического и интеллектуального потенциала на эти направления с ограничением ресурсов противостояния Москве.
Так же эксперты Стратфор считают, что для противостояния США Россия будет ориентироваться на Восток: развивать отношения с Китаем и Индией, активно сотрудничать с ШОС, АТЭС. При этом и Россия, и Китай будут всячески подчеркивать, что их усилия никоим образом не направлены против Вашингтона. Но Стратфор предупреждает, что главная угроза существования российского государства заключена в росте мусульманского населения страны, а также в быстро развивающемся Китае. “Если многие в России только и мечтают о союзе с Китаем против Запада, то Пекин умело использует это заблуждение, и готовится к построению миропорядка, в котором Россия не будет играть заметной роли”.
Эксперты web-сайта “Европа 2020” будущее России рассматривают с точки зрения ее отношений с ЕС. После расширения Евросоюза Россия стала ближайшим соседом, и характер отношений ЕС – Россия будет влиять на стабильность в регионе по всей границе (от Беларуси до Кавказа). Россия рассматривается как глобальный партнер, обладающий военной мощью и развивающейся экономикой, как общество переходного периода, крупный импортер товаров и экспортер энергии.
В ближайшие десятилетия Россия не станет членом ЕС, но останется его важнейшим партнером, Россия обеспечивает до 30% энергетических потребностей Европы, причем это более надежный источник энергии в сравнении с ближневосточным.
Россия является непредсказуемым партнером, т.к. находится на стадии преобразований в политической, экономической, демографической, социальной и геополитической сферах. Эксперты отмечают, что нестабильное состояние России будет сохраняться на протяжении ближайших 20 лет. Россия будет пытаться сохранить свое влияние в странах бывшего Советского Союза, препятствуя их сближению с ЕС.
Россия идет “своим курсом”, происходит сдвиг к централизованной и “деспотичной” системе, не соблюдающей верховенство закона. Ряд трудностей, с которыми России предстоит столкнуться, она не сможет решить самостоятельно. Без иностранных инвестиций невозможно добиться роста производительности, а государственная собственность и жесткий контроль тормозят развитие экономики.
Учитывая, что отношения
ЕС – Россия определяют стабильность
в Европе, ЕС будет выстраивать
отношения в трех направлениях. Во-первых,
ЕС будет продвигать идеи демократии,
соблюдения прав человека в странах,
лежащих между ЕС и Россией. Во-вторых,
развивать торговое, экономическое
и технологическое
Национальный разведывательный совет США (National Intelligence Council, NIC) опубликовал доклад, посвященный тенденциям развития современного мира: «Global Trends 2020». Во всех предыдущих докладах Россия признается экономически слабой страной, но в GT-2020 отмечается, что “энергетические ресурсы страны поддержат ее экономический рост” и, как страна богатая природными ресурсами, Россия имеет наилучшие перспективы для более глубокой интеграции в мировую экономику.
Однако Россия переживает
тяжелую демографическую
Во внешней политике России наиболее вероятным является восстановление ее влияния на соседних территориях, приоритетным будет район Каспийского бассейна. В 2015 году запасы нефти и газа Каспийского моря будут использоваться максимально, но к этому времени будут открыты транспортные пути, проходящие не через Россию. Но, учитывая, “особые отношения” с Европой, Москва, скорее всего, более терпимо отнесется к сближению бывших советских республик с Европой.
Серьезными проблемами для России будут ее южные границы, нестабильные регионы Кавказа и Средней Азии, влияние которых (исламский экстремизм, терроризм и непрекращающиеся конфликты), вероятно, будет и в дальнейшем распространяться на Россию.
Россия будет утверждаться на политической арене, и поэтому будет принимать решения, отличные от США. К 2020 году ее ключевыми внешнеполитическими партнерами будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия. Растущее внимание Европы к природному газу сможет укрепить связи с Россией, потребует более высокого уровня политического сотрудничества с обеих сторон для решения вопросов проектирования и создания необходимой инфраструктуры.
С точки зрения экспертов
Национального
Однако, как крупнейший экспортер
нефти и газа, и страна, имеющая
большой объем ядерных
А вот фрагмент из 6-го тома "Национальной идеи Росси" под названием "Прогноз будущего России методом квантифицированной экспертной оценки".
Несколько количественных прогнозов будущего России, полученных методом квантифицированной экспертной оценки, даны на рис. 17.3.41-17.3.45. Итак, цивилизационная идентичность России, сниженная в годы перестройки и реформ, восстановится до исторического уровня к 2030 г.
Жизнеспособность России, в 2011 г. находящаяся на грани, за которой страна разваливается, в следующее десятилетие не улучшится, но возрастет после модернизационного кризиса 2021 г. Кризис 2021 г. приведет к оздоровлению страны.