Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:15, реферат
История показывает немало примеров трагедий, когда процветающая держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом. И тогда гибла самобытная культура, утрачивал былую славу народ, еще недавно могущественный и исполненный достоинства.
Введение.......................................................................................3
Исторические концепции политических конфликтов..............4
Понятие, субъект и роль конфликта...........................................6
Политический кризис...................................................................7
Причины и стадии развития политических конфликтов..........8
Типология политических конфликтов........................................12
Классификация политических конфликтов...............................14
Стадии политического конфликта..............................................16
Функции политических конфликтов..........................................17
Методы урегулирования политических конфликтов..............19
Пути разрешения политических конфликтов............................21
Заключение...................................................................................23
Список использованной литературы.........................................24
Главная причина
политических конфликтов в современной
России связана со стратегией и тактикой
перераспределения государственной собственности
и власти, что определяет их остроту и
ведет к социально-экономической и политической
нестабильности и напряженности во всех
сферах общества. Социально-психологический
фон, на котором возникают и протекают
конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной
структуре общества, проявляющиеся в стремительной
дифференциации населения по уровню доходов
и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей,
распространение образцов западной культуры,
индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической
напряженности на базе конституционных,
территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте,
нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим,
радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции
прав и свобод, прежде всего социально-экономических
и на получение правдивой информации о
деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения
ее в самостоятельную политическую силу
с целью наведения порядка или изменения
политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней
России имеют такие особенности: во-первых,
это конфликты в сфере самой власти за
обладание реальными рычагами власти;
во-вторых, исключительно велика роль
власти в конфликтах, возникающих в неполитических
сферах, но которые так или иначе, прямо
или косвенно затрагивают основы существования
данной власти; в-третьих, государство
практически всегда выступает в качестве
посредника, арбитра.
Многочисленные конфликты и конфликтные
ситуации – реальность современного российского
общества. Их истоки обусловлены не только
становлением и развитием новых социально-зкономических
и политических структур, но и недавним
прошлым, когда в течение продолжительного
времени господствующей в нашем обществе
была идеологическая установка на «бесконфликтность»,
гармоническое единство составляющих
его индивидов и социальных групп3.
Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:
1) По субъектам.
2) По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).
3) По масштабности:
4) По уровню формирования:
Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
В современных же условиях, когда политические конфликты в большей своей части индивидуализируются, а массы чаще всего остаются в стороне в роли безучастных или более-менее заинтересованных наблюдателей, конфликтное взаимодействие развертывается преимущественно по “горизонтали”, где противостоят друг другу различные ветви власти или различные политические партии и группировки.
Сказанное о вертикальной и горизонтальной направленности конфликтных противостояний дает основание для вывода о разделении политических конфликтов на два основных вида:
- “горизонтальный”
конфликт внутри самих властных структур
по поводу объема властных полномочий
и их распределения между группировками
властвующей элиты.
Несмотря
на то, что каждый взятый в отдельности
конфликт уникален, он все равно несет
в себе некоторые общие черты, позволяющие
отнести его к тому или иному типу (классу,
виду). В основе типологии конфликтов может
быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт:
социальная несправедливость, неравное
участие в принятии политических решений,
отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная,
межнациональная, культурная, военная
и т.п.;
- уровень формирования и проявления: на
межличностном, групповом, региональном
и глобальном уровнях; на организационном
уровне – межпартийные, межинституциональные,
между существующей властью и общественными
силами, интересы которых не представлены
во властных структурах или представлены
в виде отрицания и подавления этих интересов,
внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты,
связанные с процессами модернизации
политических систем: конфликты цивилизационного
характера, а также конфликты потребностей,
интересов, ценностей и идентификации.
Определим основные виды политических
конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной
ветвями власти в процессе становления
института президентства;
- между элитами финансово-промышленных
групп;
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-
В современных условиях конфликты в России
– единственный реальный способ выявления
объективных противоречий, возникающих
в процессе реформирования. Сложная политическая
и социально-психологическая ситуация
в России не только определяет в значительной
степени содержание конфликтов и формы
их проявления, но и влияет на их восприятие
населением, элитами, действенность применяемых
средств регулирования. Не разработаны
конституционные основы и правовые нормы
разрешения конфликтов. По этой причине
и из-за отсутствия опыта цивилизованного
и легитимного управления конфликтами
чаще всего используются силовые методы:
не переговоры и компромисс, а подавление
противника. Конфликтные по сути методы
реформирования российского общества
продолжают создавать условия для сохранения
конфронтации. Отчуждение населения от
власти и политики не только ведет к снижению
легитимности господствующих политических
сил, но обусловливает нестабильность
функционирования политической системы
в целом4.
