Политические учения средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:07, доклад

Краткое описание

Средневековье характерно следующими политическими процессами:

создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
распад их на раздробленные политические образования;
расцвет сословно-представительных монархий.

Файлы: 1 файл

Политические учения Средневековья.docx

— 25.26 Кб (Скачать)

Политические  учения Средневековья

Средневековье характерно следующими политическими процессами:

 

  • создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
  • распад их на раздробленные политические образования;
  • расцвет сословно-представительных монархий.

 

    Особенности политических учений этого  этапа:

 

  • безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
  • политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
  • социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
  • обоснование теологической теории политической власти.

 

    Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате "О  правлении государей" пытался  соединить учение Аристотеля с христианскими  догмами.    

Он признает естественное происхождение государства, которое  должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения  господства и подчинения, и такой  порядок - от Бога. При использовании  власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют  право на сопротивление.

 

Аристотель, ученик и критик Платона:   

 

  • выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
  • назвал человека политическим существом;
  • классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

 

    · выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

 

  • залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
  • высказывал идею верховенства закона.

 

    Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны.    

В пределах Римской  империи в первые столетия новой  эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.    

Видный авторитет  церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет  трактат "О граде Божием", который  содержит рассуждения о государственных  и правовых учреждениях, посланных  человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.    

Учение Августина  легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

 

Фома  Аквинский.

Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическа философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усилени идеалистических моментов.

Значительное влияние  на философию Аквианта оказало и учение неоплатонизма. Он признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).

Основной принцип философии  Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально  доказать бытие бога и отклонить  возражения против истин веры. Все  существующее укладывается в созданный  богом иерархический порядок. Его  учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи.

Основные сочинения: "Сумма  против язычников" (1261-1264) , "Сумма  теологии" (1265-1273).

Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки "синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др.

 

 


Информация о работе Политические учения средневековья