Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 03:13, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления политической партии в современной России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, происхождение, типологию и функции политических партий;
рассмотреть типологию партийных систем и их характеристику;
исследовать опыт партийно-политического развития современной России.
Введение………………………………………………………………………..
1. Политические партии: понятие, происхождение, типология. Функции политических партий………………………………………………………….
2. Типология партийных систем. Их характеристика…………………….
3. Опыт партийно-политического развития современной России…………
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………….
д)
Функция воспроизводства и рекрутирования
политической элиты для всех уровней системы
организации государственной власти.
По причине того, что смена «властного
караула» в условиях демократии происходит
только по итогам выборов, претендующая
на власть партия должна быть готовой
к тому, чтобы в случае победы на этих выборах
«посадить» во «властные кресла» свою
команду, т.е. высших руководителей системы
государственного руководства и управления
страной. (При смене администрации президента
США, например, тотчас же меняются более
двух тысяч высших чиновников этого государства).
2.
Типология партийных
систем. Их характеристика
Логика действий партий диктуется характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии, их окружение, союзы и стратегии образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодействующими партиями М. Дюверже назвал «партийной системой». Природа коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов.
В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры. Кроме того, наиболее важное влияние на партийную систему оказывает избирательный режим.
В политической науке существуют различные классификации партийных систем. Поскольку система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию, постольку возможны две системы типологий6.
Количественный критерий является основой выделения двухпартийной системы (бипартизма), многопартийной системы и системы «двух с половиной партий».
Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего она отражает существование естественного политического дуализма. «Это означает, что политический выбор, - как подчеркивал М. Дюверже, - обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений».
Кроме того, двухпартийность способствует созданию эффективного и стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь.
Однако таковы плюсы двухпартийности в идеале. На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, «жесткая» двухпартийность отличается от «мягкой» дисциплиной голосования. В условиях «жесткой» двухпартийности (например, двухпартийной системы в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. «Мягкая» двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.
Различают также «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить в одиночку, не вступая в союз с другими партиями.
«Несовершенная» двухпартийность возникает в том случае, если число мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходится объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий».
В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система (взаимодействие осуществляют более двух партий) отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов и статусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.
Достижение
согласия, как и обеспечение системной
стабильности, во многом зависит от
характера взаимоотношений
Действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются влиянием на процесс принятия политических решений.
По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии Японии, консервативной партии Великобритании в 70 - 80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в ФРГ), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.
Существуют
и другие основания классификации
партийных систем. Док. Лапаломбара и М.
Ветер предлагают бинарную типологию,
противопоставляя друг другу «конкурентные»
и «неконкурентные» системы партий. Так,
для «конкурентных» систем характерны
ситуации гегемонии или чередования партий
у власти. В порядке уменьшения конкуренции
они выделяют многопартийные системы,
двухпартийные системы, многопартийные
системы с господствующей партией (например,
партийная система Индии во главе с Индийским
национальным конгрессом). Неконкурентные
партийные системы основаны на подавлении
всех политических объединений властвующей
партией. Примерами однопартийной системы
могут выступать коммунистические, фашистские
и развивающиеся системы.
3.
Опыт партийно-политического
развития современной
России
С конца 1994 г. партийно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба партий и блоков за голоса избирателей на выборах в Государственную Думу. Они состоялись в декабре 1995 г. Пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест в Думе, преодолели КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (лидер В. В. Жириновский), новый правительственный блок «Наш дом – Россия» (лидер В. С. Черномырдин), «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский). Согласно Конституции РФ выборы в верхнюю палату Федерального собрания – Совет Федерации – не проводились. Ее депутатами стали главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.
В мае 1996 г. началась новая
политическая кампания –
На заключительном этапе
Кризис политической власти
В декабре 1999 г. состоялись
очередные выборы в
31 декабря 1999 г. о своем досрочном
(срок президентских
Развитию и укреплению нового
политического порядка в
В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Подавляющая часть депутатских мест принадлежала представителям партии «Единая Россия» (350). Также места получили КПРФ, ЛДПР, блок «Родина». Представители правых оппозиционных партий («Яблоко», СПС) в Думу не прошли, так как не набрали необходимого числа голосов избирателей и не преодолели пятипроцентный барьер. Председателем Думы стал лидер партии «Единая Россия» Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации, председателем Совета Федерации – С. М. Миронов.
В марте 2004 г. состоялись очередные
выборы Президента страны. Набрав
около 71 % голосов, В. В. Путин
был избран Президентом РФ
на второй срок. Новым главой
правительства, еще до выборов,
В 2007 г., в преддверии выборов
в V Государственную Думу, после
объединения Партии жизни,