С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:
Первая
стадия характеризуется накоплением
противоречий, выяснением позиций сторон,
зондированием потенциальных
Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.
Четвертая
стадия - завершение конфликта.
Особенностью
функций конфликтов является то, что
проявляются они в
Функции-последствия политического конфликта:
Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.
К позитивным можно отнести:
К негативным функциям конфликта можно отнести следующее:
Задача управления
и разрешения конфликта как раз и состоит
в том, чтобы не допустить его разрастания
или снизить негативные последствия.5
По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.
Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.6
Каковы
же конкретные методы
разрешения конфликтов?
1. Метод
избегания конфликта. Но избегание конфликта
не означает его фактического разрешения,
т.к. само противоречие, лежащее в основе
конфликта противоборствующих сторон,
остается.
2. Отрицание
или подмена конфликта, способ отношения
к конфликту, когда ему дают возможность
тлеть и перемещают в другую плоскость.
Например, политический деятель, ведущий
избирательную кампанию, чтобы набрать
максимум голосов должен избегать четкой
позиции по реальным противоречиям и руководствоваться
такими сценариями, которые способствуют
более широкому объединению и ведут к
согласию между политическими субъектами.
3. Метод
конфронтации. Обязательно выдвигает
на авансцену политики явно неразрешимый
антагонизм во всей его грубой неприкрытости.
Но конфронтация же может вести к кризису
и крушению политического режима.
4.
Метод откладывания
конфликта. Сдача "на милость победителя"
- действие довольно распространенное
в практике политической борьбы. Следует
отметить тот факт, что сторона, сдавшая
свои позиции, по мере накопления сил и
изменения ситуации в ее пользу, как правило,
делает попытку вернуть утраченное в прошлом.
5.
Примирение сторон
на основе сближения
их позиций и
интересов через
посредника. В роли посредника могут
выступать согласительные комиссии, менеджеры
по конфликтам, отдельные политические
деятели или страны (в межгосударственных
конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов
зафиксирован в Гаагской конвенции 1907
года. На американском континенте действует
несколько договоров о мирном разрешении
споров. На африканском континенте действует
Протокол Комиссии по посредничеству,
примирению и арбитражу Организации Африканского
Единства.
6.
Третейское разбирательство
или арбитраж. Считается, что этот
метод имеет существенные недостатки,
т.к. его применение может привести лишь
к затягиванию конфликта на долгие годы.
7. Переговоры, которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.
Очевидно, что
одним из главных условий согласия
(консенсуса) является терпимость соперников
друг к другу, инакомыслию.
Урегулирование
предполагает снятие остроты противоборства
сторон с целью избежания негативных
последствий конфликта. Однако, причина
конфликта не устраняется, тем самым сохраняется
вероятность нового обострения уже урегулированных
отношений. Разрешение конфликта предусматривает
исчерпание предмета спора, изменение
ситуации и обстоятельств, которое бы
приводило к отношениям партнерства и
исключало бы опасность рецидива противостояния.
Примирение
на основе принуждения, в основе которого:
- явное превосходство сил и ресурсов с
одной стороны и их дефицит с другой;
- изоляция одной из сторон, понижение
ее статуса, а также другие состояния,
свидетельствующие об ослаблении ее позиций,
о поражении;
- уничтожении противника, в результате
чего мир устанавливается в отсутствие
врага.7
Наиболее
распространенным методом достижения
примирения сторон являются переговоры.
В процессе переговоров стороны обмениваются
мнениями, что снимает остроту противостояния,
помогает понять интересы оппонента, более
точно оценить соотношение сил, условия
примирения, выявить суть взаимных претензий,
альтернативные ситуации, ослабить «нечестные
трюки» соперника. Таким образом, переговорочный
процесс включает соблюдение специальных
правил, приемов, позволяющих каждой их
сторон добиться поставленных целей через
принятие решений, обеспечить их выполнение
и воспрепятствовать обострению постконфликтных
отношений. Переговоры – ритуал, отражающий
соотношение сил. Наиболее эффективным
методом их проведения является соглашение
на основе компромисса. Это особо актуально
в тех случаях, когда срыв переговоров
будет иметь для конфликтующих сторон
неблагоприятные последствия.
Мирное разрешение конфликта включает
такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения
исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках;
- истощение ресурсов одной или нескольких
сторон, что делает невозможным продолжение
конфликта;
- обретение в процессе противоборства
взаимоуважения сторон, понимания прав
и интересов соперника.