Политические взгляды Джона Локка и Никколо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:01, реферат

Краткое описание

Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии. Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.
Идеи Дж. Локка оказали огромное влияние на мыслителей французского Просвещения, идеологов французской революции и деятелей американского освободительного движения. Для политико- правовых учений Нового времени характерно выдвижение на передний план практической ценности юридического знания. Расширилось понимание естественного права, осознание свободы, усовершенствовалась теория общественного договора, то есть были заложены основы современной теории государства и права.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Никколо Макиавелли………………………………………………………4
2. Джон Локк…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный  технический университет

имени Т. Ф. Горбачева»

 

Кафедра отраслевой экономики

 

РЕФЕРАТ

по политологии на тему

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА И НИККОЛО  МАКИАВЕЛЛИ

 

Выполнил студент

группы ЭС-091

Елескина Т.В.

 

Проверил руководитель

доц. Логинова Г.Е.

 

 

Кемерово 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Никколо Макиавелли………………………………………………………4
  2. Джон Локк…………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На стадии позднего средневековья (конец XV - начало XVI вв.) возникает новая экономическая и идейно-политическая ситуация. Именно это время оказалось принципиально новым для возникновения политологии Нового времени. Характерными признаками “новой новизны” можно назвать: распад феодального строя, появление прогрессивных форм производства, активизацию деятельности человека как существа самостоятельного. Человек в условиях зарождающегося капитализма рассматривается в ряде политических теорий как существо самостоятельное, активное, стоящее в центре мироздания.

Основными чертами  возникшего класса буржуазии становятся: свобода индивида и условий его жизни, базирующаяся на естественной природе человека, на его природных потребностях; исследуется вопрос возникновения государства как естественного проявления развития общества, появляются теории и концепции общественного договора.

Принципиальным  отличием политологии Нового времени  от политологии Древней Греции и  Древнего Рима было то, что политологи не только исследовали существующий политический строй, но доказали возникновение  государства на основе общественного договора и естественного права людей.

 

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Последовательное  и характерное выражение политической мысли этого периода содержится в учении государственного деятеля  и политика Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли – (3 мая 1469 г. -21 июня 1527 г.) итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов

К основным политическим трудам относят: «Государь» (опубликован в 1532г.) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (был написан в период 1513-1517 годов).

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии  Нового времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных  ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты".

Природа человека одинакова во всех государствах и  у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для  того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как важный факт политики.

В центре внимания Макиавелли — реальная способность  правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

Целью государства  и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. "Человек, которого лишают какой-либо выгоды, никогда не забывает этого: достаточно малейшей надобности, чтобы напомнить ему это; а так как его надобности возобновляются с каждым днем, то он вспоминает это каждый день". Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). "Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".

Незыблемость  частной собственности, как и  безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике.

Макиавелли  воспроизводит идеи Полибия о  возникновении государства и  круговороте форм правления; вслед  за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.

Предпосланные всему учению о государстве рассуждения  о природе человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет исследованием  общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве..

Макиавелли  стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй.

Народ нередко  ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. "При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь".

От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились  бы эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении". Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства.

Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.

Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. "Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных".

Законодательству и праву  Макиавелли придавал большое значение. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.

Во всех государствах основой  власти "служат хорошие законы и  хорошее войско. Но хороших законов  не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука, "ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.

Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал  Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы  людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.

Макиавелли, однако, не одобряет современное ему христианство, проповедующее  смирение, самоуничижение, презрение  к делам человеческим: "Религия  античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться".

Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: "Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии". Кроме того, писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия "близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям".

Рассматривая религию  как одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную религию, полезную для политики. Не государство на службе религии, а религия на службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.

Макиавелли считается  одним из основоположников науки  политологии. В его произведениях  политика (учреждение, организация  и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это  особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления  государственной власти, способы и приемы политической деятельности.

В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую  сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

Поступки основателей  государств, завоевателей, узурпаторов  престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства: "...Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность".

Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... — поучал Макиавелли. — Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".

Государственный деятель  не должен быть всегда верен договорам: "Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались  лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца..,"; "разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".

Информация о работе Политические взгляды Джона Локка и Никколо Макиавелли