Политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является раскрытие признаков, функций, роли политических партий и всей политической системы в нашей жизни. Также хотелось бы раскрыть политические партии, как институт политической системы общества.

Оглавление

Введение
Понятие «политическая партия», ее признаки, функции, основные типы. Политические партии и политические движения
Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России
Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (на примере Германии)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрол. по политологии.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

     Большинство из предлагаемых в литературе типологий  партийных систем носит количественный характер, поскольку их главным критерием  является число партий, действующих  на политической арене. Однако этот на первый взгляд чисто формальный критерий чрезвычайно важен. Как правило, при классификации партийных  систем во внимание принимаются следующие  критерии:

  • число эффективных партий;
  • наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
  • уровень соревновательности между партиями.

     В соответствии с наиболее распространенной методикой все партийные системы  рассматриваются как конкурентные и неконкурентные. Конкурентные партийные  системы в свою очередь делятся  на многопартийные, двухпартийные и  многопартийные с доминирующей (господствующей) партией. Степень конкурентности при  этом убывает по мере перечисления видов представленных партийных  систем.

     Многопартийная  система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством  политических партий, имеющих общенациональное значение и играющих самостоятельную  роль в политической жизни. Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состояние самостоятельно создать  правительство, а поэтому исполнительная власть формируется на коалиционной основе. Многопартийность означает, что  в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения (широкое представительство на основе дифференциации), однако они не в состоянии эффективно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.

     Таким образом, создавая широкие возможности  для выражения интересов и рассредоточения власти, многопартийная система содержит в себе предпосылки возможной нестабильности органов государственной власти, частой смены правительств в результате острой борьбы политических партий. Даже относительно небольшая партия, представленная в парламенте или правительстве, может дестабилизировать политическую ситуацию и привести коалиционное правительство к отставке. Компенсаторным механизмом в этих условиях может являться наличие стабильных и прочных союзов партий, интегрирующих многообразные политические силы и снижающие степень неопределенности в ходе политической конкуренции.

     Двухпартийная система складывается на основе взаимодействие двух крупных и наиболее влиятельных  в стране политических партий. Двухпартийность  не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически  не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил.

     В условиях двухпартийности каждая из ведущих политических партий обладает возможностью и способна по результатам  выборов самостоятельно сформировать правительство. Изменения в симпатиях  избирателей ведут к  попеременной смене основных партий у руля руководства  страной. В силу того, что обе партии ориентируются на достаточно близкие  социальные слои, меняется не принципиальный курс государственной политики, а  акценты в его реализации. Тем  самым достигается необходимая  стабильность власти.

     Разновидностью  двухпартийной системы выступает  так называемая «несовершенная»  двухпартийность, или система «  двух с половиной партий». Такая  «несовершенная» двухпартийность  находит, например, свое воплощение в  практике политической жизни ФРГ  на протяжении всего послевоенного  периода. Она возникает в том  случае, когда на политической арене  конкурируют две крупные партии, неспособные без коалиции с третьей  партией, имеющей значительно более низкий политический вес, сформировать правительство. Поэтому они, сменяя друг друга у власти, вынуждены в то же время вступать в коалицию со своим младшим партнером.

     Однопартийная система, выступающая как система  неконкурентного  типа, характеризуется  полным отсутствием политического  плюрализма и, строго говоря, не представляет собой систему партий. Условия  ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социальной дифференциации, господства патриархальных традиций (развивающиеся  страны), а также под воздействием конкретно-исторических факторов (в  результате войны в СССР).

     Однопартийная система способно демонстрировать  высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных условиях развития страны, кроме того, она  обладает особыми мобилизационными способностями. Ее «врожденными» недостатками являются:

  • неизбежность срастания правящей партии с государством, в результате чего возникает их своеобразный симбиоз, а сама партия начинает утрачивать сущностные качества партийного объединения;
  • однопартийность, как показывает историческая практика, порождает тенденцию к административным методам решения политических проблем;
  • в этих условиях складываются возможности для серьезных злоупотреблений властью, которая находится вне демократического контроля;
  • отсутствие конкуренции политических партий со временем приводит к определенному политическому застою, росту оппозиционных настроений и в перспективе к серьезным конфликтам.

     Формирование  партийной системы современной  России началось полтора десятилетия  назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.

     Согласно  Федеральному закону «О политических партиях» №95-ФЗ от 11.07.2001г. в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство  политических партий перед законом  независимо от изложенных в их учредительных  и программных документах идеологии, целей и задач.

