Политические течения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:25, реферат

Краткое описание

Неотъемлемой чертой политической жизни современной России выступает деятельность различных организаций, объединяющих людей по идейным установкам, социально-экономическим, национально-религиозным и иным интересам. Эти организации отражают сложную, во многом противоречивую структуру формирующегося гражданского общества, многообразие потребностей индивидов, несовпадение их ценностных ориентаций, идеалов и убеждений. Особое место среди таких объединений граждан принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, которые на сегодняшний день являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом.

Оглавление

1. Политическая идеология: сущность и функции
1.1 Понятие политической идеологии
1.2 Уровни политической идеологии
2. Основные политические течения в современной России
2.1.Либерализм и неолиберализм
2.2 Консерватизм и неоконсерватизм
2.3 Коммунистическая и социалистическая идеология
2.4 Социал-демократия
2.5 Фашизм
2.6 Марксизм

Файлы: 1 файл

Рефик.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

 

2.4 Социал-демократия

Социал-демократизм – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившаяся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принципами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего Я самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и справедливости») в условиях стабильного политического развития стала весьма привлекательной программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое место уделялось нравственно-этическим факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, связанные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.

В современной российской политической системе на роль носителя данного политического течения  претендует партия «Справедливая Россия»  во главе с С. Мироновым.

 

2.5 Фашизм

Фашистская идеология, возникшая  в 20-х гг. XIX в., стала одним из знаковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы  влияния на политические отношения  в разных странах также создали  неоднозначное отношение к ней  в политической науке.

Сегодня в политологии  сложилось двоякое понимание  фашизма. Одни ученые понимают под ним  конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного  кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправдывающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм  Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким  уровнем тоталитарной организации  власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа, который они называли «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдывала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

В рамках такого подхода  характеристика фашизма непосредственно  связывается с описанием разного  рода националистических и особенно тоталитарных режимов.

Такая картина эволюции фашизма  дает возможность более четко  видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим радикализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством пропаганды против крайних форм политического участия, благожелательным отношением к историческим фактам сотрудничества с преступными режимами или политическими деятелями, распространением миссионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология, не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там  и тогда, где и когда в идейных  и практических устремлениях политических сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия  и террора подчас заслоняет задачи захвата и использования власти. Политическая линия такого движения неразрывно связана с утопическими идеями превосходства тех или  иных расовых, этнических, классовых, земляческих  и иных групп общества, агрессивностью политических требований, чертами национального  милитаризма, апелляцией к низменным  человеческим чувствам и предрассудкам. Политическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы  власти, полным приоритетом национального  кодекса нравственности над общечеловеческими  ценностями, безудержной демагогией в формировании общественного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизационного типа, ориентированные  на реализацию мифических идей и целей  и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому «без цвета  и запаха» фашизму, цели и задачи имеют антигуманистический характер, их роднит и сходство используемого  в борьбе за власть политического  инструментария. Поэтому от фашистского  перерождения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни религиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, авторы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, национальное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб другим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

К сожалению в России есть сторонники этой идеологии. К ним можно отнести партию «Национал-большевиков» во главе Э. Лимоновым, движение «РНЕ» и некоторые другие. Все партии данного толка запрещены российским законодательством и преследуются по закону.

 

2.6 Марксизм

 

Марксизм – одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли. Основные его положения были разработаны в XIX в. К.Марксом и Ф. Энгельсом. Их идеи были дальше развиты многочисленными последователями — Э. Бернштейном, Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, К.Каутским и многими другими.

Марксизм - это учение о прогрессе как смене общественных формаций и росте производительных сил; о социалистической революции во главе с субъектом прогресса - пролетариатом; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма - безтоварного и безрыночного общества.По своей сути Марксова система формаций с коммунизмом как счастливым финалом человечества была отголоском дарвиновской теории эволюционного развития форм жизни от низших к высшим. В формационном подходе отразилось фаталистическое понимание марксизмом исторического процесса, принижавшее роль человеческого сознания.

Марксизм возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли. Его близость, например, к либерализму выражается в наличии в нем целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Например, такие как: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех; свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

Мировое развитие выявило историческую ограниченность тезисов марксизма о классовой борьбе как главном содержании всемирной истории и революционном насилии как радикальном способе ликвидации эксплуатации человека человеком. Социалистическая революция, в которой марксизм видит путь к созданию новой цивилизации, свободной от эксплуатации, на практике приводит к появлению нежизнеспособной общественной системы, с трудом поддающейся трансформации в систему демократическую и гуманную.Опыт истории показал не только неразрешимость классовых противоречий насильственным путем, но и отсутствие реального содержания у одной из основополагающих идей марксизма - диктатуры пролетариата. К концу XX века стало очевидным, что рабочий класс, стремясь улучшить свое положение, доказал способность играть конструктивную роль в рамках буржуазного общества, гармонизировать отношения труда и капитала. Вместе с тем он не обнаружил никаких особых качеств, возвышающих его над другими классами и слоями, и не проявил готовность через свою диктатуру привести общество к процветанию. Идея всемирно-исторической миссии рабочего класса в освобождении человечества от всех форм социального гнета оказалась утопической.Прогнозируя неизбежность перехода человечества к социализму и коммунизму, К. Маркс и Ф. Энгельс не ставили вопрос о стимулах хозяйствования в обществе, отказавшемся от частной собственности. Настаивая на неизбежности преодоления рынка, К. Маркс тем самым лишал людей первичных условий свободы, возможности выбирать предметы потребления. Он делал людей заложниками тех, кто распределяет общественные богатства.История опровергла Марксову концепцию социализма как альтернативы капитализму в промышленно развитых странах Запада, но доказала привлекательность социализма для отсталых стран. Именно в этих странах, и в частности в России, произошел синтез вульгаризированной марксистской теории и неразвитого политического сознания. Функционирование тоталитарного режима дискредитировало социалистическую идею.В свете накопленного опыта представляются перспективными такие идеи марксизма, как прогноз о превращении труда в первую жизненную потребность, а науки - в производительную силу общества; о свободном развитии каждого человека как условии свободного развития общества в целом.В настоящее время коммунизм как идеология и политическая практика переживает кризис: ряд компартий Западной Европы ищут новые идейные принципы и наименования, многие компартии на территории СНГ и Восточной Европы прекратили существование или преобразованы в другие партии, резко сократилась численность коммунистов и оказываемая им поддержка со стороны избирателей. Компартии являются правящими лишь в Китае, КНДР и на Кубе.

На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В.И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова (Юлий Осипович Цедербаум), Георгия Валентиновича Плеханова и др.

 

 

 

Заключение

Итак, политическая наука, идеология  и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом различную социальную роль.

Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального  бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые  исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые  лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится «социалистичнее», а социализм - «либеральнее». Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Белов Г.А. Политология. - М.: ЧеРо, 2003.

 

2. Василик М.А. Политология. - М.: АСТ, 2006.

 

3. Зеркин Д.П. Основы политологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

 

4. Марченко М.Н. Политология. - М.: Зерцало, 2007.

 

5. Мухаев Р.Т. Политология. - М.: Приор, 2001.


Информация о работе Политические течения в современной России