     Анализ  положений данного закона, многочисленные комментарии политиков и юристов  не оставляли сомнений в том, что  одной из целей его реализации, как, впрочем, и всей партийной реформы, являлось резкое сокращение численности  политических общественных объединений (партий, движений), имеющих право  участвовать в выборах в органы государственной власти. К этому  времени во власти и в близких  к ней кругах сложилось устойчивое мнение, что в России количество таких объединений превышает  разумные нормы. Если в 1999 году в России были зарегистрированы 139 партий, то в 2004-м их осталось 48, в 2005-м - 36, в 2008-м, когда российская экономика вступила в кризис, - 14.

     Впрочем, как сообщает Интернет-портал Инетлрос, данные о четырнадцати партиях уже  устарели. За время, прошедшее с середины ноября, три партии - «Гражданская сила», Демократическая партия России и  Союз правых сил (СПС) - объединились в  новую правоцентристскую партию «Правое дело». Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зеленые» присоединяются к «Справедливой России», Аграрная партия России - к «Единой России», Российская партия мира и единства - к партии «Патриоты России». Партия «Народный союз» трансформировалась в движение.

     Согласно  информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию  на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:

  1. Единая Россия
  2. Коммунистическая партия Российской Федерации
  3. Либерально-демократическая партия России
  4. Патриоты России
  5. Российская объединённая демократическая партия «Яблоко»
  6. Справедливая Россия
  7. Правое дело.[10]

     Так как наша партийная система сконструирована  сверху, она накрепко «привязана»  к существующей политической системе. Следовательно, существенные изменения  в функционировании партий возможны только в случае серьезной трансформации  всей системы. В то же время если политическая система столкнется с  серьезными проблемами, то они станут испытанием на прочность и для  партийной структуры, которое продемонстрирует степень ее устойчивости и эффективности. Такие перспективы нередко увязываются  с экономическим кризисом, который  прервал период постоянного экономического роста, продолжавшегося почти десятилетие.[8]

     Единственный  механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть в интересах  населения – это конкуренция. В настоящее время значительный интерес представляет законопроект об увеличении представительства так  называемых малых партий в региональных парламентах. Теперь если партия набирает больше 5%, но не преодолевает барьер, установленный в субъекте федерации на уровне, к примеру, 7%, она сможет провести в законодательный орган власти хотя бы одного депутата. И этот депутат будет обладать правами целой фракции. Законопроект находится в стадии рассмотрения. Принятие данного закона позволит  существенно увеличить представительство различных политических сил в региональных парламентах, а также существенно расширяет возможности непарламентских партий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дайте сравнительный анализ партийных систем России, США и одной  из европейских стран (на примере Германии.

     В данном вопросе я хочу рассказать о том, что представляют собой  партийные системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже  много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со времени 2 Мировой Войны сделала  необычайный рывок в своем  экономическом и политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно. 

     В Германии сформировалась многопартийная система с ограниченным плюрализмом, когда в парламенте нет открытой антисистемной оппозиции. Основными  партиями страны на федеральном уровне стали Христианско-демократический  союз и Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободно-демократическая  партия (СвДП), "Союз 90" (Зеленые) и  Партия демократического социализма (ПДС). Преимущества на выборах было почти  всегда за ХДС/ХСС, за исключением двух побед социал-демократов в 70-е годы.

     Среди других политических партий следует  отметить Национально-демократическую  партию, Республиканскую партию, Германский народный союз, Крестьянскую партию - малочисленные  и маловлиятельные.

     Партийная система Германии - сложившаяся, стабильная, центристская, хорошо структурированная, серьезно влияющая на государство и  на общество.

     В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная партийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в современном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что  на всех трех уровнях власти – общенациональном, региональном (штатном), местном –  господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская.

  1. Демократическая партия – организационно оформилась в 1828 г. В организационном отношении ДП представляет собой федерацию партийных организаций штатов, каждая из которых имеет свои ячейки во всех избирательных округах и участках. Во главе федерации стоит Национальный комитет Демократической партии.
  2. Республиканская партия – основана в 1854 г. Высшим органом партии считается национальный съезд, созываемый в год президентских выборов. Руководящим органом РП является Национальный комитет.

     Все партии обоих стран вне зависимости  от степени их организационной оформленности  обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования  в организационно оформленных партиях  является членство.

     Организационно  оформленные партии (партия ХДС в  ФРГ) имеют централизованный партийный  аппарат, который рекрутируется  из числа партийных функционеров, рассматривающих свою политическую деятельность как профессию. В этих партиях существует организационная  связь между партией и ее членами. Член партии получает партийный билет, уплачивает партийные взносы и подчиняется  всем дисциплинарным требованиям, предусмотренным  партийным уставом. Они строятся на принципах бюрократического централизма.

Информация о работе Политические партии